Предпосылки формирования и возникновения эмпиричной психологии сознания

Квинт Тертулиан: Методом изучения души является вера + толкование священных текстов

Блаженный Августин (V в н.э.): Я могу не только верить, но могу и наблюдать свои собственные состояния (то, что позднее было названо рефлексия)

Роджер Бэкон (XIII в): впервые вводит термин «опытная наука». Начинается эпоха эмпиризма (эмпирио - опыт)

Френсис Бэкон (XVI в) – создал 1ую систему научного мировоззрения. Большое внимание уделил тому, как узнавать. Учение о методе: Бэкон предложил 3 способа познания мира:

- путь наука (из себя я выдавливаю знания) – рациональный метод

- путь муравья (все тащит в муравейник)

- путь пчелы (что-то берет, обрабатывает, отдает) эмпирический опыт + рациональное переосмысление, выдача нового)

Выводы по Бэкону:

1) Мир объективен и познаваем для человека

2) Орудием познания выступает метод

3) Изучение мира происходит через нами чувства.

Рене Декарт (1596 - 1650). Существует понятие истины. Она объективна, имеет божественное возникновение. Главный принципы – принципы всеобщего сомнения, скептитизм

«Я мыслю, следовательно я существую»

Изучение мира основано на рацион применение методов:

1) Математический метод

2) Метод дедукции

3) Метод интеллектуальный интуиции

Декарт считал, что весь мир делится на телесную и духовную организацию. В человеке есть тело и душа. Сам человек осознает, что у него есть душа, эту способность к осознанию души Декарт назвал сознанием. Основной формой существования сознания но Декарту является мышление.

Декарт по своему объяснил как в человеке функционирует телесное и духовное

Телесная Духовная
Основным объяснительным механизмом функционирования тела является рефлекс. Все тело человека состоит из трубок, по которым двигаются воздухообразные частицы (животные духи) Любое раздражение поверхности тела приводит животные духи в движение, заставляя сокращаться мышцы. Теория «я стратег» души. В человеке часто происходит столкновения между душевными требованиями, и теми желаниями и обстоятельствами, возникающими в жизни. Мучаясь в выборе человек страдает, переживает и эти переживания происходят в щитовидной железе. Иногда соблазны берут верх, иногда наоборот.

Декарт является родоначальником классического эмпирической психологии сознания.

Заметным этапом в изучении представлений о предмете и методе принадлежит Джону Локку

Он считает, что человек приходит в мир, не имея в сознании ничего (чистая доска лат. Табула раса). Мое сознание при жизни обогащается. Все, что я получаю в жизни, я получаю из опыта. Сам опыт бывает 2ух видов:

Внешний (главный источник - ощущения) и внутренний (главный источник - мышление)

Кризис в психологии начала 20 в обусловлен причинами:

· разочарованием в изучении сознания

· появлением новых предметов псих. исследования (поведение, бессознательное, гештальт)

· разделением психологической науки и психологической практики

Проанализирован кризис в работе Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса»

Проблема бессознательного в психологии

1) Зигмунд Фрейд и психоанализ

2) Развитие идей бессознательного в работах Адлера и Юнга

3) Д.Н. Узнадзе и теория установки. Возможной классификацией бессознательных явлений в психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: