Тема: Основы аудита

Основы аудита

1) Понятия аудита и аудиторской деятельности.

2) Понятия аудитора и аудиторской организации

3) Сопутствующие аудиторские услуга.

4) Стандарты аудиторской деятельности.

1. Аудит - независимая проверка финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности.

Достоверность – это такая степень точности данных отчетности, начиная с которой аудируемое лицо принимает для себя соответствующие решения.

2. Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

ФЗ №307 «ФЗ об аудиторской деятельности» от 30.12.2008.

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нём в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в единый государственный реестр.

3. Стадии становления аудита

1) Подверждающая

2) Системно-ориентированный аудит

3) Аудит, основанный на риске

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудитор. проверками оказывают сопутствующие услуги:

1) Постановка, восстановление и ведение бух. учета, составление бух. отчётности, бух. консультирование.

2) Налоговое консультирование, ведение налогового учета, составление расчётов и деклараций.

3) Анализ финансовой деятельности организаций и ИП, финансовое консультирование.

4) Управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организации или их приватизацией

5) Всевозможная юридическая помощь по всем направлениям, связанным с аудиторской деятельностью.

6) Оценочная деятельность

7) Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов и т.д.

4. В аудиторской практике подразумевается

1) Фед. Стандарты

2) Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Федеральные стандарты.

1. Определяются требования к порядку аудиторской деятельности, предусмотренной ФЗ №307

2. Разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита.

3. Являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а так же саморегулируемых организаций и их работников.

Стандарты саморегулируемых организаций.

1. Определяют требования к аудиторским проверкам

2. Не могут противоречить фед. стандартам аудиторской деятельности.

3. Не должны создавать препятствия осуществлению аудиторским организациям или индивидуальным аудиторам.

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Права:

1) Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, а также персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит.

2) Исследовать в полном объеме документацию, связанную с хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять факт наличия любого имущества, отраженного в этой документации.

3) Получать у должностных лиц аудиторуемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудита вопросам.

4) Отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бух. Отчетности в аудит. заключении в случае:

1) Непредоставления аудируемым лицом всей необходимой информации

2) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнения аудиторов

Обязанности:

1. Предоставлять по требованию аудируемого лица обоснование заключений и выводов аудиторской организации, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации.

2. Передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу.

3. Обеспечивать хранение документов, полученных и составленных в ходе проведения аудита в течение не менее 5 лет после года, в котором они были составлены или получены.

Права и обязанности адируемого лица или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг:

Права:

1) Требовать и получать от аудиторской организации или индивидуальных аудиторов обоснования заключения и выводов аудиторской организации, а также информировать о членстве её в саморегулируемой организации аудиторов.

2) Получать от аудиторской организации аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг.

Обязанности:

1) Содействовать аудиторской организации в своевременном и полном проведении аудита, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации разъяснения и подтверждения в устной или письменной форму, а также зафиксировать необходимые сведенья у третьих лиц.

2) Не предпринимать каких-либо действий, направленных на снижение круга вопросов, подпадающих выяснению при аудите, а также не скрывать информацию и документацию, запрашиваемую аудиторской организацией.

3) Своевременно оплачивать услуги аудит. организации, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица.

Аудиторы-помощники

Государственные контролеры – цель – пресечение нарушений злоупотреблений в организациях.

Для этого в ходе своих проверок занимается поиском виновных лиц и выработкой санкций в отношении этих лиц.

Нарушения закона – судебная ответственность.

Цель аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета в нем законодательству РФ.

Исходя из этого определения можно заключить следующее: любая судебная проверка, включающая следующие составляющие:

1. Юридическая составляющая проверяется законность операций

2. Бухгалтерская составляющая. Проверка правильности полноты и своевременности ведения организацией бухгалтерского учета и достоверности составленной его бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Постановка бухгалтерского учета – разработка для организации документов учетной политики.

Документы учетной политики организации:

1. Положение об учетной политике. В ней зафиксированы особенности ведения организацией бухгалтерского учета и составление (особенности) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2 системы бухгалтерского учета:

o Журнально-ордерная

o Мемориально-ордерная

2. Рабочий план счетов (в рабочем плане счетов представлены субсчета, разработанные в самой организации)

3. Макеты первичных документов организации (станд. и унивальные, разработанные организацией)

4. Схема документооборота

5. Порядок проведения инвентаризации и ревизии.

Бухгалтерский учет – детализированный учет по каждой бухгалтерской операции (приходно-кассовый ордер).

Синтетический учет – обобщенный учет по многим операциям за конкретные период времени (бухгалтерский баланс).

Методы анализа:

1. Метод сравнения

2. Метод коэффициентов

3. Метод прогнозирования (дин. ряды)

4. Метод математического анализа (метод оптимизации).

Одна из самых дорогих услуг – по восстановлению бухгалтерского учета организации.

Восстановить утраченные документы, базы данных, учетные регистры (счета, баланс, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, все формы отчетности), бухгалтерские проводки и все формы бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например при стихийном бедствии, глобальный компьютерный вирус.

Задачи аудитора:

1. Выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и прогнозирование дальнейшего развития деятельности (см. выше)

3. Проверка качества управления в организации и качества работы системы ее внутреннего контроля

4. Оказание различных видов аудиторских услуг

Анализ качества управления:

1. Изучение организационной структуры проведения организации (укомплектованность каждого отдела организации кадрами специалистов)

2. Проверка качества работы системы внутреннего контроля

3. Изучение протоколов собраний и заседаний органов управления организацией, а также их приказов и распоряжений (должны соответствовать интересам организаций).


Служба бухгалтерского учета занимается ежедневным контролем финансово-хозяйственных операций организаций. Есть должность бухгалтера-контролера – контролирует наиболее рисковые и сложные операции организации (операции с иностранной валютой, операции с ценными бумагами, инвестиционные операции, операции по займам, операции о учету доходов и расходов и расходов) сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.

Суть верки данных аналитического учета с данными синтетического учета состоит в следующем: складываются суммы по первичным документам аналитического учета), соответствующие определенные строки баланса или другого элемента синтетического учета.

Документы синтетического учета:

1. Все формы отчетности

2. Оборотно0сальдовая ведомости

3. Главная книга

4. Кассовая книга (сводно-кассовый журнал)

5. Документы с суммированием.

Если данные баланса и общей суммы по всем первичным документам в разрезе каждой строки документа синтетического учета за проверяемый период времени совпадают, то следовательно сверка данных прошла успешно. Если нет, то нужно искать ошибку. По-аудиторски означает, что документы организации не достоверны.

Причины расхождений между данными аналитического и синтетического учетов могут быть либо ошибки, которые случайны и непреднамеренны, либо недобросовестные действия – носят преднамеренный характер.

Ошибки:

§ Случайные (на невнимательность)

§ Принципиальные (на незнании).

§ Если аудиторы выявляют много случайных ошибок при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, то система внутреннего контроля работает неэффективно.

Если аудиторы сталкиваются с принципиальными ошибками (незнания) – невысокая квалификация персонала.

Цель недобросовестных действий недобросовестных лиц записей и содержаний форм бухгалтерской финансовой по преднамеренному искажению бухгалтерских документов, учетных записей и содержаний форм бухгалтерской финансовой отчетности, то причина этого явления стремление поднять рейтинг своей организации, поднять интерес со стороны клиентов, партнеров, инвесторов, зарекомендовать в качестве устойчивой надежной организации.

В связи с недобросовестными действиями организация старается исказить содержание многих документов аналитического и синтетического учета, исказить содержание форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и даже исказить документы связанные с ними (приказы, договоры, платежные ведомости). Все исказить нельзя.

Если аудиторы обнаружили недобросовестные действия в организации, которые к тому же исказили ее отчетность и (или) привели к нарушению соблюдения действий законодательства РФ, то тогда они дают организации отрицательное аудиторское заключение, которое идет в контролирующие организацию органы – налоговую инспекцию и уже оттуда в организацию приходит проверка, которая вырабатывает санкции отношении виновных лиц.

Служба внутреннего аудита – отдел в организации, подчиняемый руководству организации.

Внутренний аудит нужен для того, чтобы своевременно выявлять ошибки и недобросовестные действия внутри своей организации.

Взаимосвязь между внешним и внутренним аудитом.

Внутренний аудит на проверках организации всегда внимательно изучает содержание актов проверок, выполненных службой внутреннего аудита, изучает их содержание и особенное внимание на решение по катам (насколько правильны и насколько реализованы).

Влияние внутреннего аудита на внутренний аудит.

Составление внешними аудиторами итоговые документы по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности организации (аудиторское заключение, информация) руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита – акт проверки). Замечания и как их нужно исправить. Для внутренних аудиторов эта информация –руководства действия, т.е. они должны проконтролировать, чтобы все было правильно и своевременно быть исправлено.

Служба внутреннего аудита осуществляет периодические проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Ревизионная комиссия. Работает в интересах собственников организаций. Состав выбирается общим собранием акционеров или пайщиков организации. Заработная плата от акционеров или пайщиков, тем самым независимость от руководства организации. Производят периодические проверки деятельности организации по тем вопросам, которые интересуют ее собственников.

Если система внутреннего контроля регулярно контролирует финансово-хозяйственную деятельность организации и неформально к этому относится и своевременно находит ошибки и недостатки в работе, то это косвенно способствует росту прибыли организации, таким образом, аудиторы делают вывод, что система внутреннего контроля работает эффективно.

Формы проверок:

§ Сплошная – все документы без исключения. Полная

§ Выборочная – наиболее важные.

Методы проверки (аудита):

1. Инспектирование (изучение документов)

2. Наблюдение (наблюдение за работой)

3. Опрос (устный) и запрос (письменный) (всегда в другие инстанции)

4. Инвентаризация (ревизия)

5. Арифметический подсчет (пересчет) – сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.

6. Аналитические аудиторские процедуры

7. Изучение материалов других проверок.

Также аудиторы знакомятся с законодательными актами, действующими в данной области, а также с документами контр - агентов, чтобы выявить взаимосвязь и взаимозависимость.

Разъяснения аудиторы могут получить от сотрудников организации, как в письменном, так и в устном виде.

Письменные проводятся путем анкетирования.

+ Право не предоставлять проверяемой организацией, а также контролирующему эту организацию органом рабочую аудиторскую документацию (за исключением особых случаев, пред. Законом РФ, например: противоправные действия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: