Основными инструментами прямого эколого-экономического регулирования являются моральное воздействие, а также экологические стандарты, лимиты и нормативы.
Моральное воздействие предполагает регулирование деятельности индивидов с помощью этических норм и общественного мнения. Оно включает моральное поощрение деятельности, направленной на сохранение благоприятной окружающей среды и моральное осуждение деятельности, наносящей вред природе и, в конечном счете, самому человеку.
Действенность этого инструмента зависит от ряда социальных, культурных, психологических и других факторов. В частности, в обществе должны сложиться общепринятые нормы бережного отношения к природе, прочные традиции экологические безопасного поведения. Большую роль в этих процессах играет экологическое воспитание и экологическое образование.
Однако не следует иметь в виду, что в рыночной экономике индивиды ориентированы на максимизацию собственного чистого выигрыша и часто
игнорируют мнение общества об этической стороне их поведения. В этом случае необходимо использовать внешние регуляторы поведения людей, прежде всего, правовые нормы. В экологической политике они выступают в виде экологических стандартов, лимитов и нормативов.
|
|
Экологические стандарты и нормативы широко распространены в практике эколого-экономического регулирования. Они включают:
- Стандарты качества окружающей среды
- Стандарты воздействия на окружающую среду
-Прямые запреты
- Технологические стандарты
-Стандарты качества продукции
-Экологические сертификаты, разрешения и лицензии
Стандарты качества окружающей среды опираются на совокупность экологических норм, важнейшими из которых являются предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества (ПДК) и предельно допустимая нагрузка на окружающую среду (ПДН).
Предельно допустимая концентрация – это максимальное содержание вредного вещества в единице объема воздуха, воды или почвы, не вызывающее при длительном и ежедневном воздействии патологических изменений в организме человека, животных и растений.
Окружающая среда считается чистой, если концентрация вещества в данной местности превышает значение ПДК, то есть соблюдается условие:
Предельно допустимая нагрузка на окружающую среду представляет собой допустимую степень загрязнения окружающей среды в конкретном регионе. Этот показатель служит ориентиром для обеспечения благоприятной среды обитания человека и сохранения экологических систем. Для каждой экологической системы используются свои критерии качества окружающей среды, которые зависят от ее потенциала и степени устойчивости.
|
|
Стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК. При их помощи устанавливаются предельно допустимые эмиссии загрязняющих веществ: 1) предельно допустимый выброс (ПДВ) и 2) предельно допустимый сброс (ПДС ).
Предельно допустимый выброс позволяет дать оценку вклада в загрязнение атмосферного воздуха конкретного стационарного источника. Он устанавливается на таком уровне, чтобы суммарные выбросы всех стационарных источников на данной территории не превышали ПДК.
Предельно допустимый сброс – показатель, аналогичный ПДВ, но предназначенный для оценки вклада стационарного источника в загрязнение воды.
Технологические стандарты устанавливают определенные экологические требования к производственным и природоохранным технологиям.
Стандарты качества продукции устанавливают требования экологической чистоты и безопасности.
Прямые запреты и ограничения представляют собой меру административного воздействия на виновника загрязнения и применяются в крайних случаях, когда процесс производства или выпускаемая продукция наносит непоправимый ущерб окружающей среде.
Экологические сертификаты – это документы, дающие право осуществлять экологически безопасную деятельность.
Разрешения и лицензии представляются в некоторых сферах деятельности, требующих их получения, или при отсутствии стандартов и нормативов. Они могут выдаваться на определенный срок или быть разовыми.
Все эти стандарты, лимиты и нормативы устанавливаются в законодательном порядке, и их нарушение предполагает юридическую ответственность. Это является главным преимуществом данного инструмента эколого-экономического регулирования. При строгом соблюдении экологического законодательства состояние окружающей среды действительно улучшается, о чем свидетельствует опыт стран Западной Европы.
Однако у экологических стандартов и нормативов как инструмента экологической политики имеется целый ряд недостатков, которые необходимо учитывать при их использовании.
Во-первых, они не соответствуют критерию экономической эффективности. Это объясняется тем, что стандарты и лимиты разрабатываются на основе усредненных данных без учета индивидуальных различий между субъектами экономики.
Во-вторых, происходит бюрократизация экологической политики, которая лишает ее гибкости в принятии решений. Очевидно, что орган государственной власти не может располагать полной информацией по каждому конкретному случаю, и поэтому индивидуальные различия не будут приниматься во внимание. Кроме того, существует опасность субъективности чиновника при принятии соответствующих решений.
В-третьих, поскольку разрешения на загрязнение в установленном размере даются бесплатно (если не учитывать возможность их покупки через взятку чиновнику), игнорируется принцип альтернативных издержек, играющий важную роль в современной экологической политике.
В-четвертых, замедляется инновационный процесс. Часто при выдаче разрешения оговаривается использование существующей технологии. Тем самым, фирмы лишаются стимула к технологическим инновациям, что снижает их конкурентоспособность на рынках готовой продукции.
Все эти и некоторые другие недостатки экологических стандартов и нормативов как инструмента прямого эколого-экономического регулирования могут быть компенсированы путем их комбинации с методами косвенного регулирования, применение которых позволяет решать экологические проблемы с более высокой эффективностью.
4. Инструменты косвенного эколого - экономического регулирования
Несмотря на то, что многие экологические проблемы связаны с провалами рынка и его неспособностью к их радикальному решению, экологическая политика широко использует инструменты косвенного эколого-экономического регулирования. В их основе лежит рыночный подход к мотивации экологически ответственной деятельности при помощи воздействия на издержки и выигрыши экономических субъектов через систему экономических стимулов,
|
|
К наиболее распространенным инструментам косвенного эколого-экономического регулирования относятся: 1) экологические субсидии; 2) инструменты системы экологического налогообложения; 3) инструменты кредитной системы; 4) инструменты системы страхования; 5) рынок прав (разрешений) на загрязнение окружающей среды.