Квинт Тертулиан: Методом изучения души является вера + толкование священных текстов
Блаженный Августин (V в н.э.): Я могу не только верить, но могу и наблюдать свои собственные состояния (то, что позднее было названо рефлексия)
Роджер Бэкон (XIII в): впервые вводит термин «опытная наука». Начинается эпоха эмпиризма (эмпирио - опыт)
Френсис Бэкон (XVI в) – создал 1ую систему научного мировоззрения. Большое внимание уделил тому, как узнавать. Учение о методе: Бэкон предложил 3 способа познания мира:
- путь наука (из себя я выдавливаю знания) – рациональный метод
- путь муравья (все тащит в муравейник)
- путь пчелы (что-то берет, обрабатывает, отдает) эмпирический опыт + рациональное переосмысление, выдача нового)
Выводы по Бэкону:
1) Мир объективен и познаваем для человека
2) Орудием познания выступает метод
3) Изучение мира происходит через нами чувства.
Рене Декарт (1596 - 1650). Существует понятие истины. Она объективна, имеет божественное возникновение. Главный принципы – принципы всеобщего сомнения, скептитизм
«Я мыслю, следовательно я существую»
Изучение мира основано на рацион применение методов:
1) Математический метод
2) Метод дедукции
3) Метод интеллектуальный интуиции
Декарт считал, что весь мир делится на телесную и духовную организацию. В человеке есть тело и душа. Сам человек осознает, что у него есть душа, эту способность к осознанию души Декарт назвал сознанием. Основной формой существования сознания но Декарту является мышление.
Декарт по своему объяснил как в человеке функционирует телесное и духовное
Телесная | Духовная |
Основным объяснительным механизмом функционирования тела является рефлекс. Все тело человека состоит из трубок, по которым двигаются воздухообразные частицы (животные духи) Любое раздражение поверхности тела приводит животные духи в движение, заставляя сокращаться мышцы. | Теория «я стратег» души. В человеке часто происходит столкновения между душевными требованиями, и теми желаниями и обстоятельствами, возникающими в жизни. Мучаясь в выборе человек страдает, переживает и эти переживания происходят в щитовидной железе. Иногда соблазны берут верх, иногда наоборот. |
Декарт является родоначальником классического эмпирической психологии сознания.
Заметным этапом в изучении представлений о предмете и методе принадлежит Джону Локку
Он считает, что человек приходит в мир, не имея в сознании ничего (чистая доска лат. Табула раса). Мое сознание при жизни обогащается. Все, что я получаю в жизни, я получаю из опыта. Сам опыт бывает 2ух видов:
Внешний (главный источник - ощущения) и внутренний (главный источник - мышление)
Кризис в психологии начала 20 в обусловлен причинами:
· разочарованием в изучении сознания
· появлением новых предметов псих. исследования (поведение, бессознательное, гештальт)
· разделением психологической науки и психологической практики
Проанализирован кризис в работе Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса»
Проблема бессознательного в психологии
1) Зигмунд Фрейд и психоанализ
2) Развитие идей бессознательного в работах Адлера и Юнга
3) Д.Н. Узнадзе и теория установки. Возможной классификацией бессознательных явлений в психологии