Платон и Аристотель — систематизаторы древнегреческой философии

Одним из величайших философ мира по праву считается Платон (427—347 до н.э.).

Платон принадлежал к очень аристократическому роду, в юности занимался поэзией и профессиональной борьбой, отсюда и его прозвище Платон, которое ему дал Сократ. Настоящее имя Платона — Аристокл — Платоном же он был прозван за свои широкие плечи и грудную клетку (от греч. «плато» — «широкий»).

Сократ поразил Платона настолько, что последний решил оставить поэзию и гимнастику ради философии. После того, как Сократа приговорили к смертной казни, — Платон испытал духовный кризис. Отныне демократия, убившая Сократа, станет для него первейшим врагом (что отразится в его сочинении «Государство»), а личность Сократа навсегда станет для него главным духовным ориентиром.

Величие Платона заключается в том, что он первый сформулировал почти все основные проблемы философии, которые продолжают волновать умы людей, и попытался дать их теоретическое решение.

Платон вошел в историю философии как человек, разработавший теорию идей. Он был первым философом, который выступил с анализом достижений предшественников. Диоген Лаэртий считал, что Платон «соединил учения Гераклита, Пифагора и Сократа: о чувственно воспринимаемом он рассуждал по Гераклиту, об умопостигаемом — по Пифагору, а об общественном — по Сократу».

С одной стороны, Платон вернулся к достижениям досократиков, ибо объявил первоначалом мира идею, или эйдос. С другой стороны, он преодолел стихийный натурализм досократиков и связал понятие «идея» с сознанием человека (здесь он выступает как последователь Сократа).

Рассмотрим сущность философской системы Платона.

Онтология Платона. Платон считал, что мир разделяется на два мира: мир идей и мир вещей. Мир идей наполнен идеями всех вещей нашего бытия. Идея Платона — это логическая сущность каждой вещи в целом и одновременно единично. Идея первична по отношению к вещи. Она является совершенством, идеалом. Например: каждая ручка является лишь ситуативным отражением совершенной идеи некоей идеальной ручки, которая служит прообразом и заключает в себе все многообразие ручек. То, что одна ручка синяя, другая перьевая, третья золотая, четвертая с колпачком — это все лишь явления, проявления одной общей идеи сверхручки, идеальной ручки.

Диалог Платона «Пир» проясняет понятие идеи в том смысле, что показывает возможность восхождения от материального мира к идеальному. В «Пире» Платон толкует идею вещи как бесконечный «предел ее становления», т.е. бесконечная реализация в вещах их идей. Этот переход от вещи к идее он рассматривает на примере любовного стремления, которое является бесконечным и максимально напряженным состоянием души. Например, в познании идеи прекрасного, наивысшего и совершеннейшего, необходимо восходить от прекрасного тела к прекрасной душе, а от нее — к наукам и, в конечном итоге, к пределу всех наук, к идее прекрасного самого по себе, которая уже не подвержена никаким изменениям, но существует вечно и неизменно.

Таким образом, идея выступает образцом каждой вещи, идеальным образцом. Однако между вещью и идеей существует и еще одно принципиальное различие: если вещь временна, преходяща, то идея вечна. Высшей идей, самой совершенной и определяющей существование всего по Платону является Благо. Что такое Благо? Это Единое, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Само же высшее благо располагается по ту сторону всякого бытия, трансцендентно, следо­вательно, недоступно разуму. О нем самом нельзя ничего сказать, кроме отрицания, указывающего только на то, чем оно не является.

Для объ­яснения многообразия чувственногомира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возмож­ность, потенция, а не действительность. Эту позицию Платона перенял у него впоследствии Аристотель.

Гносеология Платона. Теория познания Платона также связана с понятием идеи. Платон верил в бессмертие души и в их переселение. После смерти душа человека возносится в мир идей, которые она и созерцает. Таким образом, находясь в мире идей душа наслаждается знанием о всех вещах мира. В очередной раз, вселяясь в тело, душа утрачивает связь с миром идей, забывает их. Поэтому процесс познания заключается в воспоминании, припоминании идей — анамнезис. Наиболее полно гносеология Платона представлена в диалоге «Государство».

В пещере сидят пленники, прикованные цепью и не имеющие возможности выйти наружу. Через небольшое отверстие в пещеру проникает свет, и люди видят на стенах тени. И так как ничего, кроме этих теней, они видеть не в состоянии, им кажется, будто это и есть подлинные вещи. В действительности же это только отражение того, что делается за пределами пещеры. Такой пещерой, темницей, Платон считал и существование человеческой души, заключенной в теле.

Чувственный мир по Платону несет ошибочное, искаженное знание. Только с помощью разума, отвлекшись от чувств, можно придти к истине. Свою теорию припоминания Платон подтверждает в диалоге «Менон», где незнакомый с геометрией мальчик-раб «вспоминает» начала геометрии, с которыми он уже давно познакомился в мире идей. Однако Платон в области гносеологии не отрицает и теорию отражения. Он говорит о находящейся в душе «восковой дощечке» или «сердце души», на которую и воздействуют все ощущения и впечатления, и у кого воск в меру податлив, у того более обостренное восприятие и лучшая память.

Космология Платона. Платон понимал Космос как живое существо, одаренное умом и созданное благим демиургом в подражание вечному умопостигаемому образцу. Мир идей, переходя в свое инобытие, порождает душу, а затем и космическое тело. Для Платона, также как и для всей античной мысли, единственным конкретным и абсолютным бытием был именно чувственно воспринимаемый космос. Здесь чистые идеи овеществляются, ниспадая в материю, а логика превращается в рационально сконструированную мифологию. Наиболее полно космология Платона отражен в диалоге «Тимей», который дает систематизированное описание философии Платона. Как же произошло рождение мира? Некий Демиург, Божественный творец решил привести в порядок Хаос, ибо порядок — это хорошо, благо. Он также считал, что одушевленное лучше неодушевленного и потому все наделил душами (человека, животное, растение, планета и т.д.). Таким образом, Космос по Платону — это одушевленное и наделенное умом бытие.

Этика Платона. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной).

Платоновская этика ориентирована на самосовершенствова­ние личности, на создание совершенного общества — государства. Платон общественное, государственное начало ставит над индиви­дуальным, личным. Поэтому этика Платона органически сочетается с концепцией государства.

В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа.

1) Философы — носители такой добродетели как мудрость. Они должный разумно управлять государством.

2) Воины — их добродетель му­жество. Они должны защищать государст­во от внешних и внутренних врагов. Наиболее из разумных воинов могут впоследствии занять место мудреца.

3) Остальные граждане — их добродетель — благоразумие. Они должны выполнять свои производственные функции.

В идеальном государстве Платона фактически нет места искусству, а если оно и есть, то должно служить на пользу государству (например, поэзия вредна, из музыки достойны существования боевые марши и т.д.). В государстве Платона нет места родственным связям — родив, женщины отдают своих младенцев в общий дом воспитания.

Государство Платона — утопия, но в свете событий, потрясших мир в ХХ столетии, его можно назвать антиутопией, фашистским государством. Идея такого «идеального» государства родилась у Платона в условиях кризиса греческого полиса, развития имперского типа государства, его неприятия демократического строя.

Критический обзор и обобщающий итог всей предшествовавшей греческой философии дал один из величайших умов в истории человечества, энциклопедист Аристотель (384—322 до н. э.).

Аристотель родился в городе Стагира, отсюда и его частое именование — Стагирит. В 367 г. Аристотель приезжает в Афины обучаться у Платона в Академии, где он пробыл 20 лет, вплоть до смерти Платона (347 г.). С 342/343 по 340 гг. до н.э. Аристотель был воспитателем и учителем Александра Македонского. В Афинах Аристотель открыл собственную школу — Ликей (неподалеку был храм Аполлона Ликейского). А так как он беседовал, прогуливаясь по аллеям сада, впоследствии его учеников стали называть «перипатетиками» («прогуливающимися»).

Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области ис­следований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

Теоретические: метафизика — изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика — изучает состояние тел и определенные «материи»; математика — абстрактные свойства реальных вещей.

Практические: этика — наука о норме поведения людей; эко­номика; политика.

Творческие науки, связанные с деятельностью творцов: по­этика — теория стихосложения; риторика — теория ораторского ис­кусства и искусства ремесла.

Считается, что Аристотель написал более 160 сочинений, наиболее известные из которых можно распределить по следующим сферам:

1. Учения о природе — «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении».

2. Логика — «Органон», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях».

3. Естественно-научные изыскания — «Метеорологика», «История животных».

4. Этика — «Никомахова этика» и «Большая этика».

5. Искусство — «Поэтика».

6. Типы государственного устройства — «Политике».

7. Исторические исследования — «История Афин» (не сохранилось).

8. Собственно философские изыскания — «Метафизика» (конспекты лекций философа, сделанные его слушателями).

Аристотель рассматривает Бытие всецело как предмет мысли, он понимает его не как природу («физис»), а как нечто стоящее над природой («метафизика»). Но для того, чтобы создать свою философскую систему, Аристотель провел критическое осмысление философского наследия.

Онтология Аристотеля. Если Платон вводит в Философию понятия «вещь» и «идея», разграничивая их тем самым, то Аристотель пытается преодолеть разрыв между умопостигаемой идеей и чувственно существующей вещью. По мнению Аристотеля, Платон не разъяснил, каким образом бестелесные идеи могут быть причиной движения или какого-либо изменения. Для Аристотеля является невозможным, «чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть», т.е. непонятно, как существует отдельно вещь, а отдельно ее сущность.

Аристотель вводит понятие «сущность». Что такое сущность? Сущность — это единичное, обладаю­щее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собойто, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими. Сущность дробится Аристотелем на «материю» и «форму». Таким образом, каждая вещь есть одновременно и материя и ее форма, идея. Следовательно, каждая сущность, во-первых, способна к существованию, а во-вторых, мыслима.

Материя у Аристотеля, также как и у Платона, — это первичный материал, потенция (возможность) вещей. Актуальное состояние материи дает форма, которая позволяет возможности осуществиться. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы.Форма, согласно Аристотелю, — это активное начало, начало жизни и деятельности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму — Перводвигатель, кото­рый служит источником жизни и движения всего Космоса.

Что делает возможным существование отдельной вещи, определяет ее своеобразие? Для того чтобы пояснить свою позицию, Аристотель разработал учение о четырех причинах:

1. Каждая вещь есть материя.

2. Каждая вещь есть материя оформленная.

3. Каждое материальное оформление вещи есть действие.

4. Каждое действие должно быть соотнесено с целью, причиной.

Поясним это на примере. Представим себе любой предмет, например, кувшин. Его существование невозможно без глины (материи), из которой он может быть вылеплен. Но сама по себе глина не есть кувшин. Чтобы стать им, она должна быть соединена с формой, структурой, определяющей качественную определенность вещи. Кроме формы (идеи кувшина), необходим гончар, т.е. активное деятельное начало. Его Аристотель называет действующей, или инструментальной причиной. И, наконец, должна быть четвертая причина, цель ради достижения которой создается вещь.

Таким образом, Аристотель рассматривает процесс становление вещи, или — энтелехия. Понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер (телеология — целенаправление). Телеологизм Аристотеля находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что дви­жение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двига­тель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двига­тель» для своей деятельности не нуждается в существовании дру­гих тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энерги­ей, первый двигатель не обладает материей, он есть чистая форма — цель.

Учение Аристотеля о душе. Аристотеля можно считать родоначальником психологии, так как душа человека становится объектом мысли философа. Душа присуща живому существу, а значит растению, животному и человеку. Но у каждого из них души разные, а именно — у растения «растительная» («питающая» и «ощущающая»), у животного — «животная» (желающая, движущаяся и стремящаяся), у человека — «разумная» (мыслящая). Высшей способностью души, таким образом, становится разум.

В основу всего познания (гносеология) Аристотель полагает ощущение: «существо, не имеющее ощущений, — говорит он, — ничему не научится и ничего не поймет».

Этика Аристотеля. Аристотель называет человека существом общественным и считает государство первичным по отношению к нему. Он признает рабство («раб — некая неодушевленная собственность») и считает войны справедливыми. Понятие справедливости у него становится одним из центральных, ибо выступает регулятором социальных отношений. Справедливость всегда относится к кому-либо

Он выделяет три вида благ: внешние, физические и духовные. И хотя он говорит, что для счастливой жизни необходимо наличие всех этих видов, приоритет он отдает именно духовным, внутренним благам. Внешние блага он рассматривает как орудия для какой-либо определенной цели, в силу чего они имеют предел. Духовное же благо не имеет ограничений. Душа, утверждает Аристотель, «является более ценной, нежели собственность и тело».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: