double arrow

До н.э

Философия Аристотеля.

Прозвище Стагирит (Родом из Стагир). Самый выдающийся ученик Платона. Вторая вершина античной философии.

Будучи учеником Платона Аристотель разошелся с его доктриной. «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель основал свою школу-академию, которую назвал Лицеем. Школа перепатетиков (прогуливающихся). Был наставником Александра Македонского.

Аристотель создатель систематического учения, первый античный систематик. Аристотель создал классификацию наук по предмету и методу. Аристотель дал название многим наукам. Дал определение философии. Ввел понятие примо-философии. Дает название таким наукам как логика, этика, психология, политика, физика и др. Создает лексикон.

У Аристотеля появляются зачатки аналитического мышления, поскольку он применяет анализ предыдущих учений. Был более разносторонним мыслителем, имеющим трезвый взгляд на жизнь. По стилю Платон религиозный мыслитель, а Аристотель светский, со всеми преимуществами и недостатками.

Основные работы: «Метафизика», «О душе», «Физика», «Политика».

Онтология Аристотеля.Она представлена в главном произведении Аристотеля «Метафизика». В работе «Физика» происходит возврат от логоса к фюзису, но при этом оно обогащено знаниями логоса.

Всеобщее это продукт синтеза, многообразного сущего. У Платона высший синтез осуществлен в идеях, то у Аристотеля синтезы появляются в самих вещах. В этом кардинальное различие Платона и Аристотеля.




Аристотель, как и Платон утверждает, что вещь не существует и непознаваема без идеи. Без идеи вещь ничтожна, она ничто. В силу своей отнесенности к сущности, чтойности. Эйдос является формирующим началом для вещи, то что формирует вещь, придает ей форму, границу. Понятие morphe (или форма). Форма это эйдетическое начало вещи, которому сама вещь и принадлежит. Форма накладывается на материю вещи.

В метафизике Аристотель указывает на 4 причины или первоначала каждой вещи. Материя, форма, действие, цель. Каждая вещь есть то что она есть благодаря этим 4 причинам.

Материя и форма.Материя – бесформенное начало. Материя есть ничто. Она несет в себе потенциальность любого сущего (в смысле то, из чего). Материя инертна, пассивна, бездеятельна. Вещь как таковая становится возможно благодаря morhpe. Форма есть некое что вещи, или её сущность. Благодаря форме вещь становится действительной, а не возможной. Между материей и формой нет абсолютной пропасти. Они относительны. То что в одной вещи выступает как материя, в другой вещи может оказаться формой. Весь мир вещей представляется как иерархически устроенный мир, где вещи имеют больше форм или меньше форм. Чем более совершенная вещь, тем более она действительна.

В средние века под метафизикой стали понимать учение о сверхчувственном. У Аристотеля же это учение у сверхчувственных основаниях чувственного мира. В этом значении оно близко к термину онтологии.






Сейчас читают про: