Планирование аудита

Планирование аудита

1. Подготовительная стадия планирования аудита.

2. Стадия непосредственного планирования аудита

• 1. Начинается с получения аудируемой организацией письма на официальном бланке организации, желающей получить аудируемые услуги. Письмо служит официальным документом для начала процесса планирования аудита. Однако до момента планирования аудита может существовать причина, в связи с которой аудируемая организация не имеет право проводить аудит в конкретной организации.

Существуют объективные и субъективные причины отказа от аудита.

Объективные причины:

1. Если аудируемая организация является учредителем или акционером (участником) уставного капитала проверяемой организации.

2. Если проверяемая организация является учредителем или акционером (участником) уставного капитала аудируемой организации.

3. Если аудиторы состоят в близком родстве (родители, дети, братья, сестры, супруги) с руководством проверяемой организации (ген.директор, главбух, их заместители, начальники отделов)

4. Если аудируемая организация оказывала проверяемой организации услуги, несовместимые с проведением аудируемой проверки(ведение бух.учета,услуги по составлению бух.отчетности,восстановление бух.учета).

5. Если аудиторы проверяют банк,то объктивной причиной отказа от аудита для банка является получение аудируемой организацией кредита у банка.

Субъективные причины:

Возникают только по результатам обследования проверяемой орнанизации. Обследование – заочное и состоит в том,что руководители проверяемой организации привозят в аудированную организацию документы для ознакомления с ними аудиторов.

ДОКУМЕНТАЦИЯ:

1. Учредительные документы организации(устав, лицензия,учередительный договор, свидетельство о гос.регистрации, справки из пенсионного соц.страх., мед.фондов, справка из органов статистики,из банка об открытии расчетного счета).

2. Бух.документы

• Документы учетной политики (юр.документы)

• Отчетность все формы

3. Основ.договоры с клиентами и партнерами

4. Протоколы заседаний органов управления организацией.

5. Внутренние положения инструкции организации.

6. Док.по орг.структуре (верт.,горизонт.)

7. Акты внутр. Аудита орг.-ции

Изучив всю эту документацию, аудиторы могут отказаться от проверки по субъективным причинам:

1. Невозможность для аудиторов проверить орг-цию в корот. Сроки в связи с большим объемом инф-ции по ней.

2. Отсутствие специальных знаний у аудиторов если эти знания нужны для предоставления проверки оргниз.

3. Наличие полного аудиторского риска перед проверкой т.к проблемная организация

4. Риск возможного давления на аудиторов с целью изменения его решений

Если субъективные причины отсутствуют,то аудируемая ор-ция пишет ответное письмо – соглашение на аудит:

1. Условия представителей проверки (цель, порядок проверки галавной орг-ции и зависимых от нее структур,нормативные документы которые лежат в основе проведения аудита (ФЗ «об аудиторской деятельности», стандарты, метод.рекомендации))

2. Обязательства аудируемой организации (док-ты, кот. Аудиторы должны предоставить проверяемой организации по результатам аудита):

• Аудируемое заключение

• Акт

• Документы учетной политики

• Документы аналитического и синтетического учета

3. Обязательства проверяемой организации(ответственность организации за достоверность и полноту предоставляемых для проверки бух.документов)

Оеспечение свободного доступа аудиторов к комп.базе данных орг-ции,к первичным документам и др.документации

Не оказание давления на аудиторов с целью изменения их мнения в свою пользу

4. Информация рекламного характера(перечень оказываемых услуг,сведения о квалификации персонала аудиторов)

Письмо-соглашение на аудит направляется в организацию в основном при первоначальном аудите,когда конкретная аудируемая организация….

Случаи,при которых письмо-соглашение на аудит направляется в проверяемую организацию даже при повторном аудите:

1. При изменении условий аудита

2. При изменении профиля и масштаба деятельности проверяемой организации

3. При изменении законодательства РФ,влияющего на содержание письма -соглашения на аудит

После направления письма-согласия на аудит в проверяемую организацию стороны приступают к составлению договора на оказание аудит.услуг – является официальным документом регламентирующем взаимоотношения между аудируемой и проверяемой организациями. От … составляющего договора на оказание ауд. Услуг во многом зависит качество и без ….проведения аудита.

Договор на оказание ауд. Услуг должен составляться в соответствии с нормами ГК РФ.

В предмет договора на оказание ауд.услуг указывается название конкретной 1ой аудит.услуги. На каждую аудит. Услугу нужно составлять свой отд.договор.

В стоимости ауд.услуги всегда указывается НДС в стоимости. По банк. Аудиту 100% предоплата на оказание ауд.услуг, однако на практике не всегда. Указываются практический выход в договоре на оказание ауд.услуг всегда – итоговоя документация, которую аудитор должен предоставить проверяемой организации.

В договоре как правило указывается 2 срока – срок проведения аудита с точностью до дня, 2ой- срок составления итоговой аудит.документации. Бывает все соединено в одну дату – нельзя отследить сроки составления документа и итогов.

Наиболее частые нарушения данного договора со стороны проверяемой организации - непредоставление аудитором тех или иных документов на проверки или искусственное затягивание сроков на предоставление ауд. Документов. Неплохо бы предусмотреть в связи с этим штрафные санкции.

Нарушение сос стороны ауд. Орг-ции условий договора, затягивание сроков предоставления орг-цией итоговой ауд.документации. в договоре предусмотрены штраф. Санкции для этих случаев.

Данный договор может быть как разовым, так и долгосрочным.

Долгосрочный договор предусматривает оказание одной и той же аудит.услуги в течении длительного времени. Долгосрочный договор – идет снижение стоимости аудир.услуг.

Договором заканчивается предварительная подготовительная стадия планирования аудита.

2. При непосредственном планировании аудита необходимо соблюдать следующие принципы:

1. принцип коплексности – принцип комплексности предусматривать согласование всех этапов при планировании аудита между собой

2. принцип непрерывности –заключается в увязке этапов планирования аудита сосроками их осуществления

3. принцип оптимальности – предусматривает несколько планов предстоящего аудита и затем выбор наилучшего их них с точки зрения эффективности проведения аудита

Стадия непосредственного планирования аудита разбивается на 2 этапа:

- составление общего плана аудита

- разработка программы аудита

Составление общего плана аудита

Перед непосредственным составлением общего плана аудита, аудиторы должны оценить уровень существенности предстоящего аудита и аудиторский риск

Существенность предстоящего аудита – степень важности того или иного документа или доказательства для предстоящей проверки.

Уровень существенности определяется аудиторами, как правило, исходя из степени важности того или иного документа проверяемой организации или того или иного аудиторского доказательства, исходя из ответа на вопрос об отчетности проверяемой организации.

Существенность имеет 2 стороны – количественная и качественная.

Количественная сторона существенности измеряется в денежном выражении.

Это иными словами там сумма денег, начиная с которой искажение в отчетности проверяемой организации считаются существенными, т.е. значительными.

Если эти искажения (существенные) имеются у проверяемой организации, то аудиторы считают это крупным нарушением, которое подлежит отражению в аудиторском заключении.

Если отклонения достоверности отчетности не велики, то они не существенны и они подлежат отражению в аудит.акте.

Акт предназначен только для органов управления самой организации и в другие внешние инстанции не идет.

Качественная сторона существенности связана с возможными искажениями в отчетности по причинам наличия ошибок или наличия недобросовестных действий у проверяемой организации. Ошибки - это всегда непреднамеренные искажения отчетности. И аудиторы реагирую на них так: делают рекомендации по поводу совершенствования работы системы внутреннего аудита в организации и указывают, как исправлять эти ошибки. А недобросовестные действия – это намеренные действия организации по искажению данных своей бух.фин. отчетности чтобы пользователи этой отчетности составили более благоприятные мнения о деятельности организации, чем оно есть в действительности.

На намеренные ошибки аудиторы реагируют более жестко, чем на случайные. Выражая мнение с оговоркой, относительно этой отчетности либо выдавая отрицательное мнение. Потом это мнение идет во внешние контролируемые органы.

Аудиторский риск

Это риск выражения аудитором неверного мнения о достоверности бух.фин. отчетности проверяемой организации.

Это риск связан с выборкой аудит. документов для проверки.

Аудиторский риск бывает:

1.высокий

2.средний

3.низкий

Высокий – когда высока вероятность того что аудит. выразит не верное мнение о достоверности отчетности.

Средний когда 50 на 50.

Низкий когда 100%.

Аудит.риск – это риск выразить неверное мнение о достоверности бух.фин. отчетности ауд – го лица и о соответствии порядка ведения бух.учета законодательству РФ.
Отсюда любая ауд.проверка любой организации складывается из 2-х составляющих:

1.юридич. составляющая, т.е., проверка правомерности операций проверяемой организации.

2.бухгалтерская составляющая, т.е., - это проверка достоверности (реальности) ведения бух.учета в организации и на этой основе проверка достоверности (реальности) бух.фин. отчетности организации.

Достоверность бух.учета и отчетности проверяемой путем сверки данных аналитического учета с данными синтетического учета.

Составляющие аудит.риска можно представить след. формулой:

Ауд.риск = неотъемлемый риск* риск ср-в контроля* риск необнаружения.

1)Неотъемлемый риск – это риск, связанный с деятельностью проверяемой организации.

Неотъемлемый риск зависит от возможных отклонений в отчетных данных ауд – го лица в связи с высокой рискованностью совершаемых в организации операций.

2)Риск ср-в контроля связи на прямую с эффективностью функционирования службы внутреннего контроля проверяемой организации.

Т.е., риск ср-в контроля повышается, если система внутреннего контроля организации своевременно не обнаруживает ошибки при ведении бух.учета и составлении отчетности, и своевременно и полностью не контролирует их своевременное исправление.

Если система внутреннего контроля работает не эффективно, то риск ср-в контроля будет высокий и наоборот.

Неотъемлемый риск и риск ср-в контроля имеют прямую зависимость друг от друга.Это значит чем больше неотъемлемый риск, тем выше риск ср-в контроля.

3)Риск необнаружения – это риск аудиторов своевременно не обнаружить те или иные недостатки или нарушения в деятельности проверяемой организации.

Этот риск зависит во многом от квалификации и опыта аудитора.

Риск необнаружения имеет обратную зависимость от неотъемлемого риска и риска ср-в контроля.

Если первые два риска низкие, то последний риск высокий и наоборот.

Если аудиторы проверяют организацию, деятельность которой отличается повышенным риском, т.е., неотъемлемый риск высокий и система внутреннего контроля в ней функционирует не эффективно, т.е., риск ср-в контроля также высокий, то в этом случае аудиторы должны особо тщательно проверять эту организацию.

Это выражается в том, что аудиторы должны выполнять дополнительные контрольные действия в поисках дополнительных ауд.доказательств для выражения того или иного, пусть даже промежуточного ауд.мнения о достоверности и правомерности тех или иных операций организации.

Методы аудита:

1.Инспектирование – это изучение и анализ любых документов проверяемой организации.

2. Наблюдение – это аудиторы ненавящево наблюдают за работой персонала организации.

Для того чтобы понять находиться на своем месте тот или иной сотрудник, оценивается подразделение в целом.

3.Арифметический подсчет, пересчет – это сложение сумм аналитических счетов

Сверка данных аналитического учета и синтетического учета.

4.Аналитические аудируемое процедуры.

Аудир- ая процедура – это последовательность действий аудитора по проверке тех или иных операций или той или иной деятельности проверяемой организации.

Аудиторские процедуры могут быть простые и аналитические.

Аналитические ауд. процедуры связанные с расчетом и выводами связанными с этими расчетами.

5.Инвентаризация и ревизия.

Для того чтобы производить инвентаризацию или ревизию в проверяемой организации аудиторы должны получить на это разрешение у руководителей этой организации.

Ревизия – последующий контроль.

6.Опрос (запрос) – опрос персонала организации(может быть как устный, так и письменный).

Устный – беседа с работниками организации, а письменный опрос – выдача анкет с вопросами, на которые аудиторы должны получить письменные ответы от работников организации.

Запрос всегда письменный, обращен к внешним инстанциям по отношению к проверяемой организации.

7.Изучение материалов других проверок организации.

Организацию могли проверять другие ауд.организации, Ревизионная комиссия служба внутреннего контроля, налоговая и т.д.

Этот метод нужен:

В этих материалах ауд.прежде всего интересуются указанными в них недостатками в деятельности проверяемой организации и рекомендациями по их исправлению.

Это необходимо для того чтобы в своей проверки обратить на эти моменты пристальное внимание.

Ауд.риск = неотъемлемый риск(высокий)* риск ср-в контроля(высокий)* риск необнаружения(низкий).

Итого: ауд.риск получается высокий.

Ауд.риск = неотъемлемый риск(низкий)* риск ср-в контроля(низкий)* риск необнаружения(высокий).

Итого: ауд.риск низкий.

Общий план аудита представляет собой таблицу со следующими графами:

1.Пранируемые ауд.работы (проверка з/п, доходов и расходов и т.д.).

2.Сроки их проведения (точное число, месяц, полные дни берутся, каждый срок увязывается со сроком проверки организации, чтобы уложиться в сроки).

3.ФИО ответственных исполнителей.

4.Примичание - здесь указывается документация, которая подлежит проверке по каждой ауд.работе.

Примечание документации группируется на:

· юридическую документацию (по каждой операции)

· бух.документации, составляющую из документов аналитического и синтетического учета на проверку.

Документ предусматр – й суммирование по счету из плана счетов – это документ синтетического учета, а документ не предусмат – й такого суммирования – это документ аналитического учета. Он может предусматривать суммирование субъектов, но не по плану счетов.

По любой операции документ, являющийся основанием для непосредственного совершения бух. Проверки наз. Основным бух.документом, а той что иллюстрирует ту или иную операцию - информация справочный документ.

Развитием общего плана аудита его детализацией служит разработка программы аудита.

Программа аудита также представляет собой таблицу со след.графами:

1.перечень аудит. процедур

2.сроки выполнения ауд.услуг

3.ФИО аудиторов исполнителей

4.рабочая ауд.документация(черновики) разрабатывается самими аудиторами может быть индивидуальной или типовой.

Удобно чтобы рабочая ауд.документация была представлена в табличном варианте.

Там где рабочая ауд. документация, указывается краткая аббревиатура.

Пример:

РД-1.2(ОС)

РД- 3.4(ЗП)

5.Примечание – здесь указываются методы аудита, которыми ауд.должны пользоваться при выполнении ауд.процедур.

Также здесь указываются предполагаемые выводы, в окончательном варианте выводы детализируются во время самой проверки. Реальный вариант может не совпадать с предполагаемым выводом.

Если система внутреннего контроля проверяемой организации работает не эффективно и ауд. поняли это только выйдя на проверку организации, то в этом случае им предстоит работа не только за самих себя, но и за внутренних контролеров организации.

Например:

Им предстоит глобальная сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета организации.

Имеется в виду и по всем операциям и по всем счетам.

В этом случае они должны предусмотреть лишнее время на ауд. проверку в связи, с чем они должны скорректировать общий план и программу аудита.

Ввести дополнительные ауд. процедуры с новыми сроками. Использовать больше методов аудита для поиска ауд.доказательств.

Программа аудита с одной стороны является детальной инструкцией для аудиторов т.к. содержит перечень ауд.процедур, методы для их выполнения и планируемые промежуточные выводы. С другой стороны программа аудита служит ср.контроля за качеством выполнения аудитором своей работы.

Руководитель ауд.группы, руководитель ауд.организации, а также представители саморегулируемых ауд.организаций могут на основе программы аудита составить свое предварительное мнение о качестве оказываемых ауд - х услуг.При этом они ориентируются на следующие:

· все ли операции проверяемой орг-ции и все ли аспекты ее фин.хоз.деят-ти затронуты проверкой

· все ли моменты глубоко проработаны или нет

· оценивают характер промежуточных выводов, как с точки зрения соблюдения требований контролирующих органов, так и с точки зрения полезности и нужности для самой проверяемой орг-ции.

· Аналитические предложения ауд. на их эффект.

Вывод:

Если по программе ауд.и далее плюс к программе по рабочей ауд-й документации видно, что аудиторы сделали анализ исследуемой предметной области и дали выводы на основании данного анализа в соответствии с требованиями контролирующих организацией органов (со стороны налоговой инспекции или Банка России и т.д.), а также с точки зрения полезности для проверяемой орг-ции, то это означает, что ауд.услуги оказываются качественно, в противном случае не качественно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: