Среднемесячная начисленная заработная плата

в % к среднероссийскому уровню

                 
Образование 55,8 56,6 67,1 61,6 62,4 63,5 65,7  
Здравоохранение   60,5   66,6 68,4   75,8 74,1
Государственное управление   115,8 119,3 125,7 117,2 128,1 126,7 124,9

Стоит обратить внимание на ситуацию с оплатой труда внутри бюджетных отраслей. Так, например, в здравоохранении средняя зарплата даже в частных медицинских учреждениях находится ниже уровня среднероссийской. При этом разрыв между оплатой труда в частном и в государственном секторе здравоохранения совсем не велик и составляет не более 7% (в 2005 году – 4%). Кроме того, в 2004 и 2006 годах зарплата в государственном сегменте здравоохранения оказалась выше, чем в частном.

Оплата труда в муниципальном здравоохранении существенно ниже, чем в частных клиниках и медицинских учреждениях, финансируемых более высокими уровнями бюджетной системы. Разрыв в оплате труда работников муниципального здравоохранения имеет тенденцию к увеличению: если в 2002 году разрыв составлял всего 8%, то уже к 2006 году разница между оплатой труда в муниципалитетах и частном секторе выросла до 18%.

Оплата труда в образовании сильнее дифференцирована, чем в здравоохранении, – уровень заработных плат в муниципалитетах существенно ниже, чем у образовательных учреждений, финансируемых более высокими уровнями бюджетной системы, и более, чем вдвое ниже зарплат в частном сегменте образования.

При этом заработные платы в частном сегменте российского образования находятся выше среднероссийской заработной платы. Зарплаты бюджетников в образовании, составили в 2006 году около 79% для государственных и 47% для муниципальных образовательных учреждений от зарплаты в образовании в частном секторе.

Заработная плата в области управления, военной безопасности и обязательного социального обеспечения по отношению к среднероссийскому уровню заработной платы составляет 125%.

Основные принципы и порядок калькулирования и учета себестоимости медицинских услуг.

Основой планирования доходов и расходов, связанных с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности учреждения, является четкая система ценообразования и калькулирования плановой и фактической себестоимости оказываемых им услуг.

При этом следует иметь в виду, что, поскольку в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждения создаются собственником (в данном случае государством в лице его исполнительных органов) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (то есть государственных) функций некоммерческого характера, а также учитывая, что средства, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, согласно ст. 41 БК РФ являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета, для целей планирования потребностей учреждения в финансовых ресурсах калькулированию подлежат все оказываемые бюджетным учреждением услуги, независимо от того, являются они платными или не являются.

Результаты калькулирования плановой и фактической себестоимости услуг бюджетного учреждения являются основанием для планирования его потребности в бюджетных средствах. Кроме того, учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 69.2 БК РФ размеры тарифов (или порядок их определения) на платные услуги бюджетных учреждений подлежат утверждению вышестоящим органом, не имеющим всей информации о том, в какой степени утвержденные им тарифы обеспечивают возмещение соответствующих затрат учреждения, указанные выше результаты могут стать основанием для ходатайства перед данными органами об изменении тарифов на платные услуги учреждения.

Основным нормативным документом по калькулированию плановой себестоимости услуг являются Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.06.1970 N АБ-21-Д).

По платным услугам на основании калькуляций плановой себестоимости разрабатываются и утверждаются вышестоящим органом прейскуранты цен на соответствующие услуги.

Например, калькуляция плановой себестоимости и цен на платные медицинские услуги осуществляется по следующим калькуляционным статьям:

а) Материальные затраты: затраты на приобретение лекарственных и прочих средств.

б) Затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием платных медицинских услуг.

в) Начисления на заработную плату указанных выше работников единого социального налога и прочих начислений.

г) Накладные расходы (расходы на содержание отделений, непосредственно оказывающих платные медицинские услуги, а также расходы на содержание аппарата управления и обслуживающих подразделений учреждения в целом):

- амортизация основных средств и нематериальных активов;

- затраты на тепло-, электроэнергию, воду и прочие коммунальные услуги;

- административно-хозяйственные расходы.

д) Затраты сторонних организаций (плановые расходы, осуществляемые сторонними организациями в порядке производственной кооперации: консультации специалистов, специализированные операции и т.п.).

е) Прочие расходы (включаемые в соответствии с действующим законодательством РФ в себестоимость суммы налогов и сборов, затраты по сертификации, лицензированию и т.п.).

Итого - производственная себестоимость услуг.

Внепроизводственные расходы (расходы на изучение рынка, рекламу и т.п.).

Итого - полная себестоимость услуг.

Прибыль (начисляется на суммарную плановую себестоимость платных медицинских услуг в соответствии с перечисленными выше калькуляционными статьями без учета затрат сторонних организаций).

Итого - цена услуги (без НДС).

По услугам, осуществляемым за счет выделенного учреждению бюджетного финансирования, прейскуранты цен не разрабатываются, а осуществляется учет плановой и фактической себестоимости услуг (то есть без учета показателя плановой прибыли).

Определение размеров включаемых в калькуляцию плановых затрат производится:

- по материальным затратам - исходя из норм расходования лекарственных и иных препаратов в соответствии с технологией оказания конкретной медицинской услуги;

- по заработной плате - исходя из должностных окладов врачей и среднего медицинского персонала, а также норм времени на осуществление конкретной медицинской услуги;

- по начислениям на заработную плату - в соответствии с нормами начислений к калькуляционной статье "Оплата труда", установленными действующим законодательством РФ;

- по накладным расходам - в части затрат на коммунальные и административно-управленческие услуги - в соответствии с определенным на основании данных бухгалтерского учета за предыдущий год нормативом в процентах к сумме калькуляционной статьи "Оплата труда", а в части амортизации инструмента и оборудования - исходя из установленных сроков использования указанного имущества;

- по прочим расходам - в соответствии с нормативом в процентах от суммарного размера всех предыдущих калькуляционных статей, определенным на основании данных бухгалтерского учета за предшествующий год и изменений соответствующих норм налогообложения на текущий год;

- по услугам сторонних организаций - в соответствии с заключенными договорами (соглашениями), а при их отсутствии на момент калькулирования цен - исходя из средних цен их услуг за предыдущие периоды;

- по внереализационным расходам - в соответствии с нормативом в процентах от суммарного размера всех предыдущих калькуляционных статей, определенным на основании данных бухгалтерского учета за предшествующий год;

- по прибыли - в соответствии с утвержденным руководителем учреждения коэффициентом рентабельности платных медицинских услуг в процентах к общей себестоимости без учета затрат на оплату услуг сторонних организаций (при этом, в случае если размер цен (тарифов) на данную платную услугу на момент калькулирования был уже утвержден вышестоящим органом, размер плановой прибыли определяется как разница между размером утвержденной цены (тарифа) и суммой всех вышеперечисленных плановых затрат, включенных в данную калькуляцию).

Показатели по калькуляционным статьям "Материальные затраты" и "Оплата труда" подтверждаются приложенными к калькуляции расчетами. При этом для определения размера плановых затрат по калькуляционной статье "Оплата труда" медицинского учреждения в расчет принимается средняя заработная плата врачей и среднего медицинского персонала, непосредственно оказывающих платные медицинские услуги, исходя из установленных им должностных окладов с учетом повышений, доплат и надбавок, но без учета выплат за счет доходов от приносящей доход деятельности.

Калькуляционные нормативы на текущий год для определения размера плановых затрат по другим статьям калькуляции, определяемые планово-экономическим органом учреждения в описанном выше порядке, целесообразно утвердить приказом руководителя учреждения.

На основании разработанных с учетом перечисленных выше требований калькуляций оформляются прейскуранты цен на платные медицинские услуги, утверждаемые вышестоящим органом. Если такие прейскуранты указанным органом уже утверждены, но размеры включенных в них цен не возмещают приведенных в калькуляциях плановых затрат, учреждение может ходатайствовать перед вышестоящим органом о пересмотре утвержденных ранее цен.

В учреждении необходимо организовать контроль за изменениями фактической себестоимости оказываемых им платных и "бюджетных" услуг в целях:

- корректировки калькуляционных показателей для повышения качества расчета прейскурантных цен на данные услуги;

- выявления и устранения фактов неэффективного использования материалов, средств на оплату труда и других прямых затрат.

Контроль и анализ изменения фактической себестоимости платных медицинских услуг может осуществляться планово-экономическим отделом во взаимодействии с бухгалтерией учреждения на основании данных следующих учетных регистров:

- Журнал регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен.

- Расчеты фактической себестоимости медицинских услуг.

В зависимости от специфики деятельности лечебного учреждения его планово-экономические органы разрабатывают собственные системы осуществления перечисленных выше мероприятий.

В результате осуществления контроля за себестоимостью медицинских услуг администрация учреждения имеет возможность достаточно своевременно определить факторы, влияющие на изменения этой себестоимости, а также выявлять не используемую для выплаты премий прибыль, которую можно использовать для развития материально-технической базы.

Кроме того, аккумулируемые в Журнале регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен суммарные показатели фактических затрат учреждения, детализированные по статьям КОСГУ, а также доведенные учреждению в рамках государственных (муниципальных) заданий плановые объемы услуг и нормативы бюджетного финансирования являются инструментами финансового планирования потребности учреждения в бюджетных и внебюджетных средствах на следующий год.

Тема 4. Финансовое обеспечение деятельности учреждений образования и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: