Тема. Конституция Египта 1971 г

Принята на всенародном референдуме. Основные черты (4 группы).

1 блок. Сохранились некоторые проявления социалистической ориентации государственного развития.

1. Ст. 1 конституции – демократическое, социалистическое государство, основанное на союзе трудовых сил народа.

2. Наличие выраженной социальной риторики. Ст. 7: основа общества – социальная солидарность.

3. Имеются нормы о народном контроле. В составе Совета директоров гос. предприятий 50 % членов должны быть рабочими. А мелкие крестьяне и ремесленники должны составлять 80 % в советах сельхозкооперативов и ремесленных кооперативах.

2 блок. Отражение особой роли ислама.

1. Ислам признаётся гос. религией Египта, несмотря на 10 % коптов.

2. Шариат – источник национального законодательства.

3. В текущем законодательстве имеется запрет занимать руководящие должности лицам, отрицающим божественные законы.

3 блок. Признание достижение западной правовой культуры.

1. Принципы верховенства права – это основа управления государством.

2. Поддерживается доктрина естественных прав человека.

3. В отличие от многих мусульманских государств, поддерживается действительный парламентаризм. Что значит действительный парламентаризм? Это некая специфика, как в РФ.

4 блок. Провозглашение 4-ой информационной власти. Введён поправками к конституции в 1980 г.

- пресса признаётся «народным независимым органом»;

- создаётся Высший совет прессы, который следит за тем, чтобы её деятельность соответствовала интересам национального единства;

- провозглашается свобода прессы, запрещается цензура, а закрытие СМИ возможно только по решению суда.

Изменения к конституции. В настоящее время конституция 1971 г. действует с многочисленными поправками. Реформы были проведены в 1980 и 2007 гг. В основном изменения касались очищения текста от социалистической фразеологии (но они остались), включение положений о прессе (1980 г.), изменения порядка выборов президента.

Порядок изменения конституции.

- инициатива за президентом или 1/3 депутатов парламента;

- поправки должны быть обсуждены на Консультативном Совете и одобрены 2/3 членов парламента;

- принимаются поправки на всенародном референдуме простым большинством.

16 ноября 2011 г.

Политические партии.

В 1975 г. президент Садат принял решение о формировании в рамках арабского социалистического союза (широкое полит. движение в арабских странах) 3 полит. платформ – центристской, правой и левой. По существу, это решение означало формирование контролируемой многопартийной системы в Египте. Предполагалось, что 3 фланга впоследствии преобразуются в 3 партии. Так и случилось. Закон 1977 г.

Основные принципы создания и деятельности полит. партий следующие.

1. Партии не могут создаваться на религиозной основе, но при этом их цели не могут противоречить шариату.

2. Они должны использовать демократические средства политической борьбы и действовать на основе сотрудничества с органами власти.

3. Не менее половины учредителей должны представлять рабочих и крестьян. Написано «быть рабочими и крестьянами», но на деле грамотными людьми являются обеспеченные люди, а не те, кто за станком стоит.

4. Решение о регистрации полит. партий принимает комиссия по регистрации, состоящая из высших чиновников и под руководством председателя Консультативного Совета.

Итак, идея Содата о формировании 3 направлений.

Центристское направление. Национально-демократическая партия. Образована на основе центристской платформы. Считается, что членами партии является 1 миллион человек, основные задачи и принципы деятельности можно обозначить в виде лозунга «религия, арабский национализм, демократический социализм». Подавляющее большинство везде занимала до 2011 г.

Другие 2 партии малозначительны.

2 партия. На базе левой платформы создана Национально-прогрессивная партия.

3 партия. На основе правой платформы создана Либерально-социалистическая партия.

Ещё 2 политические партии.

1. Новый Вафд. Ведущая оппозиционная партия. Продолжает традиции партии Вафд, которая играла ведущую роль в Египте до 1952 г. (до республиканского переворота). После 1952 г. запрещена, но в новом обличии появилась в конце 1970-ых гг.

Основные идеи можно связать со следующими предложениями. Партия стремится заменить президентскую систему на парламентскую. Обеспечить подлинную независимость суда и прокуратуры.

2. Ассоциация «Братья-мусульмане». Это крупнейшая мусульманская религиозно-политическая организация Египта, имеющая отделения во многих арабских странах. Т.е. это не полит. партия, а религиозно-политическое движение. Движение создано в 1928 г. учителем Хасаном Альбаном (идеолог движения). Основные движения следующие. Неотделимость гос-ва от исламской религии. Цель – установление теократического движения и Халифата как основу исламской общины. Первоочередной шаг (требуют) – приведение законодательства в соответствии с нормами Шариата.

Выступают за исламскую экономику и перераспределение доходов в пользу бедных посредством пожертвований. В отличие от предыдущих полит. партий не имеют официального статуса в Египте. Запрещена уже давно. Взрывы в туристических городах в 1990-ых гг., убивали коптов. Связаны с деятельностью Аль-Каиды. Представители в Национальном Собрании в качестве независимых кандидатов.

Высшие органы власти Египта

Законодательная власть. Принадлежит однопалатному парламенту – Национальному (Народному) Собранию, 454 депутата. При этом 444 депутата избираются на всеобщих выборах на 5 лет, а 10 назначаются президентом (бессрочно). По закону о Народном Собрании 1972 г. не менее половины депутатов должны быть рабочими и крестьянами. Требования к кандидатам в депутаты следующие.

1. Нужно быть рождённым от отца-египтянина. 2. Возраст не 30 лет. 3. Уметь читать и писать по-арабски.

Выборы проводятся по 222 двухмандатным округам. В каждом по мажоритарной системе относительного большинства избираются 2 кандидата. При этом 1 обязательно должен быть рабочим или крестьянином.

Гарантии. Если в результате голосования первые 2 места заняли представители других социальных групп, то избранным считается 1 из этих 2 (кто больше набрал), а для избрания второго депутата от этого округа проводится второй тур, в нём участвуют 2 кандидата от рабочих и крестьян, которые набрали большее кол-во голосов в первом туре.

Полномочия. Правом законодательной инициативы располагают президент и депутаты. Проект закона о бюджете может вносить только правительство. Президент в течение 30 дней после принятия закона имеет право вето. Вето преодолевается 2/3 голосов парламента.

Парламентский контроль. Парламент вправе выразить недоверие отдельным министрам и премьеру. Инициатива выдвижения недоверия принадлежит 1/10 части депутатов парламента, а утверждается большинством голосов. При отставке премьер-министра (т.е. в случае правительства) сначала необходимо обратиться к президенту. В 1-ый раз он может вернуть предложение обратно в парламент. Но есть парламент подтвердит своё решение, но президент выносит вопрос на референдум. Если избиратели на референдуме поддерживают правительство, то распускается парламент. В противном случае президент принимает отставку правительства.

Исполнительная власть. Глава гос-ва и исполнительной власти – президент. Избирается на 6 лет неограниченное число раз. Прямые выборы.

Полномочия обширны. Среди основных можно обозначить следующие.

1. Заключать международные договоры (ратифицируются парламентом).

2. Является Верхглавкомом ВС и полицией.

3. Вправе объявлять чрезвычайное положение и объявлять войну (с утверждением решения Национальным Собранием).

4. Президент по своему рассмотрение инициирует референдум по любым вопросам (ограничений нет). Может инициировать рассмотрение законов в парламенте. Подписывать законы. Налагать вето.

5. Вправе принимать декреты во исполнение законов.

6. Может издавать декреты, имеющие силу закона, если парламент не заседает и при условии последующего одобрения этого декрета Национальным Собранием.

7. Назначает премьер-министра и других членов Правительства. Назначает 1/3 членов Консультативного Совета, а также 10 членов парламента.

8. Совместно с правительством разрабатывает политику внешнюю внутреннюю, созывает заседания правительства, председательствует там (когда нет премьера).

Совет министров – это высший исполнительный и административный орган государства. Полномочия формальны и общеизвестны.

Аш-Шура (Консультативный Совет). Состоит не менее чем из 132 членов, треть которых назначает президент, а 2/3 избираются прямыми выборами. Половина от 2/3 должны быть рабочими и крестьянами. Срок полномочий – 6 лет. Президент может распустить орган этот досрочно, без проведения референдума. Обновляется на половину раз в 3 года.

Полномочия.

1. Предварительное одобрение поправок к конституции, международных соглашений и важнейших законов.

2. Даёт консультации при подготовке проектов планов социального и экономического развития. Даёт консультации по законопроектам президента.

3. При возникновении разногласии по законопроекту Аш-Шуры и Народного Собрания создаётся Согласительный комитет. Если текст, разработанный комитетом, не будет принят Народным Собранием или Аш-Шурой, то создаётся объединённое заседание этих двух органов, где решение принимается простым большинством (у парламента поэтому будет приоритет).

Судебная власть.

Развёрнутая система общих и специальных судов, деятельность которых курирует Высший Совет, подчинённый президенту. Специальных мусульманских судов в Египте нет, но общий и иные суды могут в соответствии с УК 1937 г. применять нормы шариата. Например, уголовные суды могут использовать наказание, предусмотренное шариатом. В ГП на основе ГК 1948 г. нормы шариата применяются, если соответствующие отношения не урегулированы законом.

Практика применения норм шариата не масштабная.

Система судов. Подсистемы следующие.

1. Система общих судов включает кассационный суд (высшая судебная инстанция), апелляционный суд, суды 1-ой инстанции и мировые судьи.

2. Система судов гос. безопасности. В соответствии с принятым в 1980 г. Законом о защите ценностей от порока и о внутреннем фронте и социальном мире создана система судов государственной безопасности. Верховный Суд гос. безопасности и местные суды гос. безопасности. Функция – рассмотрение дел о гос. преступлениях. Местные суды вправе рассматривать дела о продаже недвижимости, торговые дела и др. вопросы, связанные с экономическими отношениями.

3. Система административной юстиции. Государственный Совет; апелляционные суды; низовые административные суды; дисциплинарные суды. Функции: консультации правительству (даёт Гос. Совет и апелляционные местным органам); споры по выборам в органы МС. Споры о зарплатах и пенсиях гос. служащих. Жалобы на нарушение прав граждан в процессе управления (и как следствие применение дисциплинарных мер).

4. Конституционная юстиция. Поддерживается Верховным Конституционным Судом. Члены суда назначаются президентом из состава судебных органов высшего ранга, адвокатов и преподавателей ВУЗов. Количество членов в ВКС не лимитировано, но для принятия решения нужно набрать голоса 7 судей. В ВКС могут обращаться суды, министры юстиции, парламент и Высший Совет магистратуры (орган судейского самоуправления).

Основные функции традиционны. Дела о соответствии законов и декретов президента конституции. Толкование законов и декретов президентов. Споры о компетенции между органами власти.

Административное устройство и МС в Египте.

На конец 2011 г. существует 29 губернаторств, которые называются «мухафазы». В 2008 г. появились 2 новых, в 2009 г. – ещё один. Ведётся активная административно-территориальная политика: меняются районы постоянно, например. Мухафазы сформированы по течению Нила. Пустыня – буквально 4 мухафазы (как я понял).

Губернатор мухафазы назначается президентом, слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Функции губернатора:

1. Обеспечение продовольственной безопасности мухафазы.

2. Обеспечение эффективности промышленного и с/х производства.

3. Контроль состояния общественной безопасности, порядка и общественной нравственности.

4. Имеет право вето в отношении решений Народного Совета мухафазы.

5. Контроль над всеми публичными службами в провинции кроме судов.

6. Несёт ответственность перед президентом и премьер-министром, представляет регулярные отчёты профильному министру правительства, а также представительному органу губернаторства.

Административный орган мухафазы является Административный Совет.

Помимо губернатора в его состав входят помощники губернатора (назначаются премьер-министром по представлению губернатора), начальники районов, мэры городов и некоторые другие лица исполнительной системы.

Нижний уровень ад – старосты деревень и шейхи городских кварталов. Избираются население сроком на 5 лет из числа граждан, достигших 30 лет и владеющих значительным земельным наделом.

Полномочия. Среди прочего осуществляют функции полицейского контроля и рассматриваются как гос. служащие, подчинённые министру безопасности.

Органы МС. Эта система связана с формированием представительств на уровне районов (марказ) и на уровне мухафазы.

Органами МС являются избираемыми гражданами Народные Советы административно-территориальных единиц. В НС мухафазы избирается по 8 членов от каждого района (марказы), при этом 7 из этих 8 – по партийным спискам, а 1 – по мажоритарной системе относительного большинства.

Основные полномочия НС мухафазы.

1. Осуществление общего контроля за деятельностью любых публичных служб в мухафазе (губернаторстве), но лишь в части, касающейся местных вопросов.

2. Принимает решение о создании местных предприятий публичных служб.

3. Местный бюджет, налоги, сборы, а также принимает иные решение, ответственность за исполнение которых несёт губернатор (правда, тот имет право вето, а также представляет гос. власть, поэтому есть противоречия).

Народный Совет мухафазы может быть распущен правительством по предложению министра местной власти. Полномочия нижестоящих НС – примерно такие же, как у НС мухафазы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: