Система йоги

Онтология

[править] Дуализм санкхьи

Санкхья, исходя из наличия в познавательной практике человека субъектно-объектных отношений, приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша и пракрити. Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити.

[править] Пуруша

Пуруша есть трансцендентальное Я или чистое сознание, это абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность. Пуруша не только не имеет причину существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. В отличие от Адвайта-веданты и Пурва-мимамсы санкхья учит о множественности пуруш.

[править] Пракрити

Основная статья: Пракрити

Пракрити есть беспричинная первопричина всех объектов в мире, лишённая сознания. Поскольку это первый принцип (таттва) Вселенной, она называется Прадхана («главное», «важнейшее»). Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун:

· саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;

· раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;

· тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Все физические явления рассматриваются как проявления эволюции Пракрити.

[править] Развитие пракрити

Когда гуны находятся в состоянии равновесия (самьявастха), то развитие отсутствует, но под воздействием пуруши происходит нарушение равновесия гун, начинающих образовывать различные комбинации, что порождает мир объектов.

Первым проявляется махат (Великий), или буддхи, чистая потенция, в котором ещё отсутствуют субъектно-объектные отношения.

Затем возникает аханкара, или индивидуализация, в ней уже есть различие между субъектом и объектом.

В зависимости от преобладания одной из трёх гун аханкара бывает трёх видов: вайкарика, или саттвика; тайджаса, или раджаса, бхутада, или тамаса.

Из саттвики возникает одиннадцать органов: ум (манас), пять органов восприятия (джнянендрия), пять органов действия (кармендрия).

Из тамаса — пять тонких элементов (танматра).

Раджаса обеспечивает саттвику и тамасу необходимой энергией для образования своих продуктов.

Пять органов восприятия: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние.

Пять органов действия: руки, ноги, речь, орган выделения, орган размножения.

Пять тонких элементов: акаша (эфир), вайю (воздух), теджа (свет), апа (жидкое), притхви (твёрдое).

Основателем философии йоги считается мудрец Патанджали [17]. Йога близко примыкает к санкхье. Система йоги разделяет теорию познания и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но к тому же признает бытие бога. Особый интерес эта система представляет ввиду своеобразного характера практики йоги — средства достижения вивека-джняна, то есть способности распознавать истинное значение, которое (как это признается и системой санкхьи) должно быть существен но важным условием освобождения. Согласно этой системе, йога означает прекращение всех функций ума-читты {читта-вритти-ниродха}. Существует пять ступеней функции ума {читта-бхуми}:

Первая называется кшипта, то есть рассеянное состояние, при котором ум скользит от одного объекта к другому. Вторая ступень — это мудха, то есть притупленное состояние ума, как, например, во сне. Третья называется викшип-та — относительно умиротворенное состояние. Йога невозможна ни в одном из этих состояний. Четвертая и пятая сту-пени (level) называются экагра и нироддха. Экагра является состоянием сосредоточенности ума на каком-либо объекте, служащем предметом размышления, нируддха — прекращением всякой деятельности мышления. Последние две ступени состояния ума являются как бы проводниками к. йоге. Существует два вида йоги — сампраджнята и асам-праджнята. В первом случае йога проявляется в виде полной сосредоточенности ума на объекте размышления и приводящей поэтому к ясному пониманию данного объекта; во втором наблюдается полное прекращение всех умственных модификаций и, следовательно, полное отсутствие познания, в том числе и знания объекта размышления.

В практике йоги имеется восемь ступеней: яма (обуздание), нияма (культура этики), асана (выработка устойчивости), пранаяма (контроль над дыханием), пратьяхара (удаление чувств), дхарана (внимание), дхьяна (размышление) и самадхи (сосредоточенность). Обуздание состоит в воздержании от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи,, воровства, прелюбодеяния и жадности. Культура этики заключается в воспитании хороших привычек, таких, как очищение, удовлетворенность, аскетизм, изучение вед и размышление о боге. Выработка устойчивости — это выработка устойчивого и удобного положения. Контроль над дыханием состоит в регулировании процессов дыхания. Контроль над чувствами заключается в удалении чувств от их объектов. Категория внимания обозначает сосредоточение внимания на внутриорганических или внеорганиче-ских объектах, как, например, на кончике носа, луне и т. д.; созерцание представляет собой неуклонное и непрерывное размышление об объекте. Сосредоточенность есть такое состояние, при котором созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте и перестает сознавать самого себя.

Система йоги называется теистической (шешвара) сан-кхьей в отличие от санкхьи Капилы, которая обычно считается атеистической {ниришвара). Философия йоги считает бога высшим объектом сосредоточенности и самопознания. Бог — существо вечное, всеобъемлющее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков. Йога приводит следующие аргументы в пользу бытия бога: все, что имеет степени, должно иметь и некоторый максимум. Раз существуют разные степени познания, значит, должно быть и совершенное знание, всеведение. Тот, кто обладает всеведением, есть бог. Соединение пуруши с пракрити закладывает основу дальнейшей эволюции мира, а прекращение этого соединения приводит к его распаду. Ни соединение, ни разъединение не присущи самим пракрити и пуруше. Поэтому должно быть такое верховное существо, которое было бы в состоянии устанавливать отношения между пракрити и пурушей в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных душ.

Йога Патанджали (II-III вв. н.э.) разделяет все основные положения санкхьи но дополняет их учением о Боге (Ишвара) как совершеннейшем духе (пуруша). Йога предлагает 8 ступеней совершенствования: яма – отказ от 5-ти отрицательных действий (насилия, лжи, жадности, воровства, распущенности), соблюдение нравственных норм, важнейшая из которых ахимса - непричинение зла ни одному живому существу; нияма – соблюдении 5-ти норм религиозного поклонения (очищение, удовлетворенность, аскетизм, изучение священных книг, почитание Ишвары); асана – позы для сосредоточения и созерцания, теоретически, Шивой открыты 8,4 млн. поз, но для практики используются несколько десятков (наиболее известна падмасана – «поза лотоса»); пранаяма – правильная ритмизация дыхания, дыхательные упражнения (вдох, выдох, 2 задержки – акцентуация на задержках), без руководства наставника опасна т.к. может привести к заболеваниям; пратьяхара – удаление чувств от объектов, отвлечение чувств от предметов; дхарна - концентрация сознания (внимания) на едином объекте; дхьяна – созерцание, медитация; самадхи – предельное сосредоточение в котором реализуется освобождение (забвение себя в объекте), медитативное погружение, когда открывается высшее знание, появляется сверхсознательная ясность. При самадхи органы чувств утрачивают контакт с внешним миром, происходят физиологические изменения – торможение процессов коры головного мозга, замедление дыхания, вплоть до его полного исчезновения, понижение температуры тела. Опытные йогины, зная о моменте приближающейся смерти, выходят в нее из самадхи.

Миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса.— Ред.) была основана Джаймини. Ее первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Конечно, эта попытка должна была привести к поискам философии, обосновывающей мировоззрение,— ведийского ритуализма.

Ритуализм зиждется на авторитете вед, и поэтому школа мимансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какого-либо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, веды вечны и существуют самостоятельно; написанные или изустно распространяемые веды—это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для доказательства обоснованности вед школа мимансы выдвигает тщательно разработанную теорию познания, которая, прежде всего, должна показать, что достоверность всякого познания самоочевидна. Когда имеются достаточные условия — знание возникает. Когда чувства здоровы, даны объекты и все вспомогательные условия—происходит восприятие. Когда имеются достаточные данные — делается вывод. Когда мы читаем географическую книгу, мы получаем знания об описываемых в ней странах на основе авторитета. В каждом из приведенных случаев полученное знание претендует на истинность, и мы принимаем его без всяких возражений. Если существует какая-либо причина для сомнения, знание совсем не возникает, так как отсутствует вера. Подобно этому, при чтении вед мы получаем одновременно и знание и веру в то, о чем они говорят. Достоверность ведийского познания так же самоочевидна, как и всякого другого познания. Если же возникают какие-либо сомнения, то они устраняются аргументами мимансы; после устранения препятствий веды сами раскрывают свое содержание читателю. Авторитет вед, таким образом, становится неоспоримым,

То, что веды предписывают выполнять,— правильно. То, что они запрещают,— неправильно. Долгом каждого человека является исполнение того, что правильно, и воздержание от того, что запрещено. Долг следует исполнять во имя долга. Ритуалы, предписанные ведами, должны выполняться не с расчетом на получение какой-либо награды за это, но именно потому, что они предписаны. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов, которое возможно только при знании и самоконтроле, постепенно уничтожает кармы и делает возможным осуществление освобождения после смерти. Состояние освобождения понималось ранней мимансой как одно из состояний ничем не омраченного небесного блаженства. Однако позднее миманса стала представлять себе освобождение только как нечто отрицательное, как прекращение рождения, а потому и всех страданий.

Душа должна рассматриваться как бессмертная, вечная субстанция, ибо если мы допустили, что душа гибнет со смертью тела, то ведийские предписания, требующие выполнения известных обрядов для достижения блаженства на небесах, были бы бессмысленны. Создатели философии мимансы, как и представители школы джайнизма, приводят ряд оригинальных аргументов в доказательство существования бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела. Однако они не считают сознание чем-то внутренне присущим душе. Сознание возникает в душе только тогда, когда она соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания (пятью внешними органами чувств и внутренним органом, называемым манасом). Освобожденная и покинувшая телесную оболочку душа обладает не фактически существующим сознанием, а лишь его потенциальной возможностью.

Душа, находящаяся в теле, обладает различными видами знания. Одна школа мимансы, основанная Прабхакарой, допускает пять различных источников познания (прамана): восприятие (пратьякша), вывод (анумана), сравнение (упамана), свидетельство (шабда) и постулирование (артхапатти). Первые четыре источника допускаются также и системой ньяйи. Однако в понимании сравнения имеется одно заслуживающее внимания различие. Согласно мимансе, знание через посредство сравнения возникает в случаях, подобных следующему: человек, который когда-то видел обезьяну, находясь в лесу, увидел орангутанга и решил: «Этот орангутанг похож на обезьяну». От этого суждения, основанного на восприятии, он перешел к другому суждению: «Обезьяна, которую я видел раньше, похожа на орангутанга». Это знание получено путем сравнения, а не путем восприятия, так как в тот момент обезьяны не было.

Знание посредством постулирования возникает тогда, когда мы допускаем что-нибудь как единственное объяснение явного противоречия. Когда мы видим, например, что данный человек ничего не ест днем, но все же прибавляет в весе, мы допускаем, что он, может быть, ест ночью. Когда нам известно, что данный человек жив, но его нет дома, то посредством постулирования мы узнаем, что он находится где-то вне дома.

Другая школа мимансы, основанная Кумарилой Бхатта, допускает еще один источник достоверного познания. Этот шестой источник познания называется невосприятием. Он показывает, что, если, войдя в комнату и осмотревшись, мы говорим: «В этой комнате нет вентилятора»,—это еще не значит, что о несуществовании вентилятора мы узнали посредством восприятия. Восприятие объекта возникает тогда, когда наши чувства возбуждаются данным объектом, но чувства не могут возбуждаться несуществованием, которое в данном случае является объектом познания. Подобное знание о несуществовании получается посредством невосприятия. Мы судим об отсутствии вентилятора не по тому, что другие вещи в комнате нами воспринимаются, а по тому, что вентилятор не воспринят.

Школа мимансы верит в реальность существования физического мира на основе его восприятия. Поэтому она является реалистической школой. В то же время философы этой школы верят, как мы уже видели, в реальность существования души. Но они не признают существования верховной души, бога, сотворившего мир. Объекты мира образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы представляет собой спонтанный моральный закон, который правит миром. Философы школы мимансы считают также, что когда какой-нибудь человек выполняет какой-либо ритуал, в его душе возникает некая потенция, которая в будущем, в благоприятный момент, принесет свои плоды. За счет этой потенции, порожденной в душе исполнением обрядов в настоящем, можно будет наслаждаться ее плодами в будущем.

Пурва-миманса – школа, связанная с философским обоснованием ведического религиозного ритуала и практики жертвоприношений. Для достижения этой цели мыслители-мимансаки решали сложные философские вопросы, имевшие непосредственное отношение к лингвофилософии (философии языка) и теории информации. Создатель этой системы Джаймини.

1. Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам,

Миманса или мимамса («исследование»)[1] — одна из ортодоксальных школ индуистской философии. Иное название — пурва-мимамса (точный первод «первая мимамса» или «первое исследование», в отличие от веданты, называемой уттара-мимамса, или «последнее исследование»). Основные принципы школы — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Пурва-мимамса отрицает достижение мокши («освобождения») как цель жизни, а также отрицает существование Бога-творца и управителя Вселенной. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

Мимамса также известная, как пурва-мимамса («первое» исследование, также карма-мимамса), в отличие от уттара-мимамсы («последнее» исследование, также брахма-мимамса) школа противостоящая веданте. Это подразделение основано на понятии дихотомии ведических текстов на карма-канда, раздел Вед в котором рассматриваются жертвенные обряды (Брахма-Самхита), и джнана-канда раздел в котором описывается контакт со знанием Брахмана (Упанишады).

Происхождение школы относится к традициям заключительных столетий ДНЭ(до нашей эры), когда священническая обрядность Ведического жертвоприношения маргинализовалась Буддизмом и Ведантой. Чтобы противодействовать этой проблеме, появились несколько групп, занявшихся укреплением авторитета Вед и созданием твердой формулировки правил для их интерпретации. Школа усиливается в период Империи Гупта, и достигает своей вершины в 7-ом к 8-ом веках с философскими трудами Кумарила-бхатты и Прабхакары.

Школа в течение длительного времени в Раннем Средневековье проявляла доминирующее влияние на образование Индуизма, и была главной силой способствовавшей снижению влияния Буддизма в Индии, но влияние школы значительно упало в Позднем Средневековье и на сегодняшний день школа практически полностью затмевается Ведантой.

Основополагающий текст для школы мимамсы — пурва-мимамса Сутра написанная Риши Джамини(Rishi Jaimini) (приблизительно в III—I веке до н. э.). Главный комментарий был составлен Сабарой приблизительно в 5-ом или 6-ое веке н. э.. Школа достигает своей вершины с философскими трудами Кумарила-бхатты и Прабхакары (приблизительно 700 г. н. э.). И Кумарила-бхатта и Прабхакара (наряду с Мурари, работа которого на данный момент утеряна) написали обширные комментарии к Мимамсасутрабхашьям авторства Сабры. Кумарила-бхатта, Мандана Мисра, Партхасарати Мисра, Сушарита Мисра, Рамакришна Бхатта, Мадхава Субходини, Шанкара Бхатта, Крснаяджван, Анантадева, Гага Бхатта, Рагавендра Тирса, Виджайиндра Тирса, Аппайа Дикшитар, Парутхиюр Кришна Састри, Магомахападьяья Шри Рамсубба Шастри, Шри Венкатсубба Шастри, Шри А. Чинасвам Шастри, Сенгалипурам Вайдхьянатха Дикшитар, вот некоторые философы последователи Мимамсы.

Риши Джамини в тексте Мимамса Сутра (3-ий век до н. э.), подвел итог общих правил Ньяи для интерпретации Вед. Текст содержит 12 глав, из которых первая глава имеет основную философскую ценность. Комментарии относительно Мимамса Сутры Бхартмитры, Бхавадаса, Хари и Упаварса являются утерянными. Сабара (1-ый век до н. э.), первый комментатор Мимамса Сутры, чья работа дошла до нас. Его Бхашья(bhāṣya) — основание всех более поздних работ школы Мимамса. Кумарила-бхатта (7-ой век н. э.), основатель первой школы Мимамсы, написал комментарии и к Сутре и к Бхашье, Сабары. Его трактат состоит из 3 частей, Слокаварттика(Ślokavārttika), Тантраварттика и Туптика. Мандана Мисра (8-ой век н. э.) был последователем Кумарила, который написал Видхививеку и Мимасанукрамани. Есть несколько комментариев к работам Кумарила. Сукарита Мисра написал Кашика(комментарий) к Слокаварттика. Сомесвара Бхатта написал Ньяясудха, также известный как Ранака, комментарий к Тантраварттика. Партхасарати Мисра написал Ньяяратнакара(1300 г. н. э.), другой комментарий к Слокаварттика. Он также написал Састрадипика, независимую работу над Мимамсой и Тантраратной. Варттикабхаранья, написанная Венката Дикситой, является комментарием к Туптике. Прабхакара(8-ой век н. э.), создатель второй школы Мимамсы написал свой комментарий Брхати к Бхашья, Сабары. Ржувимала, написанная Саликантхой, (9-ый век н. э.) является комментарием к Брхати. Его же авторства Пракарнапанцика — независимая работа этой школы и Парисиста краткое объяснения Бхашьи, Сабары. Bhavanātha’s Nyāyaviveka имеет дело с представлениями этой школы в деталях. Основателем третьей школы Мимамсы был Мурари, работы которого до нас не дошли.

Ападева (XVII век) написал работу над Мимамсой, известную как Мимамсаньяяпракаса или Ападеви. Артхасамграха Лаугакси Бхаскара основан на Ападеви. Vedānta Deśika’s Сесвара Мимамса, написанная Веданта Дисикой, был попыткой объединить представления Мимамсы и школ Веданты.

В области эпистемологии школа Мимамса сделала довольно значительный вклад. В отличие от Ньяи или Вайшешики, школа Прабхакара признает пять праман (источников истинного знания), и Bhā ṭṭ школа признает шесть. В дополнение к четырем праманам(pratyakṣa, anumāna, upamāna и śabda) принятым школой Ньяя, школа Прабхакара признает артхапати(arthāpatti)(предположение) и, школа Бхатта признает помимио артхапати ещё и ануапалабдхи(непредчувствие) как истинный источник знания. Более интересная особенность школы Мимамса — своя уникальная эпистемологическая теория свойственной законности всего познания как такового. Считается, что все знание в силу самого факта знания верно (Сатахпраманьявада). Таким образом, то что требует доказательств, не является истинным знанием, но ошибочно за него принимается. Последователи школы Мимамса защищают самодостаточность знания и относительно его происхождения (упатти) и относительно установления (джнапти(jñapti)). Последователи Мимамсы использовали эту теорию для обоснования неоспоримой истинности Вед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: