Социализм

Социализм (лат. socialis - общественный) – обосновывает идеалы общественного устройства, основанного на приоритете общественной собственности, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных и духовных благ.

Социалистическое миропонимание вобрало в себя утопические идеи, сформулированные еще в античной Греции в «Государстве» Платона (427-347 до н.э.), а затем в «Утопии» Т. Мора (1478-1535) и в «Городе Солнца» Т. Кампанеллы (1568-1639). Существенное значение для его становления имели сформулированные Ж.-Ж. Руссо идеи о частной собственности как причине социального неравенства и необходимости построения гражданского общества, основанного на общественном договоре и равенстве людей.

Само понятие «социализм» как противоположное термину «индивидуализм» было введено в научный оборот французским мыслителем Пьером Леру в его работе «Об индивидуализме и социализме» (1834). Он обличал недостатки капитализма и считал, что новые производительные силы, созданные индивидуализмом, могут служить не кучке богачей, а использоваться на благо всех людей, если будет уничтожена конкуренция и установлен кооперативный контроль над промышленностью.

А. Сен-Симон считал, что современное ему общество страдает от нездорового и разнузданного индивидуализма, может и должно быть преобразовано развитием науки и техники, которое приведет к обществу, управляемому высокообразованными и компетентными экспертами. Такое общество обеспечит всем равные возможности, чтобы каждый мог занять в нем положение, соответствующее его способностям. На основе искоренения источников общественного беспорядка в таком обществе можно будет ликвидировать государство как принудительный социальный институт.

Общество, согласно Т. Мору, есть результат заговора богачей, а государство — их орудие. Они используют его в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии - должностные лица выборные, нет частной собственности, земля в собственности общества, все трудятся. Законов у них весьма мало + широкая веротерпимость.

Т. Кампанелла предлагает следующую систему публичной власти в “Городе Солнца”. - 3 ветви: военный, наука, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой + воспитание граждан. Верховный правитель — Метафизик — превосходит всех ученостью, талантом, опытом и умением. Он на посту до пока его не сменит человек, превосходящий его. Производственной ячейкой является не семья, а мастерская или бригада.

Хотя взгляды названных теоретиков утопического социализма значительно различались по многим вопросам, но все они утверждали, что в обществе существуют реальные возможности для немедленного реформирования его на условиях искоренения эксплуатации, неравенства, индивидуализма, пороков, бедности и осуществления социальной справедливости, уничтожения противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Марксизм - К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от эксплуатации.

«Манифест Коммунистической партии» - Капитализм, победивший в этом обществе, достиг предела своего развития и более не может справиться с теми средствами производства и обмена, которые вызрели в лоне буржуазных отношений => тормоз социального прогресса. Капитализм как тип социальной организации окончательно исчерпал себя. Классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к развязке. Рабочий класс => уничтожить частную собственность.

В политическом плане переход от капитализма к социализму специфичен тем, что государство данного периода должно быть орудием диктатуры пролетариата, его социальной власти и решать задачи, обусловливаемые продолжающейся классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, искоренением частной собственности, строительством соц общества.

Коммунизм - общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства. Такая формация предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы и упразднение государства, в котором не должно было быть денег и реализовывался принцип «каждый по способностям — каждому по потребностям»

Ленинизм: Государство - аппарат для систематического применения насилия, возникающий только "там и тогда, где и когда появлялось деление общества на классы". (продукт и проявление классовых противоречий").

Л. пришел к выводу, что с наибольшей вероятностью победа пролетарской революции может быть достигнута не в высокоразвитой, а в одной, отдельно взятой, отсталой капиталистической стране - " слабом звене в цепи империализма ", в частности в России. Это ленинское положение вступает в противоречие с его же учением об империализме, поскольку предполагается, что в стране должны быть созданы объективные условия для перехода к социализму, в частности концентрация производства достигает необходимых размеров, пролетариат становится наиболее многочисленным классом общества. (противоречит теории марксизма, ориентированного на осуществление пролетарской революции в международных масштабах) + По мнению Л, режим диктатуры пролетариата - ничем не ограниченная власть, опирающаяся на террор и насилие по отношению к классовым противникам - должен охватывать собой весь период социализма.

Так, ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований средствами террора и геноцида гражданского населения.

Сталинизм — система государственного управления и совокупность государственной политической системы и идеологии, получившие название по имени И.В. Сталина.

— террор как универсальный инструмент решения любых политических и социальных задач.

термин был впервые использован Л. Кагановичем. В СССР начал официально использоваться с началом политики гласности.

чертамы:

· теоретическим обоснованием в случае запаздывания мировой революции возможности построения социализма в одной стране при буржуазном окружении.

· объявление марксистской идеи отмирания государства достижимой посредством его усиления:

· доминирование руководящей коммунистической партии;

· обязательное идеологическое воспитание в духе идей руководящей партии;

· культ вождя

· плановая экономика с почти полным огосударствлением собственности на средства производства;

· насаждение тоталитаризма с контролем государства за всеми сферами жизни общества, включая личную жизнь и культуру;

В то же время ряд немецких теоретиков (К. Каутский, А. Бебель, Э. Бернштейн), позитивно трактуя роль государства (демократической республики) в общественных преобразованиях и утверждая приоритет мирных, эволюционных средств достижения целей, стали основоположниками теоретического ревизионизма в «научном» обосновании социализма, положив начало социал-демократической идеологии.

Особенностью идеологии - реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Э.Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и всякую связь наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится к замене частной собственности общественной, путь к социализму - это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного развития капиталистической экономики и политической демократии.

Современная концепция "демократического социализма" в основных своих чертах была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов Социалистического Интернационала на международной конференции социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году. СД - это путь, который отличается и от капитализма, и от "реального социализма". Капитализм, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к власти, уничтожили свободу => СД одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости.

Критерий различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: