Система веданты

Эта система выросла из упанишад, которые представляют собой кульминационный пункт ведических спекуляций, и потому она называется ведантой, или завершением вед. Веданта собрала воедино все философские мысли, рассеянные в упанишадах. Ее основные положения изложены в «Брахма-сутре» Бадараяны, которая систематизировала учения упанишад, и в комментариях на эти сутры, составленных последующими авторами; в числе их хорошо известны Шанкара и Рамануджа. Нз всех индийских систем веданта — особенно в изложении Шанкары — оказала наибольшее влияние на индийскую жизнь и все еще продолжает существовать в той или иной форме в различных частях Индии.

Идея существования некоего верховного лица (пуруша), которое объемлет всю вселенную и все-таки находится вне ее, выражена в одном из гимнов Ригведы. Все объекты вселенной, одушевленные и неодушевленные, простые люди и святые, в поэтической форме изображаются здесь как части верховного лица. В упанишадах это единство всего существующего нашло свое выражение в безличной концепции единой реальности, или в концепции единой души, единого Брахмана (все эти понятия употребляются как синонимы). Мир, говорится в упанишадах, берет свое начало из этой реальности, покоится в ней и возвращается в нее при своем разрушении. Реальность многих частных объектов, воспринимаемых из вселенной, отрицается, и утверждается их единство в единой реальности. Все есть бог. Душа есть бог. Нет множественности. Эта душа, или бог, есть реальность (сатья), она—бесконечное сознание (джняна) и блаженсгво (ананда).

Шанкара интерпретирует упанишады и "Брахма-сутр" в духе чистого, ярко выраженного монизма. Бог — единая реальность не только в том смысле, что нет ничею, кроме бога, но также и в том, что множественности нет даже в боте Отрицание множественности, признание единства души и бога, утверждение, что с познанием бога познается все, и другие подобные взгляды, которые мы можем найти в упанишадах,— все это, составляющее общий тон, которым проникнуто учение упанишад, не может быть логично объяснено, даже если бы мы поверили в существование многих реальностей в боге Правда, в некоторых упанишадах говорится о сотворении многих вещей богом (Брахманом) или душой (Лтман). По в других упанишадах, и даже в ведах, творение приравнивается к магии, волшебству О боге говорится как о волшебнике, который сотворил мир посредством магической силы, называемой майя.

Шанкара поэтому считает, что, признавая существование только единой реальности, мы должны объяснить мир не как реальное творение, но как видимость, которую бог вызывает в нашем воображении посредством непостижимой силы майи. Чтобы сделать концепцию майи более понятной для обычного читателя, он объясняет ее, сравнивая с иллюзиями, встречающимися в повседневной жизни, когда, например, веревка кажется нам змеей или какая-нибудь блестящая поверхность — серебром. Во всех случаях такой иллюзии имеется субстрат, реальность (веревка, блестящая поверхность), которая вследствие нашего незнания субстрата кажется нам иной, чем она есть на самом деле,— змеей или серебром. Это незнание не только скрывает составляющую ее реальность, субстрат, но и делает ее по видимо-сги чем-то другим. Подобным же образом может быть объяснено наше восприятие объектов мира. Мы воспринимаем многие объекты в едином Брахмане вследствие нашего незнания (авидья или аджняна), не позволяющего нам увидеть реального Брахмана и придающего ему видимость многих объектов. Например, когда «волшебник» во время представления иллюзорно делает из одной монеты много монет, то, с точки зрения «волшебника», это объясняется его магической силой, с нашей же точки зрения, причина восприятия нами многих монет заключается в нашем незнании этой одной реальной монеты. Применяя эту аналогию к явлениям внешнего мира, можно сказать, что данные явления порождаются магической силой майи, заключающейся в боте, а также нашим незнанием. Майя и незнание в этом случае представляют собой две стороны одного и того же явления, рассматриваемого с двух различных точек зрения. Значит, о майе гоже можно сказать, что она является природой незнания Чтобы не думали, чю теория Шанкары не в состоянии удержаться на позициях чистого монизма, поскольку она допускает существование двух реальностей —бога и майи, Шанкара указывает, что маня как сила бога отпишется от бога re 6oJ ее, чем сила сжигания от oi ня. Поэюму эта теория веданты представляет собой не дуализм, а чистый монизм (адваита).

Но даже и в этом случае разве бог в действительности не обладает силой сотворения? На этот вопрос Шанкара отвечает так. до iex пор, пока ты веришь в явления внешнего мира, ты смотришь на бога через мир — как на твopца его. Но как только ты познаешь, что этот мир лишь видимость, чю в действительности ничто не сотворено, ты перестаешь думать о боге, как о творце. Для того, кто не обманут искусством «волшебника» и не поддается ею трюкам, «волшебник» перестает быть волшебником, и теряет свою магическую силу Подобным же образом для тех немногих люден, к ю не видит в мире ничего, кроме бога, бог перестает быть обладателем майи — силы, производящей призраки.

В виду этого Шанкара указывает на необходимость различать две точки зрения обычную, эмпирическую, и трансцендентную, реальную. Первая представляег собой точку зрения непросветленных лиц, считающих мир чем-то реаль-иым. На эту точку зрения опирается вся практика нашей жизни, и поэтому она по справедливости должна быть

названа практической точкой зрения. С этой точки зрения, мир кажется чем-то реальным, а бог — всемогущим и все-' ведущим творцом, руководителем и разрушителем. Таким образом, бог представляется обладающим многими свойствами (сагуна). Шанкара называет бога в этом смысле Сагуна Брахман или Ишвара. С этой точки зрения Я кажется ограниченным телом, которое ведет себя, как смертное я (ахам).

Вторая, реальная точказрения принадлежит просвещенным людям, познавшим, что мир — это лишь видимость и что не существует ничего, кроме бога. С этой точки зрения мир представляется чем-то нереальным, бог перестает рассматриваться как творец или как обладатель каких-то свойств, вроде всеведения и всемогущества. Бог считается единым—без каких-либо отличительных особенностей, без каких бы то ни было свойств. Бог с этой трансцендентной точки зрения неопределим и не имеет отличительных признаков. Он — Ниргуна Брахман. Тело также должно быть признано видимостью, и нет ничего, отличающего душу от бога.

К этой реальной точке зрения можно прийти лишь при условии устранения незнания (авидьи), из-за которого только и существует иллюзия наличия космоса. А это может быть осуществлено исключительно путем усвоения знаний, преподанных ведантой. Необходимо установить контроль над чувствами и умом, отказаться от всех привязанностей к объектам, имея в виду их преходящий характер, и горячо желать освобождения. Веданту следует изучать под руководством просвещенного учителя, стараясь при этом усвоить изложенные там истины посредством постоянного размышления и созерцания. Когда ученик будет достоин, учитель скажет ему: «Ты — Брахман». Тогда ученик должен думать об этом до тех пор, пока не получит прямого и постоянного осознания истины: «Я — Брахман». Это и будет совершенная мудрость, или освобождение от зависимости. И хотя такая мудрая и освобожденная душа все еще продолжает-пребывать в теле и в мире, они уже больше не сковывают ее, поскольку она не считает их реальными. Такой человек живет в мире, но не в зависимости от него. Нет привязанности, нет иллюзий, которые могли бы воздействовать на его мудрость. Душа избавляется от иллюзорных идей, отдалявших ее от бога; она освобождается также от всякого страдания. И поскольку бог есть блаженство, то тем же становится и освобожденная душа.

Эти учения веданты были интерпретированы и развиты Рамануджей. Он считал, что бог есть единственная реальность; в нем пребывают, как части, различные лишенные сознания материальные объекты (ачит), а равно и многие имеющие сознание души (чит). Бог обладает всеми высшими свойствами, такими, как всеведение и всемогущество. Бог сотворил мир материальных объектов из извечно пребывающей в нем материи, подобно тому, как паук вьет паутину, извлекая ее из собственного тела. Души понимаются как бесконечно малые субстанции, которые также существуют вечно. По самой своей природе они наделены сознанием и самопознанием. Каждая душа в соответствии со своей кармой наделена материальным телом. Зависимосгь души возникает от ее прикованности к данному телу. Освобождение есть полное разъединение души и тела. Причина зависимости — карма, проистекающая от незнания. Душа отождествляет себя с телом из-за незнания своей истинной природы и ведет себя так, как если бы она была телом.Она страстно желает чувственных удовольствий. Таким образом, она привязывается к земному, и сила этой привязанности становится причиной ее повторного рождения. Незнание устраняется посредством изучения веданты. Человек приходит к знанию того, что его душа отлична от тела, что она есть в действительности часть бога, или Брахмана, от которого зависит ее бытие. Бескорыстное исполнение обязанностей, предписываемых ведами, разрушает накопленные силы привязанности, то ec-ib кармы, и помогает овладеть совершенным знанием. Бог должен рассматриваться как единственный достойный любви объект;

необходимо постоянно думать о нем и покоряться его воле. Богу угодна преданность, и преданных он освобождает от зависимости. После смерти освобожденный никогда не родится. Освобожденная душа становится подобной богу, потому что, как и сам бог, она имеет чистое сознание, свободное от несовершенств. Но она не становится идентичной богу, поскольку конечное никогда не может стать бесконечным.

Согласно Раманудже, хотя бог и представляет собой единственную реальность и не существует ничего, кроме бога, все же в нем пребывают многие реальности. Сотворенный мир и созданные объекты так же реальны, как и бог. Нельзя поэтому назвать это ярко выраженным монизмом — адвайтой, но это монизм единого, видоизмененный признанием наличия многих частей — вишишта -адвайта. Бог, обладающий наделенными сознанием душами и не имеющей сознания материей,—единственная реальность.

Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800 г. н.э.) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.

Веданта (завершение Вед) – философская система, связанная с комментированием Упанишад. Основные идеи изложены в Веданта (или Брахма) сутре Бадараяны. Однако позднее на основе комментариев к этому тексту возникли направлении веданты:

1. Адвайта-веданта (недвойственая веданта). Ее основной принцип – учение о полной тождественности Атмана и Брахмана, индивидуального «я» и Абсолюта: «Брахман реален, мир не реален, душа ничем не отличается от Брахмана». Это учение так же называют «майявада» (теория иллюзий), поскольку весь эмпирический мир множественности считается в ней иллюзорным («майя»). Сильно влияние буддизма.

2. Вишиштадвайта-веданта (ограниченно недвойственная веданта) утверждает, что Атман и Брахман частично тождественны и частично отдельны друг от друга. Мир рассматривается как, своего рода, результат эволюции или развертывание личного Бога (или как форма трансформации божественной сущности). Ее создатель – Рамануджа.

3. Двайта-веданта (двойственная веданта) утверждает полное сущностное различие между Абсолютом (Богом) и душой. Душа может достичь лишь ограниченного единения с Богом, но не полного слияния с ним. Основатель учении – Мадхва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: