double arrow

Французское профсоюзное движение: взлёт и падение революционного синдикализма

Идеология первых цеховых товариществ подмастерьев, возникших во Франции на рубеже XVIII-XIX веков, вполне соответствовала первым ступеням промышленного капитализма. Так, общество взаимопомощи кровельщиков, основанное в 1815 году отдавало себя под покровительство святой троицы и короля, а общество столичных пекарей, возникшее в 1820 году, управлялось уполномоченным, избранным из среды предпринимателей.

Однако, общества взаимопомощи, сыграли большую роль в организации рабочего движения и становлении солидарных действий между рабочими отдельных профессий.

Отсутствие крупного капитала в стране, вело к увлечению в среде рабочих идеями социалистов-утопистов. До конца 60-х годов XIX века в среде членов зарождающихся синдикатов была популярна идея строительства производственных товариществ, дающих, по их мнению, возможность раскрепостить рабочий класс через создание кооперативов.

Например, в уставе «федеральной палаты рабочих обществ Парижа» говорилось, что их главной целью является «сделать рабочих собственниками всех средств производства, а также давать им в займы деньги для того, чтобы они сами могли освободить себя от произвола предпринимателей и требований капитала».

Поражение Коммуны и правительственная реакция, привела к усилению данной политической линии в профсоюзном движении Франции. Назначенный главой бюро профессиональных союзов республиканский журналист Ж.Барберэ, был убеждён, что стачечное движение причиняет неисчислимый вред политическому строю страны. Своей задачей он ставил борьбу со стачечным движением, заявляя, что забастовки являются «преступлением против демократии». После разгрома Коммуны, Ж.Барберэ стремился дать новую «безопасную» для профсоюзов программу. Синдикаты должны были внимательно наблюдать за порядком и выполнением условий ученичества, организовывать бюро для безработных, создавать примирительные камеры для разрешения конфликтов, основывать библиотеки и технические школы, используя свои фонды для закупки сырья и орудий производства, с целью организации кооперативных мастерских.

Первый рабочий съезд в Париже, проходивший в 1876 году, выдвинул как средство освобождения рабочих – развитие рабочей кооперации, и отверг социализм. В тоже время съезд отказал в доверии Ж. Барберэ, считая, что только рабочие могут выступать от своего имени.

Рост промышленности втягивал в профессиональное движение новые слои рабочих: горняков, металлистов, текстильщиков, которые воспринимали социалистические идеи. Уже на Марсельском конгрессе (1879г.) были приняты социалистические резолюции, в частности о необходимости создания социалистической партии. В тоже время социалистические партии во Франции были раздроблены. В 80-90-х годах XIX века существовало не менее шести социалистических партий и группировок. Наиболее сильные позиции в профсоюзах завоевала социалистическая фракция, руководимая Жюль Гедом. В тоже время, стремление социалистов превратить профсоюзы в придаток своей партии, вело к политическому расколу внутри профсоюзов. Социалисты не видели в профсоюзах самостоятельной рабочей организации. Для них профессиональные союзы было лишь «вспомогательными организациями», которые нужно было использовать в предвыборной борьбе. Это неизбежно влекло за собой недовольство профсоюзов, которое вылилось в форме развития ими теории «революционного синдикализма».

Зарождение идеологии «революционного синдикализма» в профсоюзном движении Франции можно проследить с конца 70-х годов XIX века. На втором конгрессе синдикатов в Лионе делегат профсоюза механиков Болливе выступил с речью, в которой доказывал, что парламентаризм совершенно бесполезен для рабочих, так как рабочее меньшинство ничего не может сделать в парламенте самостоятельно. Болливе предлагал не участвовать в парламентских выборах, а создавать синдикаты, целью которых были бы не только борьба за повышение заработной платы, но и уничтожение всей системы наёмного труда. В 80-х годах XIX века такие настроения охватили большинство рабочих во Франции.

Рост французского капитализма протекал медленно, сменяясь периодами застоя. Концентрация капитала вела не к созданию крупных промышленных предприятий, а к усилению финансового капитала, непомерному росту бюрократического административного аппарата государства. В этих условиях социалистическая идеология не находила опоры в профсоюзах. Борьба социалистических течений между собой отвлекала их от экономической борьбы рабочих, неизбежно толкая последних в объятия анархо-синдикалистов.

Наиболее энергичным проводником идеологии анархо-синдикализма выступила Федерация Бирж Труда. Само создание данной организации было актом протеста профсоюзов против политики социалистических партий по отношению к синдикатам. Открытый разрыв между «политиками» и профсоюзами произошёл на синдикальном конгрессе 1894 года, где была принята резолюция о всеобщей стачке, заставившая социалистов покинуть конгресс. С 1895 года во главе Федерации Бирж Труда встал один из видных деятелей анархо-синдикализма Ф. Пеллутье. Он считал ненужной и вредной для рабочего класса политическую деятельность, отвергал необходимость захвата рабочими государственной власти с помощью вооружённого восстания, выступая за мирную, легальную всеобщую стачку. Эти взгляды Ф.Пеллутье высказал в книге «Жизнь рабочих во Франции», в которой он рекомендовал рабочим не полагаться на существующее законодательство и вступать в непосредственное соглашение с хозяевами, а предпринимателей призывал «предотвратить грозу» и сделать уступки с целью «умиротворить толпу, которая приходит в раздражение».

Амьенский конгресс «Всеобщей конфедерации труда» 1906 года, окончательно оформил идеологию профессионального движения, приняв особую программу. Данная идеология строилась на теории Прудона, считавшего, что производственные ассоциации должны в перспективе заменить собой государство. Ставя своей целью достижение социализма, анархо-синдикализм отрицал необходимость политической борьбы, политической организации рабочего класса, а стремился уничтожить капитализм путём «прямого действия», через всеобщую стачку, бойкот, саботаж или захватные действия. Идеи саботажа проповедовал в газете «Ля гер сосиаль» Г.Эрве. Все акты саботажа описывались в газете под рубрикой, которая носила название «Есть чему порадоваться молодцам». По мнению идеологов анархо-синдикализма, после победы над буржуазией, производство должно было быть передано в полное заведование соответствующих производственных объединений.

Амьенская хартия 1906 года, подчёркивала, что «в каждодневной борьбе за улучшение условий труда, синдикализм стремился к объединению усилий всего пролетариата, путём достижения непосредственных выгод, как, например, уменьшения рабочего дня, увеличения заработной платы и т.д. Но эта борьба представляет собой только одну сторону в деятельности синдикалистов. Последние боролись за полное освобождение пролетариата путём экспроприации капиталистов. Синдикалисты заявляли, что основным орудием осуществления их программы является всеобщая стачка, считая, что профессиональный союз, который в настоящий момент является лишь орудием обороны, превратиться в будущем в орган производства и распределения и явится основой социального переустройства».

Конгресс подтвердил независимость профсоюзов от политических партий, предоставляя право любому члену синдиката входить в политические группировки.

С особой враждебностью синдикалисты относились к парламентаризму, считая, что на этом пути рабочий класс не сможет оказывать влияния на власть. «Парламентаризм, - говорил один из теоретиков синдикализма Ю.Лагарделль, - великая школа компромисса: партии, различные по существу, перепутываются в голосованиях и смешивают свою тактику применительно к случаю. Всякий закон есть лишь результат ряда торгов и переторжек, в которых всякий теряет много, чтобы получить мало. Принципом является не разделение партий, но их сотрудничество».

Ю.Лагарделль. выдвинул теорию «социализма учреждений», доказывая, что при помощи синдикатов рабочие смогут создать своё государство внутри капиталистического государства.

По мнению вождей анархо-синдикализма, профсоюзы могли оказать влияние на принятие законов и без депутатских мандатов. Один из лидеров синдикализма Жуо говорил: «Когда какая-нибудь реформа общего характера становится настоятельно необходимой, то вместо того, чтобы обращаться к государственной власти, мы прибегаем к содействию вне стен парламента, чтобы оказать давление на законодателей. Мы стремимся, прежде всего, вызвать определённый сдвиг в общественном мнении, создать особое состояние умов, при котором реформа становится неизбежной». Давлением на парламент извне синдикалисты заменяли своё неучастие в парламентской работе.

Основным лозунгом синдикалистов было изречение: «Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих». Они закрывали своё движение для интеллигенции, враждебно относились к социалистическим партиям. По их мнению, единственной организацией имеющей право говорить от имени рабочих являлся профсоюз, так как в него принимались исключительно рабочие.

Применение всеобщей стачки должно было заменить и парламентаризм, и избирательные кампании, и прессу, и организацию общественного мнения. Синдикалистов не смущало, что их действия неизбежно приведут к конфликту с официальной законностью. Вождь металлистов Мергейм, выступая на Амьенском конгрессе 1906 года, говорил: «Мы признаём, что синдикат есть революционная группа для внутренней борьбы, и что он имеет целью разбить законность, которая нас душит, для того, чтобы создать новое право, которое будет результатом нашей борьбы».

Во Франции сложилась необычная форма участия профсоюзов в политической жизни общества, когда синдикат объединял в себе экономическую и политическую организации.

Анархо-синдикалисты гордились малочисленностью профсоюзов, их слабой материальной базой. Они утверждали, что это обеспечивает боевой дух таких организаций.

Первая мировая война 1914-1918 годов нанесла удар по теории и практике «революционного синдикализма». Как и профсоюзы других воюющих государств, «Всеобщая конфедерация труда» выступила за «священный союз» всех классов общества во имя победы. Руководство французских профсоюзов открыто перешло на позиции социал-шовинизма.

После окончания Первой мировой войны синдикализм всё более склонялся к чисто экономической борьбе: выступлениям за 48-часовую рабочую неделю, сокращение рабочего дня по субботам и т.п. Крупнейшие федерации индустриальных рабочих, а также провинциальные промышленные районы, высказывались против революционной синдикалистской тактики.

Кризис идеологии «революционного синдикализма» в профсоюзном движении привёл в 1921-22 годах к политическому расколу в профсоюзах Франции, который не преодолён и до настоящего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: