double arrow

Философия Платона

Философия Платона и есть попытка предать философии Сократа или эйдосам онтологический смысл.

Всю философию Платона можно понимать как апологию, попытку оправдать Сократа перед афинским обществом, а впоследствии и всей культурой.

Смерть Сократа была внутренней драмой для Платона. Он задает вопрос: «Как афиняне могли казнить человека, который выше всего чтил закон?»

Философия Платона приобретает форму диалога. Простая речь.

Для Сократа было 3 главных эйдоса – благо, справедливость и красота. Платон расширяет эти эйдосы – идея человека, идея мужественности. Согласно Платону, эйдос это сама структура раскрытости, в буквальном смысле «вид на сущее».

“Me on” (Относительное небытие, то, что является характеристикой сущего. Бытье подвержено Меону), “ouc on” (То чего по Пармениду не существует) – Ничто, не-сущее.

Суть Платонизма – вещь никогда не добивается своего образа. Есть вещь и есть образ. И между ними существует несоответствие. Эйдос – образ завершенного сущего, а вещи всегда незавершенные, подверженные меону, и чем больше происходит это отпадение, тем более без-образны вещи. Нет идеи зла, зло есть отпадение от образа добра.

Платон строит мир вертикально.

Согласно Платону, душа первоначально пребывала в мире эйдосов, была полна, наполнена. Однако затем произошло падение души на землю и она впала в забвение (lethe). Процесс познания есть процесс воспоминания (Тезис Сократа – Познай самого себя) Мы познаем только то, что мы уже знаем. Душа есть там, где есть первичная задетость. Это задетость есть отпечаток, а этот отпечаток и есть эйдос. Понятие вторичны по отношению к эйдосам.




Платон раскрывает суть человеческого познания, души. Душа – движение эйдосов. Эйдосы есть роды бытия. Их множество. Если у Парменида бытие одно и неделимо, то у Платона оно множественно. Каждая идея Платона соответствует единому бытию Парменида, бытие как идея – одно, а как понятие – множественно.

Философия Платона построена на дуализме вещей и идей. Человеческое существование стремится к завершенности, а идея это и есть некая завершенная вещь. Вещи есть то, что они есть в силу своей причастности к эйдосам.

Подражание – nemesis. Сама культура строится на подражании.

Третье отношение – условность. Идеи являются условиями вещей, безусловными.

Такое философское мировоззрение получило название идеализм (дословно, учение об идеях). Философский идеализм – оформление связи человеческой жизни с её условиями.



Объективный идеализм – условия сознательной деятельности людей находится за пределами субъекта. Сама сознательная деятельность имеет объективные основания. Истина не потому что я усмотрел, а потому что мне открылось.

В качестве упрёка этой философской доктрине предъявляется гипостазирование идей, т.е. предание идеям самостоятельного существования. Другая точка зрения в том, что эйдосы это виды на сущее, они не существуют сами по себе. Предел вещи не может существовать без всего множества вещей. Целое не существует без своих частей (Другая трактовка платонизма – диалектическая).

Платон соединяет идею единого и много, неподвижного и подвижного.

Поздний платонизм фактически становится диалектикой единого.

Проблема релятивации норм морали, права, религии. Сократ ставит перед собой задачу преодоления этого релятивизма. Человек – это мера всех вещей, и в этом Сократ придерживается позиции софистов. Однако конечной мерой является не человек, а само безусловное, которое присутствует в человеке. Мерой выступает не человек, а человек связанный с безусловным. Опыт безусловного и есть основание мудрости. Безусловное ограничивает его знания.

Современное определение: Мудрость – способность связывать конечное в пространстве и времени явление с высшим безусловным началом.

Сократ открывает негативную форму знания, и отсюда идёт его тезис – «Познай самого себя». Познай то безусловное начало, которому ты принадлежишь. Само познание открывается как припоминание.

Это дело Сократа («наведение на это безусловное») было продолжено Платоном и развивает его в учении об идеях.

Платон, настоящее имя – Аристокл. Как и многие ученики Сократа, принадлежал к аристократическому рода Салона, известного афинского реформатора. Мать была дочерью афинского тирана Трития. Сразу после смерти Сократа Платон покинул Афины, путешествовал, был в Египте, Южной Италии, где пытался осуществить свой проект идеального государства (Неудачно). Согласно легенде Платон умер в день своего рождения, в день Аполлона.

Ядро учения Платона – учение об идеях. Эйдосы – некоторые порождающие модели. Эйдосы порождают вещи и объясняют вещи. Они и являются безусловными началами всяких вещей или всего сущего. Сущее есть и есть нечто, чтойность. Если у Сократа эта чтойность понимается преймущественно как понятие, то у Платона это и понятие, и его возможность, которая находится вне души. Эйдос есть независимое от сознания объективная сущность (Объективный идеализм Платона). Как понятие, Эйдос это результат воздействия на познающую душу, создавая в ней отпечаток, след. Этот след и есть понятие, эффект. Душа по Платону есть буквально «впечатленность», «отпечатанность». Если в душе нет никаких идей – это пустота. Когда идеи находятся вне вещи – гипостазирование. Платон отделил эйдосы от вещей. Проблема Платона и платоновского человека – он влюбляется в икону (коническое видение) и перестает видеть реальность. Благодаря этому разрыву люди начали видеть мир определенным образом. Платон создает универсальный инструмент различения бытийного. Есть образ и подобие, и подобие никогда не соответствует иконе.

Благодаря понятию эйдоса (вид в смысле горизонта, раскрывающее сущее, раскрывает горизонт). Я вижу яблоками (Я вижу сущее, являющееся яблоком, зная идею яблока). Искусство создает не вещи, и способ «видения» вещей (Та же логика).

Эйдосы раскрывают сущее в многообразии видов. Платон в этом смысле следует за Демокритом, который высказал идею о множественности бытия. Бытие как бытие одно, но оно множественно как основание сущего. Бытие Демокрита – атом (неделимый). Атом и есть суть бытия, всякая вещь атомарна. Идея множественности атомов – многообразие вещей обсуловлено многообразием атомов и многообразием комбинаций из этих атомов. Атомы подвижны. Поэтому теорию Демокрита называют материалистической. Атом – умопостигаемый предел.

Платон идет вслед за Демокритом, но решает проблему многообразия иначе. Роль атома, первоначала всего сущего выполняет эйдос (неделим, неподвижен, равен самому себе). Что обеспечивает единство самих идей?

Здесь Платон следует за Парменидом. Каждая идея подобна единому бытию Парменида. Идей много, но каждая идея следует за бытием. Бытие разнородно, и в то же время одно. Иными словами, Платон ставит проблему диалектического понимания. Эйдосы связаны между собой диалектическими отношениями. Это многообразие понимается Платоном положительно. Вещи всегда то или иное подобие идей. Поэтому идей всегда меньше чем вещей. Эйдос – предел становления, изменчивости, текучести вещи.

Идеальное государство – государство идущее за идей Блага. Идея Блага – главная идея по Платону. У Парменида же такая идея – идея единого. Неоплатонизм говорит, что единое есть Бог, которого можно только интуитивно схватывать.

Платон говорил, что познание идей возможно только через осознание главной идеи – идеи Блага. А Аристотель говорит что синтез сущего в самих вещах.

Гносеология Платона.Связано с учением о душе. Душа – некое пространство идей. Всякая душа связана с опытом идеи. Однако души различаются (пластические, высокоорганизованные, примитивные, лохматые). Также Платон разделяет 2 части души – разумное начало и неразумная, материальная часть души. Материальная часть души связана с телом (зависит от него). Люди различаются по тому, как у них развита разумная часть души. Это часть души подвергнута образованию (paideia). Античное понимание образование – образование всего человека. Образование в онтологическом смысле – выдвижение души в новую область сущего как акт трансцендирования, и «обживания» этой области. Человек подобен узнику пещеры, который всю жизнь жил в темноте и научился различать какие-то тени, и эти тени он начинает понимать как подлинные вещи. Для того чтобы увидеть иконы, нужно освободится и пойти к выходу. Однако источник нас ослепляет. Необходимо привыкание или обживание в этой новой области, чтобы продолжить движение дальше.

Истина есть некий процесс постепенного раскрытия, поэтому сначала человек узнает о сущем через чувства и лишь затем он приходит к пониманию истины при помощи разума.

Финалом является выход мудреца наружу. Теперь же он должен, вернувшись в пещеру должен научить видеть других. Суть философии -истолкование значения теней.

Способ овладения сущим и раскрытия истины является эйдос. Сущность истина привязана к способности человеческого разума улавливать сущее при помощи эйдоса. В этой связи с философии Платона начинается отход от первоначального, первичного понятия истины как несокрытости. Тот подход, который приведет к понятию истины как достоверного суждения.

Что отличает несокрытость от достоверности? Несокрытость – характеристика сущего, а не раскрывающего его мышления. Происходит некое раскрытие сущего. Истина связана с некой изначальной сокрытостью, отрицанием которой она является. Понятие же истины как достоверного суждения переносит акцент. Истина не свойство а сущего, а истина характеристика суждения объекта. Истина зависит от взгляда. «Алитея попала в упряжку Idea» Хайдегер. Истиной правит субъект, ум. Истина зависит от действий субъекта. От последовательности, пошаговости деятельности, метода(methodos). Метод – раскадровка пути, раскадрованная дорога. Метод – надежный способ получения истины. Происходит поворот к производству знания. Откровение как испытание, а методическое раскрытие как производство.

Платон сохраняет понимание познания как процесс испытания, освоения. Однако также понимается понятие познания как методически организованного движения.

Социально-политическое учение Платона.Изложено главным образом в главном произведении Платона «Государство», также в «Законах» и «Политике». В государстве отражены все компоненты учения Платона (От эйдосов до государства).

Основной вопрос: Как возможно справедливое общество? Платон увидел в афинской демократии источник несправедливости. Это связано с тем, что демократия устанавливает равенство мнений. Каждое мнение становится значимым в силу количественного большинства, разделяющего это мнение. Большинство же, по мнению Платона, не может принимать решения. По причине того, что у большинства нет верной точки зрения на природу Государства, природу справедливости. Почему? Платон исходит из неравенства душ, неравенства политических субъектов (следствие). Оно объясняется своей природой. Неравенство природно. Равенство же устанавливается конвенционально. Неравенство душ Платон объясняет неравенством впечатленности душ-эйдосов. Неравенство позиций субъектов, по отношению к общей идее блага. Люди располагаются в разных местах (topos) по отношению к идее блага.

Платон выделяет 3 топоса: ремесленники, стражи, законодатели. Модель кастового общества. Какое общество является жизнеспособным? Оно имеет здоровую экономическую систему, способно себя защитить, и издает правильный законы (управляется). Из этого следует, что справедливость вытекает из уместности. Соответствия души человека занимаемому месту. Справедливо когда человек занимается своё место в жизни.

Как сделать так, чтобы человек занимал своё место? Человек с яростной душой становился воином, человек обладающий рассудком становился ремесленником, а человек одаренный мудростью становился законодателем. Однако каждый должен со своим местом еще и согласится. Как этого добиться? Каждый должен видеть благо через свой эйдос. В своем месте он видит благо. Каждый находясь в том или ином топосе должен обладать способностью выходить за его границы в некий utopos.

Как возможно идеальное государство, если у каждого свой взгляд? Фактически Платон строит свое государства на акте философствования. Тогда когда все вместе. Способность трансцендировать людей в определенное место. Если эта способность отказывает, то государство разваливается.

Платон предпочитает Аристократию (правление избранных).

Платон пытался организовать свой проект с тираном Дионисием на Сицилии. Проект провалился.

Утопия Платона ставит перед нами проблему совмещения теории и практики. То что возможно в теории, бывает невозможно на практике.

Этот разрыв попытался склеить Аристотель.

Проблема платонизма:Платон создает иконическое видение (взгляд на мир из образов) 2 метафизические инструкции: «Живи в мире исходя из мира» или «Живи в мире, исходя из образа мира». Метафизическая дилемма – принимать то что есть, или отказываться принимать во имя некоторого идеала.






Сейчас читают про: