Основные инструменты прямого эколого-экономического регулирования

Основными инструментами прямого эколого-экономического регулирования являются моральное воздействие, а также экологические стандарты, лимиты и нормативы.

Моральное воздействие предполагает регулирование деятельности индивидов с помощью этических норм и общественного мнения. Оно включает моральное поощрение деятельности, направленной на сохранение благоприятной окружающей среды и моральное осуждение деятельности, наносящей вред природе и, в конечном счете, самому человеку.

Действенность этого инструмента зависит от ряда социальных, культурных, психологических и других факторов. В частности, в обществе должны сложиться общепринятые нормы бережного отношения к природе, прочные традиции экологические безопасного поведения. Большую роль в этих процессах играет экологическое воспитание и экологическое образование.

Однако не следует иметь в виду, что в рыночной экономике индивиды ориентированы на максимизацию собственного чистого выигрыша и часто

игнорируют мнение общества об этической стороне их поведения. В этом случае необходимо использовать внешние регуляторы поведения людей, прежде всего, правовые нормы. В экологической политике они выступают в виде экологических стандартов, лимитов и нормативов.

Экологические стандарты и нормативы широко распространены в практике эколого-экономического регулирования. Они включают:

- Стандарты качества окружающей среды

- Стандарты воздействия на окружающую среду

-Прямые запреты

- Технологические стандарты

-Стандарты качества продукции

-Экологические сертификаты, разрешения и лицензии

Стандарты качества окружающей среды опираются на совокупность экологических норм, важнейшими из которых являются предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества (ПДК) и предельно допустимая нагрузка на окружающую среду (ПДН).

Предельно допустимая концентрация – это максимальное содержание вредного вещества в единице объема воздуха, воды или почвы, не вызывающее при длительном и ежедневном воздействии патологических изменений в организме человека, животных и растений.

Окружающая среда считается чистой, если концентрация вещества в данной местности превышает значение ПДК, то есть соблюдается условие:

Предельно допустимая нагрузка на окружающую среду представляет собой допустимую степень загрязнения окружающей среды в конкретном регионе. Этот показатель служит ориентиром для обеспечения благоприятной среды обитания человека и сохранения экологических систем. Для каждой экологической системы используются свои критерии качества окружающей среды, которые зависят от ее потенциала и степени устойчивости.

Стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК. При их помощи устанавливаются предельно допустимые эмиссии загрязняющих веществ: 1) предельно допустимый выброс (ПДВ) и 2) предельно допустимый сброс (ПДС ).

Предельно допустимый выброс позволяет дать оценку вклада в загрязнение атмосферного воздуха конкретного стационарного источника. Он устанавливается на таком уровне, чтобы суммарные выбросы всех стационарных источников на данной территории не превышали ПДК.

Предельно допустимый сброс – показатель, аналогичный ПДВ, но предназначенный для оценки вклада стационарного источника в загрязнение воды.

Технологические стандарты устанавливают определенные экологические требования к производственным и природоохранным технологиям.

Стандарты качества продукции устанавливают требования экологической чистоты и безопасности.

Прямые запреты и ограничения представляют собой меру административного воздействия на виновника загрязнения и применяются в крайних случаях, когда процесс производства или выпускаемая продукция наносит непоправимый ущерб окружающей среде.

Экологические сертификаты – это документы, дающие право осуществлять экологически безопасную деятельность.

Разрешения и лицензии представляются в некоторых сферах деятельности, требующих их получения, или при отсутствии стандартов и нормативов. Они могут выдаваться на определенный срок или быть разовыми.

Все эти стандарты, лимиты и нормативы устанавливаются в законодательном порядке, и их нарушение предполагает юридическую ответственность. Это является главным преимуществом данного инструмента эколого-экономического регулирования. При строгом соблюдении экологического законодательства состояние окружающей среды действительно улучшается, о чем свидетельствует опыт стран Западной Европы.

Однако у экологических стандартов и нормативов как инструмента экологической политики имеется целый ряд недостатков, которые необходимо учитывать при их использовании.

Во-первых, они не соответствуют критерию экономической эффективности. Это объясняется тем, что стандарты и лимиты разрабатываются на основе усредненных данных без учета индивидуальных различий между субъектами экономики.

Во-вторых, происходит бюрократизация экологической политики, которая лишает ее гибкости в принятии решений. Очевидно, что орган государственной власти не может располагать полной информацией по каждому конкретному случаю, и поэтому индивидуальные различия не будут приниматься во внимание. Кроме того, существует опасность субъективности чиновника при принятии соответствующих решений.

В-третьих, поскольку разрешения на загрязнение в установленном размере даются бесплатно (если не учитывать возможность их покупки через взятку чиновнику), игнорируется принцип альтернативных издержек, играющий важную роль в современной экологической политике.

В-четвертых, замедляется инновационный процесс. Часто при выдаче разрешения оговаривается использование существующей технологии. Тем самым, фирмы лишаются стимула к технологическим инновациям, что снижает их конкурентоспособность на рынках готовой продукции.

Все эти и некоторые другие недостатки экологических стандартов и нормативов как инструмента прямого эколого-экономического регулирования могут быть компенсированы путем их комбинации с методами косвенного регулирования, применение которых позволяет решать экологические проблемы с более высокой эффективностью.

4. Инструменты косвенного эколого - экономического регулирования

Несмотря на то, что многие экологические проблемы связаны с провалами рынка и его неспособностью к их радикальному решению, экологическая политика широко использует инструменты косвенного эколого-экономического регулирования. В их основе лежит рыночный подход к мотивации экологически ответственной деятельности при помощи воздействия на издержки и выигрыши экономических субъектов через систему экономических стимулов,

К наиболее распространенным инструментам косвенного эколого-экономического регулирования относятся: 1) экологические субсидии; 2) инструменты системы экологического налогообложения; 3) инструменты кредитной системы; 4) инструменты системы страхования; 5) рынок прав (разрешений) на загрязнение окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: