Саморегулируемые организации аудиторов

Саморегулируемые организации аудиторов- это некоммерческие организации, созданные для обеспечения условий аудиторской деятельности.

Одна саморегулируемая организация должна объединять в своем составе в качестве членов не менее 700 физических лиц и не менее 500 коммерческих организаций.

1. Главной задачей саморегулируемых организаций аудиторов является контроль качества оказываемых услуг.

С этой целью представители саморегулируемой организации аудиторов могут делать выездные проверки качества оказываемых аудиторских услуг, при этом они проверяют рабочие материалы аудиторов. Кроме того, представители саморегулируемых организаций аудиторов могут приехать в саму аудиторскую организацию, где взять для изучения те же рабочие материалы аудиторов и итоговую аудиторскую документацию.

2. Другой важной задачей саморегулируемых организаций аудиторов является создание стандартов саморегулируемых организаций аудиторов и кодекса аудиторской этики.

Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов и их кодексы аудиторской этики не должны противоречить федеральным стандартам аудита и кодексу аудиторской этики, приведенному в 1 стандарте аудита.

Саморегулируемые организации аудиторов создаются на основе объединения аудиторов и аудиторских организаций, занимающихся аудитом проверяемых организаций определенного типа, и в силу этого имеющие свои особенности. (Например: банковский аудит, страховой аудит, аудит бирж, аудит инвестиционных и финансовых компаний, общий аудит, аудит организаций различных сфер деятельности в области промышленности, торговли, связи, транспорта, сферы услуг и т.п.)

3. Функция обеспечения профессионального обучения аудиторов, повышения их квалификации и их аттестации.

Все члены саморегулируемых организаций аудиторов должны вносить в нее ежемесячные членские взносы, то есть финансировать ее деятельность.

Каждый аудитор или каждая аудиторская организация должны быть членом ОДНОЙ саморегулируемой организации аудиторов.

Саморегулируемая организация аудиторов имеет право устанавливать меры дисциплинарного воздействия на своих членов при нарушении ими ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудита, стандартов саморегулируемых организаций аудиторов, а также норм аудиторской этики.

Меры:

1. Внесение предписания об устранении недостатков, выявленных в ходе проверки качества оказания аудиторских услуг, с указанием в этом предписания сроков для ликвидации всех недостатков.

2. Наложение штрафа (он может быть наложен на аудитора или аудиторскую организацию).

3. Приостановление членства как аудитора, так и аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов на срок до 180 дней.

4. Исключение из членства саморегулируемой организации аудиторов.

Требования к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов:

1. Организация может иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО, МУП или ГУП.

2. Численность аудиторов, работающих на основании трудового договора в аудиторской организации должна быть не менее 3-х.

3. Доля уставного капитала в аудиторской организации должна быть не менее 51%.

4. Должна быть безупречная деловая репутация, а у аудиторов - должен быть квалификационный аттестат.

Саморегулируемая организация аудиторов обязана:

1. Сообщать в Департамент о новых стандартах и новых нормах аудиторской этики, которые она разработала.

2. Ежегодно представлять отчет проделанной работе по проверкам качества оказания аудиторских услуг в Департамент в определенной форме и в установленные сроки.

3. Ежегодно выставлять и подтверждать требования к своим членам в отношении обучения по программам повышения квалификации.

Государственный контроль за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов осуществляется Департаментом Минфина РФ. (Департамент регулирует соблюдение саморегулир. организациями аудиторов требований действующего законодательства РФ, ФЗ №Об ауд. деятельности»и др.

Представители Департамента Минфина РФ производят плановые и внеплановые проверки деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. Плановые проверки деятельности осуществляются не чаще 1 раза в 2 года, а внеплановые проверки могут проводиться в любое время. Основанием для проведения внеплановых проверок может являться жалоба о нарушениях саморегулируемой оргагизации аудиторов различных норм. После проведения проверки Департамент Минфина РФ устанавливает определенные сроки для устранения допущенных нарушений и недостатков в работе.

В итоге саморегулируемых организации аудиторов должна письменно уведомить департамент о том, как она исправила в установленные сроки все допущенные недостатки и нарушения.

2) Аттестация аудиторов – мероприятие для установления квалификации аудиторов.

Аудиторы как в составе ауд.организации, так и самостоятельно должны пройти аттестацию. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование (только эк или юр профилей) в образовательном учреждении, имеющим госуд. аккредетацию. Помимо этого они должны иметь стаж практической деятельности 1 области аудита, учете и контроле не менее 3 лет, из которых 2 последующих года должны приходиться непосредственно на аудиторскую деятельность.

Аттестация аудиторов проводится в Учебно-методических центрах, список которых утверждается Департаментом Минфина РФ. Как правило они создаются в ведущих вузах страны. В этих же центрах осуществляется обучение аудиторов по повышению их квалификации.

Аттестация аудиторов заключается в том, что каждый из них должен сдать 2 квалификационных экзамена на платной основе.

Порядок сдачи экзаменов, перечень экзаменационных тем и порядок получения результатов по экзаменам устанавливается Департаментом.

Состав экзаменационных комиссий по проведению аттестации аудиторов устанавливается совместно всеми саморегулиуемыми организациями аудиторов данного направления. В состав 1 экзаменационной комиссии как правило входит: 1 представитель Департамента, 1 представитель от Совета, 2-3 представителя от саморегулируемых организаций аудиторов и от 7 членов (или 9) преподаватели того вуза, где проводят оттестацию аудиторов.

2 экзамена:

1) В виде компьютерного тестирования по вопросам, связанным с деятельностью тех организаций, в который проводится аудит.

2) Устно-письменный экзамен состоит из 2 частей:

a. Письменная – решить трудную аудиторскую проблему

b. Устная – ответить перед комиссией по вопросам билета.

Лица, успешно сдавшие экзамен, получают бессрочно действующий сертификат.

Начиная с года, следующего после сдачи аудиторских экзаменов, каждый аудитор обязан пройти обучение на платной основе с целью повышения своей квалификации в одном из учебно-методических центрах.

Повышение квалификации должно составлять 40 часов ежегодно, т.е. 120 часов за 3 года. Обучения проходят путем прослушивания лекций и участия в практических занятиях, так же проходят деловые игры и тестирования. В итоге проводится прием экзаменов у аудиторов или принимается в устной форме аттестация по повышению квалификации. После успешного прохождения обучения по повышению квалификации аудиторов каждый из них получает соответствующий сертификат установленного образца.

В противном случае, происходит аннулирование квалификационного аттестата аудиторов:

1. Если аудитор использовал подложные документы для допуска к квалификационным экзаменам;

2. Если установлено, что образование аудитора или его трудоспособность не соответствует предъявляемым требованиям;

3. Если аудитор систематически нарушает ФЗ «Об аудиторской деятельности» или Федеральные стандарты аудита;

4. При подписании аудитором завидимо (т.е. без аудиторской проверки или результат проверки противоречит тому, что указано в аудиторском заключении) ложного аудиторского заключения. Какое заключение ложно или нет, устанавливается судом!

5. Если в течении 2-ух лет после получения квалификационного аттестата аудитор не участвовал в аудиторских проверках организаций.

6. При уклонении аудитора от прохождения повышения квалификации или при получении им неудовлетворительного результата по программе повышения квалификации.

7. Если аудитор уклонялся от контроля качества своей работы, проводимой саморегулируемой организацией аудиторов или другим контрольным органом

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудиторов принимается саморегулируемой организацией аудиторов, Членом которого является данный аудитор.

Аудитор, лишенный квалификационного аттестата аудитора, только по истечении 3-х летнего срока может повторно обратится с заявлением о допуске к сдачи экзаменов на получение аттестата.

Аудитор, имеющий аттестат, обладает следующими преимуществами:

1. имеет право подписывать итоговые аудиторские документы

2. з/п существенно выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: