double arrow

Общая характеристика средневековой философии


Средневековая философия в целом есть попытка синтеза христианского вероучения и наследия античной рациональности.

Средневековая философия дуалистична. Дуализм разума и сердца, дуализм мистики и рационального доказательства, дуализм духа и плоти, дуализм мира и клира, дуализм царство божьего и царства кесаря.

Средневековая философия в основном представлена схоластическими учениями.

Христианство возникает в условиях формирования Римской Империи. Христианская церковь по своим основаниям становится имперской церковью. Она воспроизводит всю структуру имперского правления. Любая империя, особенно великая, есть объединения разно культурных и разно языких народов. Культура Рима обогащается всевозможными культурами. Поэтому греческий полис становится частью империи. Появляется кризис полисного сознания, появляется косполитическое воззрение. В рамках космополиса единство требует како-либо идеи. Необходимо духовное, идейное единство. Сама суть империи порождает косполитизм. Это явление имперского духа. Христианская религия – косполитическая религия. Оно зарождается в рамках империи и несет в себе вызов национальным религиям. Христианство направлено не только против язычества, а прежде всего против сионизма, как национально-ориентированной религии. В чем значение христианства?

В рамках религии христианство выполняет коменсаторную функцию, оно компенсирует то реальное разделение, что существует неким единением.




Христианство покорило население рабов очень быстро («Христианство – религия рабов, а не господ» Ф. Ницше).

Этапы:

1. Период патристики. С 1-го по 8-ой век новой эры. Установление догматики. Очищение догм от всевозможных синкритических образований. Главным противником католической церкви в этот период становится гностицизм. Это смесь зороастризм, иудаизма, стоицизма и пифагорейства. Гностики утверждали, что мир не подчинен всецело Всевышнему. Мир – арена борьбы между силами света и тьмы. Человек понимается как арена столкновения двух начал – божественного и дьявольского. Человек подчиняется или одному или другому началу. Ценностный абсолют, гносеологический паритет. Гностицизм тяготеет к нумерологии. Главная проблема гностицизма – проблема теодецеи (богооправдания). Как совершенное существо могло создать столь несовершенный мир. Другой противник христианства – манихейство. Манихейство воспроизводит идеи гностицизма, только доводит их до некой чистоты. Бог и Дьявол полностью равновесны как противоположенные силы. Первый этап патристики – защита христианства от ереси. Тертулиан: «Верую ибо абсурдно». Ключевой фигурой периода патристики является философ А. Августин.



Основные сочинения: «Исповедь», «О граде Божьем». Основная идея: приспособление учения Платона христианскому вероучению. Сама фигура Платона довелась едва ли не до божественности. Августин был восторжен рациональными построениями античной философии. «Разумей чтобы верить, верь чтобы разуметь».Вера должна быть просвещена рациональным логосом. Слепая вера порождает мракобесие. Основная идея Августина: идея божественной причастности. Бог не только сотворил мир, а сам мир существует благодаря постоянному творению Бога. Это идея непрерывного креационизма. Человек причастен к творению мира, и форма этого причастия – вера. Фактически быть по Августину, значит быть причастным. Причастность – способ существования. Человек в этом смысле есть образ и подобие Божье. Жизнь настоящего христианина подражание жизни Христа. В неоплатонизме Плотином и Проклом была разработана идея эманации (истечение). Благо, как основание мира, неоплатонисты начинают понимать как Божество, но оно неравномерно распределена во вселенной. По мере отдаления от божественного истечения божественная сущность ослабевает. Человек может приблизиться к миру, или отдалятся.

Социальная действительность Августина. Иерархия определена у Августина способностями души, как и у Платона. Душа верующая и неверующая. Дуализм души и тела Августин довел до Абсолюта.

2. Период схоластики (школьная философия). Очень важный этап в формировании европейской культуры как такой, и европейской модели образования. Разделяется на 3 периода: ранняя схоластика (9ый – 12ый век), расцвет (13ый век), поздняя схоластика(14ый-15ый века). В этот период происходит быстрый рост могущества и авторитета церкви. Происходит формирование главного католического института – института клира. Клир – когорта профессиональных служителей церкви. Профессиональные верующие – образованные служители церкви. Главным инструментом становится язык. Христианское вероучение существует за счет латыни. В монастырях и университетах происходит развития понятийного аппарата теологии. Разрабатывается система доказательств, практика построения аргументов. Нужно было доказать существование Бога. В этот период вновь появляется интерес к Аристотелю. Основная проблема периода – проблема связи понятий и вещей, или т.н. проблема универсалий. 2 направления: реализм и номенализм. Каждое направление имело радикальную и умеренную форму. Основная идея реализма состоит в том, что всеобщее существует само по себе, оно реально. Существует до вещей. Умеренная форма (Ансельм) – всеобщее существует в самих вещах. Номенализм утверждал, что всеобщее существует даже в вещах и понятиях. Умеренный – Пьер Абеляр. Радикальный –Трансцелин. Он считал, что всеобщее существует после вещей. В номинализме скрытым образом существовала идея эмансипированного человека. Учение Трансцелина было объявлено ересью. Абеляр разработал учение концептуализм. Согласно ему, всеобщее существует ни до, ни после вещей и понятий, а в самих вещах и самих понятиях. Нет птицы вообще, но всякая птица содержит в себе всеобщее. Всеобщее в вещах это форма, а всеобщее в понятиях это определение. Расцвет схоластики, выпадающий на 12-ый век связан с крестовыми походами. В ходе этих крестовых походов «рыцари веры» приобщаются к идеям ближнего востока. Тамплиеры транспортировали идеи авероистов, которые продвигали на Востоке идеи Аристотеля. Например идеи иерархии. Иерархическое устройство мира строится не по крови, а на основе знания и мастерства.






Сейчас читают про: