Классификация наук, по Аристотелю
Введение в философию | Логика | Изучает законы и формы мышления |
Теоретическая философия | Первая философия — метафизика | Рассматривает вечные сверхчувственные формы — нематериальные начала и причины всего сущего |
Вторая философия — физика | Исследует природу, т.е. материальные и изменчивые сущности (в том числе и биологические) | |
Практическая философия | Этика | Изучает человеческое поведение и его нормы |
Политика | Направлена на изучение социально-политической деятельности | |
Экономика | Изучает экономическую деятельность | |
Творческая философия | Эстетика | Ее предметом является искусство |
Риторика | Ее предметом является искусство красноречия |
Таблица 16
№ | Область воззрений | Пояснение |
Проблема бытия | По проблеме бытия Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Аристотель был убежден, что не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира. Существуют только единичные и конкретно определенные вещи, которые называются индивидуумы (в переводе — «неделимые»), т.е. существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является; конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула» и т.д. Поскольку бытие не есть «чистые идеи» и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, т.е. через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность {субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. |
Продолжение таблицы 16
|
|
Проблема материи | Исходя из признания объективности существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Она не может возникнуть из ничего, не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Материя — это потенция (пассивное начало, субстрат сущего, материал для предметов и вещей), ограниченная формой (активное начало, создающее конкретные предметы и вещи). Например, чтобы возник глиняный горшок, нужна глина (это есть в данном случае потенция), которой гончар придаст определенную форму (это и есть активный творческий фактор, с помощью которого возможность горшка превращается в действительность). Иными словам, Аристотель — дуалист, так как признает существование двух самостоятельных первоначал — материи и формы. Всё сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой. Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность представляет собой последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Следовательно, в мире были первоматерия и первоформа. Первоматерия — это бесформенное неопределенное вещество, явившееся основой материи для всех вещей. Первоформа — высшая сущность всего бытия, перводвигатель, некий Мировой ум, мыслящий сам себя. | |
Проблема души | Аристотель впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Он доказывал, что душу нужно рассматривать не как субстанцию, не зависимую от тела, а как «форму» тела, способ его организации, принцип развития и жизни, имеющий ряд иерархически выстроенных функций: вегетативную (питание и рост организма), животную (способность к восприятию, воображению, запоминанию, движению) и разумную. Душа и тело существуют слитно. Душа является сущностью тела. Душа — это, с одной стороны, форма, организующее и управляющее начало живой материи, а с другой стороны, это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель. Четыре понятия — материю, форму, причину и цель — Аристотель объединил в понятие «энтелехия» (от греч. entelecheia — целенаправленность). По Аристотелю, субстанция души неоднородна: одна часть души связана с телом и смертна, другая часть имеет божественную сущность, и жизнь ее циклична (т.е., как видно, Аристотель не был полностью независим от учения Платона). |
Продолжение таблицы 16
|
|
Проблема человека и общества | Движущей силой поведения человека Аристотель считал стремление, обнаруживающее внутреннюю активность организма и связанное с чувством удовольствия и неудовольствия. Очень важна идея Аристотеля о том, что те действия, которые влекут за собой удовольствие, человек стремится воспроизвести вновь, так как то, что человеку приятно, чаще всего соответствует его природе. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, отличающихся от них наличием разума и врожденной склонности жить вместе с себе подобными, т.е. жить в коллективе (Аристотель также называет человека «политическим животным»). Именно последнее качество приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство. | |
Проблема государства | Аристотель выделяет шесть типов государства (монархию, тиранию, аристократию, крайнюю олигархию, охлократию (т.е. крайнюю демократию) и политию. Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является попитая — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса». Худшими формами он считал тиранию и охлократию. | |
Проблема познания | Аристотель считал, что любовь к знанию является прирожденным свойством как человека, так и животных. Сам мир познаваем, так как формы бытия и мышления аналогичны. Процесс познания начинается с чувственного восприятия отдельных вещей и их свойств. Следующей стадией познания является опыт, основанный на нескольких воспоминаниях об одном и том же предмете, причем предметом познания является множество конкретных вещей. Более высокой ступенью познания является искусство как знание сущности множества вещей (т.е. того общего, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы). И наконец, наивысшее познание — это философское (научное) познание, в котором особенно-важной является опора на метафизику, т.е. первую философию. Оно дает познание высших форм, высших целей всего сущего. |
Окончание таблицы 16
|
|
Логика | Аристотель выделил три закона правильного мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении входе рассуждений), закон исключенного третьего («А или не А истинно, третьего не дано») и закон недопущения противоречия («не противоречь сам себе»). Он также дал определение истины и лжи, разработал учение о правильных и неправильных видах умозаключения, так называемого силлогизма. | |
Этика | Общим принципом этики Аристотеля является стремление найти среднюю линию поведения. Сущность добродетели заключается, по Аристотелю, в сочетании щедрости и умеренности. Добродетельно то, что служит интересам общества и укрепляет социальный порядок. Добродетели могут быть волевыми (добродетели характера) и интеллектуальными (мудрость, разумная деятельность, благоразумие). Добродетели приобретаются путем усвоения опыта и знаний предшествующих поколений и проявляются в деятельности. Высшее благо человеческой жизни — счастье, возможно только при добродетельной жизни. В достижении наивысшего счастья помогают занятия философией. |
Аристотелем заканчивается античная классика. Во второй половине IV в. начинается становление этапа эллинистически-римской философии, которой были присущи совершенно иные ценности и идеалы. Дело в том, что греческие полисы начали терять свою независимость. И если раньше греки были гражданами, то теперь они стали подданными (империи Александра Македонского, потом — раздробленных монархий, а затем — огромной Римской империи). Новая социально-политическая ситуация изменила мировоззрение философов. Одной из наиболее характерных философских школ данного периода стала школа киников.
|
|