Философия Сократа как поиск безусловных оснований

Открытие субъективности в греческой софистике. Человек как мера всех вещей.

Софистами (от греч. Мудрость) обычно называют преподавателей риторики и философии, которые понимают это как искусство речи. Под софистикой понимается такая ситуация в мышлении, когда оно представляет собой некую стихию. Софисты пытаются выстроить фюзис(стихию) мышлению. Мысль в их исполнении телесна.

Софисты начинают проявлять интерес к логике, риторике, психологии и их появление не случайно. В греческих города и колониях начинали развиваться демократические институты. Афины стали не только самым развитым городом, но и самым демократическим.

Софисты первыми стали продавать знание.

Софисты первыми открыли то, что можно назвать субъектом. Они открыли такой порядок речи, который отличен от порядка фюзис. Один из старших патриархов софистики (Протагор) дал такой тезис: «Человек есть мера всех вещей существующих в том, что они существуют, а не существующих в том, что они не существуют»

Первая часть суждения значит, что мера находится не в самой фюзис, не в самой природе, как у Протагора. Мера не в вещах, а в человеке, человек сам их устанавливает. Протагор различает 2 типа существующего порядка: фюзис(природа) и этос (закон и порядок, установленный человеком). Софисты открывают культуру как мир условностей. Один порядок они считают старшим (фюзис), а второй низшим. Вместе с тем, открывая эту стихию вместе с традиционным порядком, они говорят, что порядок дискурса должен быть описан, должны быть созданы правила. Поставлена проблема порядка фюзис и порядка этос.

Вторая часть суждения означает, что человек есть мера самого существования, самого сущего.

Софист Горгий утверждал, что всё в мире в одинаковой мере ложно. За этим кроется логический посыл, что небытие есть. Небытие это то, что можно уловить только быстрым умом. Ум медленный, дискурсивный не может иметь дело с небытием. Софисты вообще рассматривают скорость как антологический аргумент.

Сократ был философом говорящим. Всё что мы знаем о философии Сократа, мы знаем в изложениях Платона и Ксенофонта (главные источники).

Сократ является фигурой противоречивой. С одной стороны Сократ имеет явные черты «платонизма», с другой стороны Сократ является продолжателем линии философии софистов, той линии, которая имеет в своём центре субъекта. То, что афинская аристократия осудила Сократа на смерть, связано с его приверженностью к софистике.

Сократ пытался наладить связи между речью, логосом и фьюзисом (миром сущего). Бытие безусловно, речь относительна. Законы, которыми пользуются люди – условны, но законность – безусловна.

Связь сущего, вещи и того что делает эту вещь вещью, т.е. его безусловное основание. Философия, согласно Сократу, это любовь, поиск к этому безусловному, а не его знание. Безусловное нельзя знать, так как человек знает сущее. Мы можем сказать, что такое стол, но что делает стол столом, в чем сущность стола, мы не знаем.

Тезис Я знаю, что я ничего не знаю. Справедливость, благо, красота. 3 объекта, на которые направлен тезис Сократа. Красивой может быть лошадь, может быть ваза, может быть женщина. Но ни то, ни другое, ни третье не является красотой. Что такое красота как сущее. Сократ сделал вывод, что никто не знает, значит ни у кого нет основания утверждать.

Сократу принадлежит еще одно высказывание: Никто не творит зло по умыслу. Человек творит зло по неразумению. Если истина открыта человеку, он не может творить зло.

Сократ безусловное начинает понимать в смысле понятия. Колоссальный рывок в мышлении, который совершает Сократ: Мы не только мыслим, у нас есть инструменты мышления. Сократ ставит вопрос о предельных формах нашего мышления, и называет их идеями (Эйдос)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: