Профессиональной подготовки кадров

1. Состав и структура расходов федеральных, региональных и местных бюджетов на содержание образовательных учреждений.

2. Методика планирования бюджетных расходов на содержание образовательных учреждений. Расчет фонда оплаты труда, затрат на материальные нужды.

3. Особенности планирования и финансирования расходов на повышение квалификации и переподготовку кадров.

4. Внебюджетные источники финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений, их состав и структура. Понятие платных образовательных услуг.

5. Порядок планирования доходов и расходов и использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

1. Планирования бюджетных средств на содержание учреждений образования

ФЗ «Об образовании» гарантирует ежегодное выделение государством финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих статей расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования государство обязано предоставлять не менее 3% расходной части федерального бюджета. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории России на основе государственных экономических нормативов на единицы контингента обучаемых, которые ежегодно утверждаются федеральным законом одновременно с законом о бюджете. Также по требованию законодательства предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции.

Доля финансирования системы образования различными уровнями бюджетной системы не одинакова. Так, школы финансируются преимущественно (99%) из бюджетов субъектов РФ, и только на 1% из федерального бюджета, в то время как ВУЗы финансируются преимущественно из федерального бюджета.

Основа для определения суммарных расходов муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование – количество учреждений и предполагаемое их развитие в планируемом году, а также показатели по контингентам детей, учащихся, воспитанников.

Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социальных функций отрасли, таких, например, как питание школьников.

Государственный стандарт основного общего образования сформирован представляет собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем нагрузки обучающихся. Один из элементов государственных стандартов – базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ.

Жесткая бюджетная политика при рассмотрении предложений о включении в бюджет тех или иных расходов на образование предопределяет необходимость учитывать не только потребность, целесообразность, актуальность, но и финансовые возможности по их осуществлению.

С введением новой бюджетной классификации образовательные учреждения не могут использовать бюджетные средства по своему усмотрению из-за целевого финансирования расходов. Сметный порядок выделения ассигнований призван основополагающим. В начале учредитель устанавливает для каждого учреждения производственные показатели деятельности (здания, контрольные цифры, госзаказ), с учетом которых формируется смета расходов.

Планирование и финансирование расходов образовательных школ.

При бюджетном планировании принимается во внимание следующее: политические целевые установки, социальные и финансовые показатели, нормы и нормативы, реальные технико-экономические параметры работы образовательных учреждений. Расчет объема бюджетного финансирования осуществляет учредитель, применяющий программно-целевой метод бюджетного планирования расходов на образование. Этот метод включает в качестве основополагающего документа разработку сметы, посредством которой определяется объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на покрытие затрат образовательного учреждения.

С целью обоснованности нормативного финансирования образовательных учреждений важную роль приобретает разработка минимальных социальных нормативов. Они включают: Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы; наполняемость классов и групп; натуральные нормы питания детей и воспитанников по дошкольным учреждениям, интернатам; расчетные нормы питания школьников; перечень одежды и обуви, выдаваемой детям-сиротам и т.д. На основе ФЗ «Об образовании» финансирование образовательных учреждений призвано осуществляться по государственным и местным нормативам финансирования. Они определяются в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, становясь основой сметы его расходов.

При разработке сметы расходов различного образовательного учреждения используются производственные показатели. Для дошкольных учреждений производственными показателями являются число воспитанников и групп, для школ – число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования – прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение и т.п.

В финансовом планировании используются не только производственные показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовая величина контингента учащихся. Ее размер зависит от приема, отсева в процессе обучения и выпуска успешно завершивших учебу учащихся. Формула определения среднегодовых показателей по школам имеет следующий вид:

Где Уср – среднегодовое количество учащихся;

У1 – количество учащихся на начало планируемого года (на 1 января);

М1 – количество месяцев с переходящим контингентом на начало года (8 месяцев);

У2 – количество учащихся планируемого года (на 1 сентября);

М2 – количество месяцев функционирования учреждений с новым контингентом на конец года (4 месяца);

12 – число месяцев в году.

Таким образом, первоначально рассчитывается количество учащихся на начало и на планируемый год в целом, определяемое по группам классов. Например, число учащихся на 1 сентября для I-IV классов определяется:

У2 = УI-IVкл.01.01 + Прием в I класс – Выпуск из IV класса.

Аналогично, но с некоторыми особенностями рассчитывается количество учащихся V-IX и X-XI классов.

Составление смет по общеобразовательным школам производится по методике исчисления федеральных нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений.

Затраты на образование и общеобразовательные школы в частности подразделяются на текущие (прямые), потребляемые полностью в течение года, и долгосрочные (капитальные) расходы.

Прямые расходы, оказывающие непосредственное влияние на стоимость обучения одного учащегося в год, включают:

1) Расходы на заработную плату с начислениями;

2) Затраты на канцелярские принадлежности, материалы и т.д.;

3) Расходы на командировки и служебные разъезды;

4) Транспортные расходы;

5) Расходы на оплату услуг связи;

6) Оплата содержания помещений и т.д.;

7) Затраты на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

Прочие текущие расходы (учебные расходы на производственную практику, приобретение материалов для лабораторных занятий, учебных пособий и т.д.)

В состав капитальных расходов входят: расходы на содержание зданий и сооружений, приобретение дорогостоящего оборудования, мебели, капитального и текущего ремонта. Сюда же включаются расходы социального характера: на питание учащихся, подвоз их к школе, оплата коммунальных услуг учителям сельских школ и т.д.

Важный механизм бюджетного финансирования образовательных учреждений – нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования.

Федеральный норматив бюджетного финансирования (ФНбф) – нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося (воспитанника). При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:

1) Текущие (коммунальные, т.е. отопление, освещение, водоснабжение, канализация и др.)

2) Долгосрочные (капитальные) расходы.

Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.

Исчисление норматива бюджетного финансирования на одного учащегося (воспитанника) происходит на уровне образовательного учреждения и включает три

1-й этап подготовка исходных данных по образовательной школе (определение количества учащихся, норм предельной комплексности классов, групп продленного дня и педагогических ставок по состоянию на 1 января планируемого года).

2-й этап – расчет средств на оплату труда.

3-й определение федерального норматива бюджетного финансирования.

Вопрос 2. Финансирование образовательных учреждений в современных условиях.

Финансирование образовательных учреждений представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование основной образовательной деятельности учреждений, так и на эффективное использование финансовых ресурсов. С помощью бюджетного финансирования обеспечивается реализация государственных социальных гарантий в сфере образования. Законодательство предусматривает финансирование образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов и определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В ФЗ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются ими по своему усмотрению в соответствии с уставом.

Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объеме финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

В действительности нормативы финансирования отсутствуют. Использовать средства по своему усмотрению учреждения не в праве из-за целевого финансирования по предметным статьям. Подавляющее большинство дошкольных учреждений и школ самостоятельных счетов не имеют. ФЗ РФ «О бухучете» предоставляет руководителю право в зависимости от объема учетной работы сделать выбор: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухучета централизованной бухгалтерии или специализированной организации; вести бухучет лично. Какую бы учетную политику не выбрало государственное учреждение, его производственные и хозяйственные расходы покрываются за счет средств учредителя, доходов от собственной деятельности, иных внебюджетных источников.

Основные документы, регулирующие ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, - договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. Устав разрабатывается данным учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управление образовательным учреждением и другие правовые аспекты, является двусторонним актом. В договоре определяются виды образовательных программ (основные и дополнительные), которые будут профинансированы за счет бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены; устанавливаются минимальные нормы наполняемости для комплектования классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

Учредитель берет на себя обязательство по финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. Если учреждение не имеет самостоятельного расчетного счета, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Важное место при финансировании отводится контролю. Учредитель обязан регулярно отслеживать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Обязанности образовательного учреждения – своевременное предоставление учредитель программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования; расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждение объектов собственности.

Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления, осуществлять выплату надбавок и доплат; привлекать дополнительные источники финансирования и самостоятельно характер их направления. Поступление внебюджетных средств не является основанием для сокращения бюджетных средств. В случае невыполнения показателей деятельности и учебных планов, секвестирования (урезания, сокращения) бюджета, недофинансирования, нецелевого использования средств учредитель оставляет за собой право вносить изменения в объемы выделяемых ассигнований. При несоблюдении условий договора финансирование может быть приостановлено.

Важный вопрос – оптимизация бюджетных расходов финансовая дисциплина. Сокращение и оптимизация расходов достигается через конкурсное рассмотрение предложений о сотрудничестве в области коммунального обслуживания и закупок материальных ценностей. Целевой характер выделяемы ассигнований определяется кодом бюджетной классификации.

При финансировании учреждения в первую очередь финансированию подлежат «защищенные»статьи, перечень которых ежегодно утверждается законодательством (на оплату труда и начисление на нее, на питание, на трансферты населению).

Финансирование образовательных учреждений представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование образовательной деятельности учреждения, так и на эффективное использование финансовых ресурсов. С помощью бюджетного финансирования обеспечивается реализация государственных социальных гарантий в сфере образования.

В 2003 г. в статье «Нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений» («НО». 2003. № 10) автором были изложены основные принципы новой модели финансирования образовательных учреждений. В ней, исследуя опыт регионов-первопроходцев (Самарской, Ярославской областей и Чувашской Республики) на этом сложном пути, был представлен алгоритм внедрения нормативного подушевого финансирования для общеобразовательных учреждений, необходимая нормативно-правовая база, приведены основные положения одной из первых методик расчёта норматива бюджетного финансирования организации финансовых потоков в условиях новой модели финансирования образования.

За прошедшие пять лет нормативная модель финансирования успешно прошла стадии экспериментальной разработки, апробации и внедрения практически для всех типов образовательных учреждений системы общего образования. Сегодня можно говорить об опыте широкомасштабного применения нормативной модели финансирования, сформированной законодательной и нормативной базе на различных уровнях власти, использовании методических рекомендаций по расчёту и внедрению нормативов бюджетного финансирования, о возможностях ресурсного обеспечения производителей образовательных услуг и доступности качественного образования.

Модель подушевого бюджетного финансирования связана с эффектив­ным распределением выделяемых бюджетных средств между общеоб­разовательными учреждениями. Для этих целей используется про­зрачная формула, основанная на принципе «деньги следуют за уче­ником». Модель подушевого бюд­жетного финансирования нацелена не на обеспечение всех потребностей в расходах на одного ученика, а на эффек­тивное распределение бюджета (в расчёте на одного ученика) на базе прозрачной формулы.

Нормативное финансирование чётко фиксирует права и ответственность каждого уровня управления в распоря­жении финансовыми ресурсами, одно­временно обеспечивая школьникам сво­боду выбора образовательного учрежде­ния.

В рамках национального проекта «Образование» с 2007 года начата поддержка региональных комплексных проектов модернизации образова­ния. В абсолютном большинстве регионов зара­ботал принцип нормативно-подушевого финанси­рования системы образования, суть которого — переход от финансирования затрат образователь­ных учреждений к финансированию результатов их деятельности.

Ключевая особенность национального проек­та — институциональный характер изменений: реформируется не сама деятельность школ и педагогов, а те нормы, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Основой систем­ных изменений в национальном проекте опре­делено распространение механизмов жёсткой привязки финансирования к объёму и качеству образовательных услуг; к 2012 году поставлена задача перевести все общеобразовательные уч­реждения на нормативное подушевое финанси­рование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: