Избирательная система. Трёхканальная (3 способа попасть) смешанная система

386 депутатов.

Трёхканальная (3 способа попасть) смешанная система.

1 выбор. 176 депутатов. Одномандатные округа (мажоритарная система), при этом возможно 2 тура выборов. Право выдвижения кандидатов у граждан численностью от 750 и более, проживающих в том же округе, от которого выдвигается кандидат. И политические партии тоже могут, ясень пень.

Кандидат может баллотировать в том округе, в котором проживает. Чтобы быть избранным в 1-ом туре, нужно набрать более половины голосов при явке свыше половины зарегистрированных избирателей. Если нет, то во 2 тур проходят кандидаты, которые набрали более 15 %. Если таковых менее 3, то всё равно проходят 3 кандидата. Во 2-м туре побеждает тот, кто набрал относительное большинство.

152 места распределяется по пропорциональной системе. По методу квоты Хабенбаха-Бишопа и применение принципа наибольшего остатка к достижению величины 2/3 квоты (?). Списки регистрируются только в отношении полит. партий, которые смогли выдвинуть своих индивидуальных кандидатов (в одномандатных округах) не менее чем в 1/4 от общего числа округов (т.е. в 44) и не менее чем в 2 территориальных округах (их всего 20). Число голосов, дающее право выдвижение по партийным спискам, не может быть менее 2/3 от среднего числа избирательных голосов на 1 мандат в целом по округу.

Установлен 5-процентный барьер для партий и 10-процентный барьер для блоков.

Остальные 58 мандатов распределяются в общенациональном округе по системе Делонта, распределяется при этом остаточные голоса, полученные партиями, по 2-м предыдущим каналам, но не принесли им мандата. Причём к этим 58 мандатам присоединяются ещё и тем, которые не были распределены на предыдущем этапе.

14 декабря 2011 г.

Тема. Институты КП Чехии. Сравнение со словацким КП.

У этих гос-тв есть много общего с Венгрией. Все 3 страны обрели независимость после падения Австро-Венгрии (м-да… Словакия-то – в 1993 г.). Жили-были вместе в империи, поэтому много общего.

В Чехословакии чешский элемент доминировал (в плане?).

Содержание КП институтов. Институт президентства в рамках чехословацкой К традиции. Пока нет оснований размышлять о специфики чешской и словацкой, т.к. пока не сложились. Сложились какие-то особенности в развитии полит. элиты, полит. жизни, но пока нет серьёзных институциональных преобразований. Ну, в Словакии какая-то специфика в институте президентства.

В 1918 г. принят закон об образовании Чехословакии. Принята временная конституция 13.11.1918. В ней закреплены основы К статуса 3 высших гос. органов: Национального Собрания; президента; правительства. Национальное СОбрание тогда было 1-палатным. Президент – глава государства. Реализация всех его полномочий – контрассигнация правительством.

В 1919 г. расширение полномочий президента – назначает и отзывает правительство. Может теперь присутствовать на заседаниях правительства, даже заседательствовать на них. Может запрашивать информацию от правительстве, о его отдельных членах.

Конституция постоянная принята в 1920 г. (считается первой конституцией). В ней возникла глава об исполнительной и распорядительной власти, в ней 3 части – президент, правительство, министерства и низшие админ. учреждения. Структурно президента включают в структуру исполнит. власти, хотя прямо об этом не сказано.

Всё связано с личностью – Томаса Машарика (?). Мудрый политик, популярный. Говорят, что даже был культ личности. Следующий президент – Белиш тоже оставил след в истории.

Первая республика была парламентской. Президент же имел не скромные полномочия. Да-да, вот так.

Сегодня же в Чехии полномочия президента, которые требуют контрассигнации правительства, на самом деле, осуществляет самостоятельно. И правительство как бы ставится в курс дела. Короче, акцент реализации ставится на волю президента – неожиданный поворот, связано с традицией института президентства. Президенты Чехословакии были самостоятельными, влиятельными политиками.

Важную роль в развитии института президентства сыграло принятие закона о канцелярии президента 1919 г., о выборах президента 1920 г., закона об уголовном преследовании президента и членов правительства 1934 г. – редкий и важный закон, он опирался на нормы К-ии, которая допускала такую возможность. Появление закона связано с личностью президента, потому что Масарик не боялся народа, он гулял по стране, без охраны. Ездил без мигалки. Дороги не перекрывал J Короче, решил оставить народу сдерживающую норму, что не оказало воздействия, т.к. не применялась такая норма. Эх, мужик!

Период первой республики закончился Мюнхенским договором 1938 г. Без участия Чехословакии. Навязан Германией. Принят договор в нарушение конституции. Изменены гос. границы. Началась история Второй республики. В 1938 г. избран президент, им стал бывший глава Высшего Админ. Суда. Принят закон, который предоставил правительству право издавать постановления с силой закона, а президенту – издавать декреты с силой конституционного закона. Историки считают, что этот закон ликвидировал парламентаризм.

В 1938 г. законно избранный несколько ранее (в 1935 г.) президент Бенеш заявляет о том, что Чехословакия (вторая республика) является неконституционным образованием, он не признаёт Вторую республику (хотя сначала признал избрание своего преемника, думал, что сложится новая система власти). Начал протестовать против Второй республики, которая была создана с нарушением конституции. Заявил, что возвращается на свой пост, но в изгнании. Попытался сформировать правительство в изгнании с участием полит. сил, которые были при его президентстве. Более-менее удалось. Первым признал правительство Бенеша СССР, хотя правительство было создано в Лондоне. Сначала хотел создать во Франции, но не нашёл общего языка с французами. Правительство Бенеша было признано также Великобританией, затем – Францией, США. Бенеш воспользовался декретами, которые были приняты властью, им не признаваемой.

За пределами Чехословакии власть была передана президенту, который широко применял декреты. Он издал 44 (?) декрета с 1940 по 1945 г. 10 из них были конституционными декретами. Эти декреты до сих пор имеют актуальность не только для полит. жизни Чехии и Словакии, но и для отношения между Чехией, Словакией, Австрией и Германией. Например, 1 декрет прекращал гражданство венгров и немцев, которые были гражданами Чехословакии, проживали тут. Ещё 1 декрет касался вопросов собственности судетских немцев. Одновременно отчуждали и их собственность.

После войны эти немцы были выселены из Чехословакии, интернирование было жестоким, немцы претерпели много неприятностей, пострадали от репрессий.

Бенеш считал себя президентом Чехословакии, а не отдельной Чехии (там же разделили страну). Он предполагал осуществить декреты уже после войны.

После войны остался президент, остальные органы. До создания Временного Нац. Собрания сохранялся. Своим декретом о ВНС установил, что полномочия президента сохраняются до новых выборов. 1-ое собрание – 28.09.1945 после передачи ему функций К декретом. Он передал Собранию всю полноту своей власти, в т.ч. законодательные функции. Он оформил эту передачу К декретом 25.08.1945. Он перестаёт издавать декреты с силой законов.

Вопрос возник – нужно ли принимать новую К-ию? Сомнения вызывал вопрос легитимности решений Бенеша с 1938 г. Со временем этот вопрос мог бы всплыть. Встал бы вопрос о легитимности Конституции, если бы её принял бы ВНС. Поэтому в 1946 г. принимается К закон о К Нац. Собрании, а также закон о порядке избрания данного органа. Выборы состоялись 26.05.1946. ВНС начало разрабатывать новую конституцию.

В феврале 1948 г. к власти приходит коммунистическая партия. Это положило конец дискуссиям о содержании К-ии. Проект был готов, он создан под влиянием прежних институтов Чехословацкого гос. механизма Первой республики. Конституция 1920 г. Включены в К-ию правовые нормы о статусе некоторых новых институтов, которые возникли после 1945 г., например, о Словацком Нац. Совете и национальных комитетах. Но коммунисты изменили их. 9.05.1948 Конституция принята.

Президент. Правовое положение было сходно с положением по Конституцией 1920 г. Мог распускать Нац. Собрание. Право вето. Ответственность за его деятельность принимало на себя правительство. Президент имел право участвовать в заседаниях правительства, заседателем быть. Имел право требовать предоставлять необходимую информацию.

Предлагалось право совершать определённые действия, что не соответствует признаку определённости. Положение президента было сильным. Поэтому К-ия 1948 г. оценивается как документ, который закрепил дуализм исполнит. власти, характерной для 1-ой Чехословацкой республики.

Новая конституция 1960 г. существенно изменило правовое положение президента. Она была социалистической, поэтому полномочия президента были ограничены, в т.ч. институтом ответственности президента перед парламентом за исполнение своих функций. Сохранение института президентства при социализме – особенность Чехословакии. Почти во всех государствах соц. лагеря действовал коллективный орган вместо президента. Связано с К традициями.

Президент лишён права вето в отношении законов Нац. Собрания. И в отношении решений законодательного характера, которые принимались Президиумом НС. Лишён права роспуска НС. И права переноса заседаний. Не назначал судей больше (передано представительным органам). Но зато ему предоставлено право законодат. инициативы и полномочия по назначению и отзыву Генпрокурора. Хотя он мог назначать и отзывать председателя правительства и остальных членов, поручать им руководство министерствами, но теперь если НС предлагало президенту отозвать правительство или отставить кого-либо из его членов, президент был обязан это сделать.

Нац. Собрание. Однопалатное. Президент нёс самостоятельную ответственность, которая не перекладывалась на правительство. Президент мог быть отозван со своего поста Нац. Собранием (прямо не устанавливалось, но доктрина выводила это из идеи полновластия Советов).

1968 г. К законом Чехословакия становится федерацией (ЧССР). Создано 2-палатное федеральное собрание. 1 палата – для общенационального представительства. 2-ая – для представительства субъектов (Чехии и Словакии). Т.о., президента избирала 2-палатное Собрание. 3/5 депутатов Палаты народов, 3/5 депутатов Палаты Национальной. Голосование во 2-ой палате проходило раздельно (3/5 депутатов Чехии, 3/5 депутатов Словакии).

К полномочия (за исключением парламента) были переняты из текста 1960 г. Изменения: президенту возвратили право назначать профессоров и ректоров ВУЗа. Полномочия по присвоению генеральских званий. Также у президента была возможность… распустить парламент в случае неспособности палат придти к согласию.

Дело в том, что по Европе студенты бастовали. Веяния отразились и в ЧССР. Эти нормы направлены на ограничение реформирования. Уже после этих законов войска ОВД вошли.

Не могут простить нам чехи подлости нашей (введения войск). Президент ЧССР – пошли вон, русские оккупанты. Был бескомпромиссным.

Расширение президентских полномочий 1969 г. о Совете Нац. обороны. Президенту как Верхглавкому представлено право назначать и отзывать руководство этого органа.

В 1975 г. изменения. В ЧССР тоже много было пожилых партийцев. Лидер тогдашний (президент) был болен, не мог исполнять свои функции. На всякий пожарный внесли изменения, которые действовали до 31.12.1992, т.е. до разделения Чехословакии.

Ура, ура. Разделили страну. В 1993 г. вступает в силу Конституция Чехии и Конституция Словакии.

Характеристику К-ии даём поверхностную.

К-ия Чехии не включает в свой состав положения о правах и свободах, а также их гарантий. Нет главы, посвящённой регулированию данных вопросов. Ещё в 1991 г. принят документ в Чехословакии – Хартию основных прав и свобод. Практика пошла по такому пути, что данный документ приобрёл статус составной части К-ии. К-ия ЧССР не представляла собой единого документа (на последнем этапе ЧССР – с 1968 г. действовали К-ия и закон о Чехословацкой федерации 1968 г.). К-ия действует в совокупности с дополняющими её К документами. Хотя Хартия раньше К-ии появлялась, она – составная часть.

В Словакии тоже действует Хартия, но она носит характер полит. декларации, потому что в К-ии имеет глава, которая практически дублирует содержание Хартии. Глава структурирована, в ней 8 частей, каждая из них посвящена отдельной проблеме. Есть части, которые отсутствуют в К-ии РФ, например, часть об общих принципах К статуса личности, об экологических правах, правах этнических меньшинств, возможным ограничением прав (касается некоторых категорий граждан Словакии – в связи с профессиональной деятельностью ограничиваются их права, например, право на участие в митингах, на создание профсоюзов). Ограничения могут касаться гос. служащих, служащих органов внутренних дел, ВС, устанавливаются ограничения законами.

Аналогичные положения и в Хартии основных прав и свобод. Сравнение текстов 2-х К-ий позволяет обратить внимание и на структурные особенности.

К-ия Словакии уделяет особое внимание вопросам территориального самоуправления и экономического развития. Сразу после 2-ой главы (права и свободы) глава 3-я посвящена экономическим проблемам. Нет названия, но состоит из 2 разделов – «экономика Словакии» и «верховное контрольное управление СР» (аналог Счётной палаты). 4-я глава тоже необычна – посвящена территориальному самоуправлению, детально регулирует эту сферу. Место в К-ии этих глав определяет приоритеты гос. строительства. Экономика при разделе ЧССР оказало негативное влияние на экономику Словакии. Гос-во привлекалось к решению экономических проблем, хотя и признавались рыночные механизмы. В жизнь также приводилась идея происхождения либерального механизма власти от механизма МС, т.е. все конструкции высших органов гос. власти черпают свою стабильность и органичность из институтов МС. Если государство готово поддержать права территориальных коллективов на развитие механизмов на местном уровне, то, скорее всего, будет сформирован и либеральный гос. механизм. На это и указывает 4-е место галвы МС в К-ии.

Законодательная власть (гл. 5) – «Национальный Совет Словацкой Республики» и «референдум». НС – однопалатный орган. В Чехии же парламент состоит из 2 палат.

Гл. 6 (исполнит. власть) похода на часть в К-ии Чехии. Президент тут и Правительство (т.е. оба – элементы исполнит. власти). Институт президента всё-таки отличаются. Президент Словакии избирается народом. Сначала парламент избирал (такое положение было), но отказались от этого,провели реформу из-за правительственного кризиса. Дело в том, что основания для привлечения президента к ответственности были сначала сформулированы так, что позволило председателю правительства (полит. противник президента)… Попытался через парламент отречь президента от должности, основание – президент дестабилизирует ситуацию в стране и препятствует своей деятельностью реализацию суверенитета народа (президент критиковал премьера, мол, коррупционер). Не смогли отрешить президента, т.к. чуточку не хватило голосов. Хотя тут президент скорее был прав.

В К-ии было 2 статьи, которые предусматривают ответственность президента. Ст. 106: президента можно до окончания срока полномочий отозвать народным голосованием. Основание – постановление Нац. Совета Словацкой Республики, для его принятия нужно 3/5 голосов всех депутатов. Если президент не будет отозван народным голосованием, то он распускает Нац. Совет с момента обнародования результатов голосования. Тогда у президента начинает течь новый срок его полномочий. Председатель Совета назначает выборы, проводятся новые выборы. Требуется принятие закона об отзыве, но не принят закон, поэтому норма К-ии не является нормой прямого действия.

2-ая процедура отрешения – нарушение К-ии, гос. измена. Подобие импичмента.

К-ия Чехия воспроизводит традиционные структуры. Основные положения. Законодат. власть. Исполнит. власть. Судебная. Особая глава посвящена Верховному Контрольному Управлению.галва для Чешского Нац. Банка. Предпоследнее место – территориальное самоуправление. И переходные положения. Особенности – нет глава об основных права.

Способ закрепления социальных прав в обеих К-ях (точнее, Хартии и К-ии Словакии). Закрепляются при помощи бланкетных норм. Т.е. права защищаются со ссылкой на законы. Так что нормы о соц. не являются нормами прямого действия. Кстати, чешская К-ия создана в т.ч. при помощи зарубежных экспертов. Коллаборационист! Просто сомневались в своих силах.

Полномочия чешского президента. Избирается парламентом. Требования к кандидату. Гражданин Чехии. 40 лет. Обладать избирательным правом. Порядок избрания определяется К-ией и приложением к регламенту Палаты депутатов парламента Чехии. Палата депутатов и Сенат – это 2 палаты. Итак, кандидатуры представляются в совместную избирательную комиссию, созданную Сенатом и Палатой депутатов. Не позднее, чем за 48 часов перед днём выборов. Форма представления – письменное предложение, подписанное не менее 10 депутатами либо 10 сенаторами. Кол-во кандидатов неограничено (в 1-ом туре). Выборы проводятся либо путём открытого, либо путём тайного голосования (вопрос решается на заседании, которое проводится палатами совместно). Набрал более половины голосов всех депутатов и более половины голосов всех сенаторов, выиграл. Голоса подсчитываются в каждой палате отдельно. Во 2-ой тур выходит кандидат, получивший наибольшее кол-во голосов среди депутатов, а также тот, что набрал наибольшее кол-во голосов среди сенаторов. Если же больше всех набрала в обеих палатах получило одно и то же лицо, то во 2-ой тур выходит вот этот единственный депутат. Во 2-ом туре нужно набрать больше половины голосов присутствующих депутатов и более половины присутствующих сенаторов. Не выиграл? 3-ий тур, туда все кандидаты из 2-ого тура. Подсчёт совместный по палатам, нужно получить более половины голосов присутствующих депутатов и более половины голосов присутствующих сенаторов, но голоса подсчитываются вместе. Ухххх…

Полномочия президента на 3 группы делим. 1 критерий разделения – критерий самостоятельности (сам ли осуществляет или совместно с правительством). 2 критерий – предметный, в какой сфере осуществляются 9во взаимотношении с парвиетлсьвом/ с парламентом/ в области представительства Чехии… 3 критерий – письменная форма реализации полномочий или без такового.

1 группа. В области совместного (?) с палатой. Самостоятельно след. решения – созывает сессии Палаты депутатов и распускает нижнюю палату. Контрассигнация требуется для назначения выборов в обе палаты. Не оформляются письменно право участвовать на заседаниях обеих палат, их комитетов и комиссий, право выступления перед ними (сохранилось у президента). Следует отметить, что полномочия в области законодат. процесса осуществляет самостоятельно (подписание законов, право вето на все законы, кроме конституционных).

2 группа полномочий. Взаимоотношения с правительством и отдельными министерствами (с исполнит. властью). Самостоятельно назначает председателей и других членов правительства, отзывает их, а также отзывает правительство в целом. Кстати, как и в Польше, предусмотрен конструктивный вотум недоверия правительства, т.е. отзываете, господа? Представьте кандидатуру. не Оформляется что? Право участвовать в заседании правительства, право запрашивать правительство и его членов по вопросам, что интересуют президента,а также право обсуждать с членами правительства вопросы, которые касаются их компетенции.

Жованый кот! Как же она быстро диктует! Я даже не успе

3 группа. В области назначений и по присвоению званий и наград. Самостоятельно назначает судей КС, председателя, его заместителей. То же с Верховным Судом. Президента и вице-президента Верховного Контрольного Управления. Членов Совета Ч Нац. Банка. Самостоятельно! В парламентскйо республике! А контрассигнация назначение судеЙ, присвоение генеральских званий, принятие решений о награждении.

4 группа. Представитьелсьво – традиционные.

5 группа. Помилование и смягчение наказания, что дал суд, также даёт указание по прекращению уголовного дела или запрещает начинать уголовное дело. Имеет право снимать судимость.

6 группа.

Роспуск палаты депутатов.

1 случай. Палата не выразила доверие вновь избранному правительству, председателя которго назначил президент по предложению председателя палаты депутатов. Т.е. правыительство Чехии должно получить инвеституру, чтобы приступить в работе.

2 случай. В течение 3 месяцев палата не приняла постановление по правительственному законопроекту, с обсуждением которого правительство связывает вопрос о доверии.

3 случай. Заседание было прервано на более длительный срок, чем 120 дней в году.

4 случай. Когда нижняя палата в течение более 3 месяцев была неспособна принимать решения, хотя заседание не было прервано,и в этом время она повторно созывалась.

Большой круг полномочий получается. Поэтому есть основания для привлечения к ответственности. Измена государственная. Уголовная ответственность исключена, пока пребывает в должности. Кстати, гос измена – не уголовное преступление, поэтому есть закон о КС, где расшифровка этого понятия (в 1993 г. приняли). Это действие президента Чехии, направленное против суверенитета и целостности Чехии, а также против её демократического порядка. Также есть регламент Сената 1999 г. Инициатия К жалобы о преследовании президента за гос. измену должна исходить от 1/3 членов Сената. В жалобе перечь действий, а также доказательства. Сенат обращается в Кс в закрытом заседании при поимённом голосовании. На заседании должно присутствовать хотя бы 1/3 состава, нужно для принятия решения более половины законного состава Сената.

КС рассматривает, но Сенат может жалобу отзывать в любой момент до вынесения окончательного решения КС. КС рассматривает на пленарном заседании, рассмотрение ведётся устно. Применяется правило УПП (за некоторыми исключениями).

Особенности. 1. Возможно возвращение после принятия решения об отрешении. Основания для пересмотра – хотя бы 1 из упомянутых следующих. Например, если на решение КС повлияло уголовное преступление другого лица. Тогда решение КС может быть пересмотрено. Или будут получены новые факты и доказательства, которые не могли быть рассмотрены судом до этого, т.к. президент не мог их привести, не совершая (секретные сведения, утратив секретность которые, могут предъявляться). Более того, если решение состоялись, президент скончался, семья его может вернуться к вопросу о реабилитации. Если умирает во время процесса, семья может настаивать на продолжении рассмотрения.

Практика, связанная с назначением судей.

В 2005 г. президент отказался назначать ряд судей. Назначение должно осуществляться по представлению министра юстиции. Есть перечень требований к лицам, претендующим на занятие данных должностей, среди них стаж 3-летний, стажировка, экзамен надо сдать. Если все требования соблюдены, он должен назначаться автоматически. Это не написано, но такова была сила обычая – президент всегда ей следовал. И тут вдруг он отказывает их назначать, мол, им 30 лет нет. Претенденты отправились защищать свои права – в муницип. Административный Суд. Претензии: он нарушил право на равный доступ к гос. службе (гарантирована Хартией прав и свобод). Конституция – не только текст основной, но законы, что её дополняет. Также есть право на равную правовую защиту, право на достоинство (?), право быть выслушанным, также нарушен принцип правовой определённости и законности – то, что было нарушено.

Пражский муницип. админ. суд отказал жалобщикам на том основании, что президент не издаёт админ. акты. Он не может стать предметом проверки в админ. суде. Короче, ушёл от ответа.

В Верховный Админ. суд Чешской Республики жалоба конституционная. Ответ: президент выполняет двоякую функцию – с одной стороны, он – носитель суверенной власти и глава государства, его решения не могут оспариваться, т.к. не являются админ. актами. С другой стороны – он часть (или нет?) исполнит. власти, и если он как это лицо принимает решение, то его можно оспорить. 2 критерия, предложил суд, по которым можно разделить эти решения, и они признаны юристами неудачными – непосредственный интерес и/или индивидуальной непосредственной связи (?) (права и интересы в сфере гос. управления), во-вторых – свобода усмотрения президента должна быть чётко ограничена законом. Второй критерий подвергся критике, весь почти любой акт президента так или иначе связан с индивидуальным правом в сфере гос. управления. Поэтому как отличить акты?

В 2006 г. президент направил председателю ВС Чехии письмо с предложением освободить занимаемую должность. В письме была ссылка на закон о судах. Назначение на этот пост относится к полномочиям президента, но конституция умалчивает о том, кто освобождает от должности. В законе о судах содержится общая норма относительно председателей судов: председатель или заместитель может быть смещён решение лица, назначившего на эту должность, если совершает серьёзное или повторяющееся нарушение своих обязанностей в процессе гос. администрирования судов. Президент рассудил, что он не должен обосновывать своё решение, достаточно сослаться на закон.

Председатель отправился в КС, обжалован акт президент. КС отметил, что гос. администрирование судов не является общей частью обычного администрирование, т.е. это не обычное управление, поэтому нельзя отделить личность председателя суда как лица административного от личность судьи – в этом специфика правового положения персоны. Раз так, принцип независимости судей и принцип разделения властей должны приниматься во внимание, когда лицо данное отстраняется от своих полномочий, т.е. президент (исполнит. власть) не может отстранять судью, т.к. это положение закона нарушает конституционные принципы. Норма признана неконституционной, возник вопрос о замене нормы. КС советов не даёт. Внесли изменения в закон, дисциплинарные комиссии судей должны решать эту проблему. Причём дисциплинарные комиссии не отличаются большой объективностью и добросовестностью, но зато корпоративность и верхоглядство характеризуют их решение. Как и везде. Какой-то судья 100 страниц в дипломной (или где-то там) скопировал страницы из учебника. Ещё 1 судья не ходил на заседания, а потом подделывал отчёты о заседаниях. Их особо не наказывали.

Решили изменить способ формирования комиссий. Эта дисцип. комиссия введена в 2008 г., уполномочена рассматривать дела против судей. Комиссия работает при Верховном Админ. Суде. 6 членов, 3 из них – судьи (1 член ВС, 1 – ВАдминС, 1 – суда нижестоящей инстанции), а 3 – гос. прокурор, адвокат и научный работник.

Возмущению судейского сообщества нет предела. Аргумент – кто знает, как тяжело работать судьям? Вам, прокуроры, адвокаты, учёные, неизвестно, каково нам работать! Но точка поставлена.

21 декабря 2011 г.

Тема. Югославия

Её нет уже, да-да. Вопрос – и зачем мы изучаем?..

К традиция народов Ю начинает формироваться после Первой мировой войны, потому что до этого были в составе Турции и Австро-Венгрии. До Второй мировой войны государство существует в виде монархического государства. Это – 1-ый этап К развития.

Сербы – это государствообразующая нация. Отношения между народами были очень сложными, поэтому нельзя было говорить о единстве. Почему такая ситуация сложилась?

Итак. 1-ый период – между мировыми войнами.

2-ой период – фашистские государства Хорватия и Сербия. Вторая мировая война стала гражданской войнов для народов. Воевали между собой партизаны югославские (Иосиф Тито); чётники-монархисты (Михайлович); фашисты; боснийцы; албанцы; усташи-хорваты. Усташи жестокими были, сербы даже немцам сдавались, потому хорваты были жестокими.

3-ий период. Федеративное государство, которое были вдохновлено примером СССР. Это был миф СССР, культивируемый властью Югославии. Появление мифа извинительно, потому что РККА была обвеяна ореолом возвышенным. Централизованное государство, сербам отводилась очень двусмысленная роль. Вроде бы центральная нация. С другой стороны, Тито своих бывших соратников отстраняет от власти. Вокруг сербов складывается государство. Тито начинает продвигать идею о том, что для социалистического государства этнос неважен, главное – классовая принадлежность

10 минут отсутствовал – как я понял, рассказывали историю.

Тито поссорился со Сталиным по вопросу монополии на власть в европейском коммунистическом пространстве. США начали строить планы по размещению военных баз в Югославии. В этой стране есть 3 города (Котор, Урошевац, Крушевац). Эти 3 точки дают контроль над Европой. Тито деньги взял, обещания не выполнил. В 1953 г. Сталин умирает, Тито снова дружит с СССР. Базы эти становятся совместными базами Югославии и СССР. Одна из версий распада Югославии – США предложили разместиться в Югославии, Милошевич отказал.

На становление К традиции 2 фактора повлияло. 1. Особая роль сербского народа. 2. Фактор геополитического характера, который выражается в том, что на территории Югославии все страны имеют свои проекционные зоны (чего?). Сербы: русские, смотрите на нашу судьбу – то же ждёт и вас. Хорватия и Словения – государства-наследники Австро-Венгрии. Свой интерес у Великобритании. Босния, Косово – исламский мир. М-да… и к чему это нам знать?

Есть 3-ий фактор. Религиозный. Степень религиозности разная. Но конфликтная ситуация всегда политиков заставляет апеллировать религиозными знаками.

В 7 – 9 вв. созданы первые государственные образования сербских племён. В 9 – 12 вв. эти земли оказались под гнётом Византии (гнет ли? это позволило установиться сербской государственности), С 1331 по 1355 гг. (правление Стефана Душена) Сербия стала одним из крупнейших государств на Балканском полуострове. Турки положили глаз на Сербию. Битва на Косовом поле, начинается настоящая история государственности. В 1389 г. битва на Косовом поле. Очень известная битва. Князь Лазарь вышел на бой. Якобы князю снится сон, к нему приходит ангел: либо царствие земное (победа в битве, благополучное существование народа, но лишь земное), либо царстве небесное (приносишь народ в виде жертвы, терпите поражение, тогда царствие небесное). Лазарь принял решение: бороться честно до конца, но я бы выбрал царствие небесное. Битву проиграли. Сербы государство своё потеряли. В 1459 г. турецкие войска окончательно захватили Сербию.

После завершения русско-турецкой войны по договору 1878 г. и Берлинскому акту (?) 1879 г. созданы новые государства – Сербия и Болгария.

1882 г. – монархией объявили. 1888 г. – конституция, парламентская монархия. 1901 г. новая конституция – 2-палатный парламент – Скупщина и Сенат. 1903 г. – восстановлена конституция 1888 г. Метание, короче. Потом Балканские войны. В 1912 – 1913 гг. Сербия увеличивается, как и Черногория. 1.12.1918 в Белграде провозглашено Королевство сербов, хорватов и словенцев. Сюда вошли Сербия, Черногория, Воеводина, Босния и Герцеговина, Хорватия и Словония, Далмация и Словения. 28.06.1921 (в годовщину Косовской битвы – важный религиозный праздник, кстати) принята конституция королевства. Это Видованская конституция. Дальше, казалось бы, формируется независимая история Югославия вокруг Сербии. Но не так. Внутри Сербии была проблема – кому будет дана монархическая власть. Было 2 ветви монархических. Одна – Карагеоргиевичи. Вторая – Немиличевы. Первые всегда подпитывались от связей с Россией. Вторые – Западом (особенно у Франции, Германии).

На основе первых государство образуется. 1929 г. – устанавливается монархическая диктатура. До этого была админ. реформа. Страна разделена на 33 округа, каждый возглавлялся губернатором, назначался и освобождался он королём. Реформа должна была закрепить централизм, власть сербской крупной буржуазии. Интерес был и у хорватов и словенцев. В итоге интриг и полит. игр обострились конфликты среди. Из 33 округов образовано 9. Территория так нарезана, что в большинстве сербы преобладали. Обостряется национальный конфликт, что делается сербскими политиками. Претензии накапливаются. Во время войны хорваты, недовольные засильем сербов, решают создать своё государство.

Есть ещё одна конфликтная точка. Босния и Герцеговина. Дело в том, что это – бомба, заложенная под любым государством на территории Югославии. На Косовом поле сражались и боснийцы (кстати, это лишь географическая единица, а не отдельный этнос, а позже присоединилась искусственная группа – боснийцы, это просто мусульмане со времён Турции – в основном сербы, а также хорваты). Короче, дело в том, что православные там –не совсем православные, а католики там – не совсем католики. Есть некие ереси на Западе - ___, у нас т.н. богумилы. Все, кого гнали отовсюду, скопились в Боснии. Короче, прочной государственности богумилы не дадут. Богумилы легко уходили из православия в католичество и ислам. И короче нельзя было создать прочное государство.

Тито после войны поощрал развитие ислама в Боснии. Он не разрешал возвращаться сербам в Боснию (как и в Македонию). Также мусульманине превратились в этнос! Т.е. национальность такая появилась – мусульмане. И было в переписи так: национальность – мусульманин, вероисповедание – атеист. Постепенно мусульман превратили в поборников ислама (в 1990-е гг.).

В 1929 г. в Югославию переименовали. Установлена монар. Конституция 1921 г. отменяется, партии запрещаются, парламент распускается.

В войну погиб каждый десятый гражданин страны. 15.05.1945 завершено освобождение Югославии. В январе 1946 г. принимается конституция. Только с этого момента начинается формирование Ю федерации.

1-ый этап развития Ю федерации: 1946 – 1953 гг. Этап централизованной федерации. Отношения между республиками и федеральными органами строились на приоритете. Принцип демократического централизма. Этот же принцип доминировал в федеративных отношениях. К провозглашала равноправие республик, но концентрация власти внутри союзных органов была у самой федерации. Скупщина СФРЮ. Вече национальностей – палата, представляющая субъекты. Руководство Ю внедряется идея, что нациям не принадлежит особая роль. Правительство концентрирует законодательные полномочия, имеет право принимать постановления с силой закона, фактически подменяет Скупщину (высший орган власти, но лишь формально). Т.е. 2 противоречия: равноправие, но централизм. Вся полнота власти у Скупщины, а фактически наиболее важные полномочия у правительства.

1953 – 1963. В 1950-е гг. постепенно формируется идея Ю самоуправления. Народ действительно поддерживал власть, складывалась инерция победителей-партизан, они возглавили гос-во. Короче, доверие военным победам. Идея появилась – сделать МС основной для системы представительных органов. Сначала идея укоренена в сфере экономической жизни. Формируются образования в виде рабочих советов, коммун, кооперативов, общественных органов управления в сфере науки, культуры. Самоуправление в экономической сфере, короче. 2-ой момент: начинается процесс 3 Д – децентрализация, дебюрократизация, демократизация. 3-ий момент: идея самоуправления из производственной сферы постепенно распространяется на полит. систему. Сначала упор делают на расширенное толкование федерализма (мол, нужно новое содержание), Ю берёт курс на федерацию самоуправляющихся единиц. Т.е. деление на республики сохраняются, но власть там берут самоуправляющиеся сообщества, представляющие крестьян, рабочих, интеллигенцию. Федерация должна строится по принципу профессиональному, точнее, самоуправленческому. Поэтому Вече народов перестаёт существовать как палата.

В 1963 г. принимается новая К. Создаётся Скупщина, меняются отношения между федерацией и субъектами. Полномочия так распределяются. Поднимается статус национальных меньшинств, которые стали называться народностями. Автономные единицы получили статус краёв (Косово, Воеводина). Снижается статус нации с самоуправлении. Полномочия между центром и местными органами распределены между республиками и федерацией (раньше в пользу общин и федерации). Усиливаются позиции республики. Структура Вече представляет собой собрание 6 палат. 1. Союзное Вече, в ней прячется другая палата – Вече Народов, она – латентная палата. Это – представители, избранные республиканскими Скупщинами, т.е. представители республик, но они не работают, как Вече народов, пока не начинают обсуждать вопросы, которые касаются прав республик и краёв. Эти экзотические конструкции не работали, пока не была принята новая К. До этого в Скупщине реального представительства не имели. 2. Хозяйственная Вече (представители рабочего класса и крестьянства). 3. Культурно-просветительское Вече. 4. Вече здравоохранения. 5. Организационно-политическое Вече, оно должно было отражать общие интересы всех самоуправленческих сообществ. Это бюрократическое вече.

В 1967 г. поправки в К. Расширяют права Вече Народов. Меняется сложная структура. В субъектах монопольное положение занимает местная бюрократическая элита. Тут-то просыпаются все крупные полит. игроки, которые начинают укреплять политические возможности. Они становятся достаточно независимыми. С 1967 по 1971 гг. приняты 42 поправки в К, они были направлены на изменение роли республик и краёв. Федерация лишена инвестиционных функций, не могла брать на себя экономических функций (?).

Конституция 1974 г. Субъекты получаются по сути гос. статус. Восстанавливается Вече народов. Они приобретают право вето в решения общесоюзных органов, в вопросах изменения К-ии. Потом и края приобретают право вето. Вече республик и краёв принимают общ. план, утверждают общую политику страны, принимают союзные законы, решают вопросы о кредитах, о выпуске денег, короче, все важнейшие полномочия решаются Вече республик и краёв. Только личность Тито сохраняет возможность сосуществования государств. Каждый субъект развивается, но этот расцвет бюрократической государственности созраняется за счёт иностранных инвестиций. В 1980 г. Ю постепенно распадается. Сами эксперты говорят: почему так долго шёл распад? Удивляются сами. Это разрушение сопровождается тем, что Сербия, пытаясь хотя бы края сохранить, в 1988 г. лишает их всех основных полномочий полит. автономий. Права вето лишены, права принимать законы на своей территории. В 1990 г. лишили права принимать конституцию края, иметь свои КС, ВС. И это сразу усложняет отношения.

Параллельно в 1990 – 1992 гг. возникают новые государство. Босния в 1995 г. получает К после войны. Эта К – приложение № 4 к мирному Дейтонскому соглашению (это комплекс соглашения в штате США Огайо). К обеспечила паритетное представительство хорватов, словенцев и сербов в высших органах. В Боснии коллегиальный глава государства. Президиум БиГ, там по очереди председательствуют. Но субъекты федерации – их 2: Федерация БиГ и Республика Сербская. В президиуме же 3 товарища. Если не достигают согласия, каждый из них может обратиться к своему парламенту, если 2/3 парламент принимает решение, поддерживая своего товарища, то решение президиума не принимается (что-что?). Это фактически 2 гос-ва, это менее прочное образование, чем Ю. СФРЮ была довольная своей жизнью, они не хотели становится независимыми. А БиГ не хотят оставаться вместе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: