Электронные биржи

Базовые модели электронного бизнеса

Электронная биржа – сложная и совершенная форма информационного посредничества, поскольку помимо собственно информационного обмена и поддержки возможности заключения сделок биржи предоставляют участникам гарантии реализации таких сделок.

В настоящее время существуют как отраслевые, так и межотраслевые электронные биржи. Все участники электронной биржи, как правило, проходят предварительный отбор. Торговля на электронной бирже обычно анонимна, но трейдеры могут указать, с кем они хотят вести дела, а с кем не хотят. Использование возможностей электронной биржи привлекательно для продавца тем, что избавляет его от необходимости связываться с отдельными трейдерами и брокерами.

Экономическая основа функционирования электронной биржи состоит в сборе определенной платы за каждую заключенную сделку. Некоторые биржи взимают членские взносы, однако такой вид платы может отпугнуть потенциальных участников электронного рынка, поэтому эта модель формирования доходной части электронной биржи используется достаточно редко.

По признаку организации собственности и управления электронными биржами выделяют три основные модели:

§ независимая;

§ отраслевая;

§ частная.

Независимая электронная биржа организуется и управляется независимой компанией, которая не является бизнес-партнером ни одного из участников торгов. Такие биржи чаше всего бывают межотраслевыми.

Отраслевая биржа организуется несколькими крупнейшими компаниями отрасли. Собственность и управление биржей разделены между лидерами отрасли и, возможно, компанией, обеспечивающей технологическую поддержку работы информационного сервера. Такие биржи организуются для обеспечения информационного обмена и сделок внутри некоторой отрасли, например: электронная биржа Exchange, обеспечивающая потребности автомобилестроительных фирм, организована компаниями General Motors, Daimler, Chrysler и Ford; Частная биржа организуется и управляется одной крупной промышленной или торговой компанией с целью обеспечения потребностей собственного производств или торговли. Например, электронная биржа Wal-Mart's Retail Link создана и функционирует дли обеспечении работы системы снабжения и сбыта крупнейшей сети супермаркетов Wal-Mart.

В России в настоящее время электронные биржи в основном ориентированы на традиционные отрасли промышленности – зерновую, лесную, металлургическую. По сути, электронные биржи работают в информационном режиме: покупатели и продавцы просто знакомятся друг с другом с использованием технологий Интернета, но, как правило, полностью не осуществляют в виртуальном пространстве все этапы заключения сделки.

Наибольшая активность выхода на формирование электронных бирж отмечается в отраслях экономики, в которых работает много компаний, территориально удаленных друг от друга. Один из наиболее характерных примеров – рынок зерна, который насчитывает около 50 тыс. участников в 30 регионах России. Ежегодный оборот рынка зерна оценивается в 8 млрд долл. Большое количество покупателей и продавцов приводит к тому, что рынки плохо структурированы и нуждаются в объединяющих информационных центрах. Электронные биржи практически идеально подходят для этой цели.

Основная торговля зерном в российском сегменте Интернета осуществляется на двух биржах: «Зерно Он-лайн» (www.zol.ru) и «Зерно» (www.mtszerno.ru). Электронная биржа «Зерно Он-лайн» насчитывает около 300 участников. Создание биржи обошлось ее организаторам примерно в 200 тыс. долл. «Зерно Он-лайн» является торговой системой, работающей в основном в системе переговорных сделок. Реальные сделки заключаются в традиционной форме – офлайн. Межрегиональная торговая система «Зерно» является торгово-информационной системой. По сути, на бирже отсутствуют значимые гарантии заключаемой сделки. По замыслу создателей биржи со временем должен сложиться определенный круг клиентов, в которых «Зерно» будет уверена. Тогда будет введена абонентская плата, а биржа будет преобразована в закрытую систему.

Определенных успехов в России достигли электронные биржи, создателями которых выступили заметные компании или холдинги традиционного рынка. Явное преимущество имеют узкоспециализированные площадки. Основное препятствие для развития электронных бирж в нашей стране – плохое качество связи в регионах. Особенностью российской действительности является активное участие местных властей в осуществлении проектов использовании электронных бирж для развития региональной экономики. Руководители проектов обычно обращаются к местным администрациям, чиновники которых обеспечивают участие в торгах региональных производителей.

Внедрение систем электронных торгов, вероятно, потребует определенного времени. Основные причины – низкое качество каналов подключения к Интернету и психологическая неготовность участников электронных торгов, определяемая несовершенными системами внутреннего документооборота. В ближайшее время российские электронные биржи, видимо, будут работать преимущественно в информационном режиме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: