2.5
2.4
1.43
Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи соединены, называется самадхи с рассуждением.
1.34
Дружба, милосердие, радость, спокойствие, делание себя предметом размышления в связи с предметами счастливыми или несчастливыми, добрыми или злыми, смотря по условиям, успокаивают читту.
1.33
Для излечения от этого следует упражняться в сосредоточении на одном.
1.32
/Упражняются/ выдыхая и удерживая дыхание.
1.35
Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.
1.36
Или /размышление/ о лучезарном, который недоступен никаким страданиям.
1.37
Или /размышление/ о сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам.
1.38
Или /размышление/ о знании, которое приходит во сне.
1.39
Или /размышление/ о чем бы то ни было, что привлекает как добро.
1.40
Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится открытым как для атома, так и для бесконечного.
1.41
Йог, который вритти сделает таким образом бессильными /подчиненными/ достигает в получающем, посредствующем и полученном /сущем, сознании и внешних предметах/ сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу /перед различными окращенными предметами/.
1.42
Самадхи, называемое "без рассуждения", приходит, когда память очищена или освобождена от качеств и заключает в себе только значение /предмета размышления /.
1.44
Этим путем /сосредоточения/ с распознаванием и без распознавания также достигается знание о более тонких предметах.
1.45
Более тонкие предметы исчезают с прадханой.
1.46
Эти виды сосредоточения имеют семя.
1.47
Когда сосредоточение "без рассуждения" очищено, спокойствие читты прочно устанавливается.
1.48
Знание этого называется "исполненное истины".
1.49
Знание, почрепнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более высокого порядка: Оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигать.
1.50
Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.
1.51
Подавлением даже этого /впечатления, которое заграждает все другие впечатления/, когда все другие задержаны, достигается "лишенное семени" самадхи.
Глава 2
сосредоточение. Упражнение в нем
2.1
Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда богу называется крийя-йога.
2.2
/Она служит подготовкой/ к упражнению в самадхи и уменьшает число препятствий, связанных со страданием.
2.3
Связанные со страданием препятствия суть: Неведение, ложное самосознание /пристрастие/ отвращение и привязанность к жизни.
Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии: Скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном.
Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и не составляющего настоящего "я" за вечное, чистое, счастливое, атман /сущее "я"/.
2.6
Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения.
2.7