double arrow

Философские воззрения Аристотеля


Классификация наук, по Аристотелю

Введение в философию Логика Изучает законы и формы мышления
Теоретическая философия     Первая философия метафизика Рассматривает вечные сверхчувствен­ные формы — нематериальные начала и причины всего сущего
Вторая философия физика Исследует природу, т.е. материальные и изменчивые сущности (в том числе и биологические)
Практическая философия   Этика Изучает человеческое поведение и его нормы
Политика Направлена на изучение социально-по­литической деятельности
Экономика Изучает экономическую деятельность
Творческая философия     Эстетика Ее предметом является искусство
Риторика Ее предметом является искусство крас­норечия

Таблица 16

Область воззрений Пояснение
Проблема бытия По проблеме бытия Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Аристотель был убеж­ден, что не существует «чистых идей», не свя­занных с окружающей действительностью, ото­бражением которых являются все вещи и пред­меты материального мира. Существуют только единичные и конкретно определенные вещи, которые называются индивидуумы (в перево­де — «неделимые»), т.е. существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является; конкретный стул, находящий­ся в конкретном месте и имеющий свои при­знаки, а не «идея стула» и т.д. Поскольку бы­тие не есть «чистые идеи» и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что та­кое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что та­кое бытие) Аристотель пытается через вы­сказывания о бытие, т.е. через категории (в переводе с древнегреческого — высказы­вания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями явля­ются: сущность (субстанция), количество, ка­чество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность {суб­станция), обладающая свойствами количе­ства, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.

Продолжение таблицы 16




Проблема материи Исходя из признания объективности существо­вания материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Она не может возникнуть из ничего, не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Материя — это потенция (пассивное начало, субстрат су­щего, материал для предметов и вещей), огра­ниченная формой (активное начало, создающее конкретные предметы и вещи). Например, что­бы возник глиняный горшок, нужна глина (это есть в данном случае потенция), которой гон­чар придаст определенную форму (это и есть активный творческий фактор, с помощью кото­рого возможность горшка превращается в дей­ствительность). Иными словам, Аристотель — дуалист, так как признает существование двух самостоятельных первоначал — материи и фор­мы. Всё сущее на Земле обладает потенцией (соб­ственно материей) и формой. Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность представляет собой по­следовательность перехода от материи к фор­ме и от формы к материи. Следовательно, в мире были первоматерия и первоформа. Первоматерия — это бесформенное неопределенное вещество, явившееся основой материи для всех вещей. Первоформа — высшая сущность всего бытия, перводвигатель, некий Мировой ум, мыслящий сам себя.
Проблема души Аристотель впервые выдвинул идею неразде­лимости души и живого тела. Он доказывал, что душу нужно рассматривать не как субстан­цию, не зависимую от тела, а как «форму» тела, способ его организации, принцип развития и жизни, имеющий ряд иерархически выстроен­ных функций: вегетативную (питание и рост организма), животную (способность к воспри­ятию, воображению, запоминанию, движению) и разумную. Душа и тело существуют слитно. Душа является сущностью тела. Душа — это, с одной стороны, форма, организующее и управ­ляющее начало живой материи, а с другой сто­роны, это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель. Четыре понятия — материю, форму, причину и цель — Аристотель объединил в понятие «энтелехия» (от греч. entelecheia — целенаправленность). По Аристотелю, субстанция души неоднород­на: одна часть души связана с телом и смертна, другая часть имеет божественную сущность, и жизнь ее циклична (т.е., как видно, Аристо­тель не был полностью независим от учения Платона).

Продолжение таблицы 16





Проблема человека и общества Движущей силой поведения человека Аристо­тель считал стремление, обнаруживающее внут­реннюю активность организма и связанное с чувством удовольствия и неудовольствия. Очень важна идея Аристотеля о том, что те действия, которые влекут за собой удоволь­ствие, человек стремится воспроизвести вновь, так как то, что человеку приятно, чаще всего соответствует его природе. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек по биологи­ческой сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных, отличающихся от них наличием разума и врожденной склон­ности жить вместе с себе подобными, т.е. жить в коллективе (Аристотель также называет че­ловека «политическим животным»). Именно последнее качество приводит к возникнове­нию общества — большого коллектива лю­дей, занимающегося производством матери­альных благ и их распределением, прожива­ющего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.
Проблема государ­ства Аристотель выделяет шесть типов государ­ства (монархию, тиранию, аристократию, край­нюю олигархию, охлократию (т.е. крайнюю де­мократию) и политию. Наилучшей формой госу­дарства, по Аристотелю, является попитая — совокупность умеренной олигархии и умерен­ной демократии, государство «среднего клас­са». Худшими формами он считал тиранию и охлократию.
Проблема познания Аристотель считал, что любовь к знанию явля­ется прирожденным свойством как человека, так и животных. Сам мир познаваем, так как формы бытия и мышления аналогичны. Про­цесс познания начинается с чувственного вос­приятия отдельных вещей и их свойств. Сле­дующей стадией познания является опыт, ос­нованный на нескольких воспоминаниях об одном и том же предмете, причем предметом познания является множество конкретных ве­щей. Более высокой ступенью познания явля­ется искусство как знание сущности множе­ства вещей (т.е. того общего, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. фор­мы). И наконец, наивысшее познание — это философское (научное) познание, в котором особенно-важной является опора на метафи­зику, т.е. первую философию. Оно дает позна­ние высших форм, высших целей всего сущего.

Окончание таблицы 16

Логика Аристотель выделил три закона правильного мышления: закон тождества (понятие долж­но употребляться в одном и том же значении входе рассуждений), закон исключенного тре­тьего («А или не А истинно, третьего не дано») и закон недопущения противоречия («не про­тиворечь сам себе»). Он также дал определе­ние истины и лжи, разработал учение о пра­вильных и неправильных видах умозаключения, так называемого силлогизма.
Этика   Общим принципом этики Аристотеля является стремление найти среднюю линию поведения. Сущность добродетели заключается, по Арис­тотелю, в сочетании щедрости и умеренности. Добродетельно то, что служит интересам об­щества и укрепляет социальный порядок. Доб­родетели могут быть волевыми (добродетели характера) и интеллектуальными (мудрость, разумная деятельность, благоразумие). Добро­детели приобретаются путем усвоения опыта и знаний предшествующих поколений и прояв­ляются в деятельности. Высшее благо челове­ческой жизни — счастье, возможно только при добродетельной жизни. В достижении наивыс­шего счастья помогают занятия философией.

Аристотелем заканчивается античная классика. Во второй половине IV в. начинается становление этапа эллинистически-римской философии, которой были присущи совершенно иные ценности и идеалы. Дело в том, что греческие полисы начали терять свою независимость. И если раньше греки были гражда­нами, то теперь они стали подданными (империи Александра Македонского, потом — раздробленных монархий, а затем — огромной Римской империи). Новая социально-политическая си­туация изменила мировоззрение философов. Одной из наиболее характерных философских школ данного периода стала школа киников.







Сейчас читают про: