Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала (п. 31 Порядка).
Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В состав хозяйствующих субъектов могут быть включены:
а) физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота, отсутствии нарушений законодательства РФ и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 % от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (потенциальные продавцы);
б) продавцы товаров, взаимозаменяемых с данным товаром по производству.
|
|
При определении состава хозяйствующих субъектов выявляется такое их количество, чтобы добавление не выявленных хозяйствующих субъектов не приводило бы к изменению выводов о наличии или отсутствии доминирующего положения у крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Хозяйствующие субъекты, действующие на товарном рынке и составляющие группу лиц, рассматриваются как один хозяйствующий субъект.
На основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:
- полное наименование (с указанием организационно-правовой формы);
- адрес (место нахождения).
Для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, в случае необходимости определяются также:
- принадлежность к группе лиц;
- покупатели либо регионы продаж данного товара;
- наличие собственного производства данного товара (одновременно определяются посреднические организации);
- продавцы данного товара или товаров, необходимых для его производства.
При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, может быть уточнен состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке.
Если на рынке действует небольшое количество основных покупателей (менее 15), то выявляются хозяйственные связи этих покупателей с основными продавцами.
|
|
Объем товарного рынка - общий объем товара, реализованного в географических границах рынка.Объем товарного рынка измеряется в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям.
Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:
- объем продаж (поставок);
- объем поставок (отгрузок);
- объем выручки;
- объем перевозок;
- объем производства;
- объем производственных мощностей;
- объем запасов ресурсов;
- объем товара в соответствии с заключенными договорами.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.
В зависимости от наличия информации объем рынка определяется:
а) как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;
б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию;
в) как сумма объемов покупок товара действующими на рассматриваемом товарном рынке покупателями, которая может в том числе определяться:
- как скорректированный на величину средней торговой наценки объем розничного товарооборота (для оптовых рынков);
- как произведение обоснованных норм потребления товара на численность покупателей или на душу населения (например, для розничных товарных рынков с большим количеством покупателей) с корректировкой, при необходимости, на фактическую степень достижения норм потребления;
г) иным способом.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке равна отношению показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.
Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Уровень концентрации товарного рынка;
Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана
Коэффициент рыночной концентрации (CR) — сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
Индекс Герфиндаля — Гиршмана (HHI) — сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
|
|
При количестве действующих на рынке хозяйствующих субъектов менее 15 для оценки состояния конкурентной среды используются коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CR), и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). В случае, если количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов составляет 15 и более, может использоваться только коэффициент рыночной концентрации CR.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
высокий - при 70% <= CR <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
умеренный - при 45% <= CR < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
низкий - при CR < 45% или HHI < 1000.
Если коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана указывают на различные уровни концентрации товарного рынка, то окончательное решение о типе рынка принимается с учетом состояние конкурентной среды на товарном рынке.
В дополнение к коэффициенту рыночной концентрации и индексу рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана для характеристики состояния конкурентной среды на товарном рынке могут применяться и другие показатели концентрации.
Барьеры для входа на товарный рынок - обстоятельства или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
К барьерам входа на товарный рынок относятся:
а) экономические ограничения, в том числе:
б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:
- условия лицензирования отдельных видов деятельности;
- квотирование;
- ограничения ввоза-вывоза товаров;
- экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
|
|
- стандарты и предъявляемые к качеству требования;
в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок (инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка; увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца);
г) вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (создание преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка; необходимость участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок);
д) экономическая стратегия хозяйствующих субъектов (особая ценовая политика; сбытовая и патентная политика продавцов);
е) эффект масштаба (минимально эффективный объем деятельности на данном товарном рынке высок);
ж) абсолютное превосходство по уровню затрат (затраты на единицу продукции продавцов ниже, чем у входящих на рынок хозяйствующих субъектов);
з) экологические ограничения (введение природоохранными органами запретов на расширение масштабов деятельности; строительство новых промышленных и складских объектов, транспортных коммуникаций);
и) ограничения по спросу (высокая насыщенность рынка товарами и низкая платежеспособность покупателей);
к) объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок (значительный размер капитала для начала предпринимательской деятельности);