double arrow

Преимущества и недостатки электронной коммерции


Классификация систем электронной коммерции

Также как и традиционный бизнес, электронный бизнес предполагает наличие как минимум двух основных его участников: компании, которая собственно и осуществляет коммерческую деятельность (Business), и клиента, потребляющего товары и услуги (Customer).

В зависимости от того, между кем проходит бизнес-операция, или другими словами бизнес-трансакция, а также от того, кто является ее инициатором, можно выделить четыре основных вида электронной коммерции:

«Бизнес для бизнеса» (Business to Business – В2В) - это область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на формирование эффективных и долгосрочных экономических отношений с организациями или фирмами, участвующими в формировании цепочки добавленной стоимости. Например, компания может разместить запрос на коммерческие предложения, получить текущие котировки от своих поставщиков, заключить контракт, получить или оплатить счета, опубликовать документы. Этот вид деятельности в Интернете является наиболее перспективным для российских компаний. Он позволяет построить на новом уровне коммерческие связи между производителями и создает благоприятную почву для партнерских отношении между ними. Рынок становится более открытым, и появляется масса возможностей взаимодействия и приобретения необходимых услуг на локальном рынке, избавляя от необходимости продолжительного поиска делового партнера. В международном смысле электронная коммерция дает компании больше шансов для высокой активности на глобальном рынке. Система В2В может быть как открытой, которую могут видеть и посещать обычные пользователи или другие возможные партнеры, так и закрытой – существующей только для определенных партнеров или рабочих групп и исполняющей только определенные технологические функции.




По функциональным возможностям среди систем В2В можно выделить такие группы как: каталоги, где покупатели находят продавца товарных позиций с фиксированной ценой; электронные биржи, которые отличаются большей сложностью по сравнению с каталогами и функционально подобны реальным биржам; аукционы – функционально подобны реальным аукционам и виртуальным аукционам В2С, но в силу специфики модели В2В часто используются для продажи излишков запасов; электронные (виртуальные) сообщества, которые создаются для объединения усилий в не связанных напрямую с основной деятельностью направлениях, в которых бизнесу может потребоваться участие партнеров. Например, разного рода исследования, политическое лоббирование или обмен идеями. Интернет является идеальной средой для объединения усилий и интересов.



«Бизнес для потребителя» (Business to Customers – В2С) – область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на удовлетворение потребностей конечного пользователя и формирование долгосрочных экономических отношений. Является наиболее популярной формой электронной коммерции на сегодняшний день. В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи для потребителя. Один из самых крупных примеров В2С-систем - это www.amazon.com, американский книготорговый сайт, услугами которого пользуются более 30 млн. клиентов по всему миру. Именно он сумел подорвать обычный букинистический рынок США в течение нескольких лет. При решенных проблемах с доступом в Интернет в регионах, надежной работе платежных систем и служб доставки В2С эффективен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. В2С создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Еще один плюс В2С - прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что, естественно, приведет к росту прибыли.

«Потребитель для потребителя» (Customers to Customers – С2С) область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на продажу товаров и услуг между потребителями. В данном случае система выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. В качестве примера можно привести www.molotok.ru - один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может продать или купить.



«Потребитель для бизнеса» (Customers to Business – С2В) область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на предоставление потребителю возможности самостоятельно устанавливать стоимость для различных товаров и услуг, предлагаемых компаниями. Этот вид электронной коммерции является наименее развитым по сравнению с остальными. В качестве примера можно привести американскую компанию www.priceline.com, которая дает возможность своему покупателю назвать цену, за которую он хотел бы купить товар или услугу. Таким образом, формируется спрос, который не означает, что совершится продажа по запрошенной цене. Продавец, пользуясь данными текущего спроса, принимает окончательное решение. Сайт С2В выступает в роли посредника-брокера в попытке найти продавца за сформированную предложениями покупателей цену.

Так как рынок средств экономической активности в киберпространстве постоянно развивается, то возникают новые бизнес-модели и технологии их реализации. Но все они соответствуют одной из показанных выше схем.

Лавинообразный рост числа пользователей сети Интернет создает предпосылку для развития электронного 6изнеса. Отметим, что платежеспособность пользователей Интернета в среднем более высокая, чем у среднестатистического потребителя товаров и услуг. Кроме того, для некоторых видов товаров и услуг (программное обеспечение и его поддержка, информационные технологии и т.п.) основную массу потребителей составляют именно пользователи Интернета. По данным Nua Ltd. and others (www.nua.com), на сентябрь 2002 г. в Интернете насчитывалось 605 млн. пользователей, две трети всех малых предприятий США имеют доступ к Интернету. Около 85% владельцев малых предприятий имеют доступ к ресурсам Интернета, причем более чем у половины из них есть свой информационный сервер. Из малых предприятий, уже имеющих доступ к Интернету, 60% планирует использовать его более активно.

Для России можно констатировать даже более высокую, чем на общемировом уровне, динамику роста числа пользователей Интернета. По данным Российского центра интернет-технологий (www.rocil.ru), рубеж в 1 млн. пользователей Россия перешла в июле 1998 г. По данным компании SpyLOG (www.spylog.ru), на конец 2001 г. аудитория российского сегмента Интернета, включая иностранцев, посетивших российские информационные серверы, составила около 19 млн человек. Рост числа пользователей российского сегмента Интернета, по различным оценкам, составил от 45 до 65% в год.

Следует отметить, что для России характерна неравномерность пользователей Интернета по территории страны. Основную массу пользователей Интернета в России составляют жители Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и соответствующих областей.

С учетом широкого представительства корпораций и фирм в Интернете можно сделать вывод о том, что образовался новый канал взаимодействия как с бизнес-партнерами, так и с клиентами. Переводя бизнес в киберпространство, предприятие, умело использующее технологии электронной коммерции получает следующие конкурентные преимущества:

§ значительно увеличивается оперативность получения информации, особенно при международных операциях;

§ значительно сокращается цикл производства и продажи, так как больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода;

§ значительно снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;

§ использование Интернет-технологии электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам и партнерам;

§ технологии электронной коммерции позволяют легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах.

§ появляется возможность использовать альтернативные бизнес-модели и создавать новые каналы продаж.

Несмотря на то, что электронная коммерция и электронный бизнес предлагают организациям богатый выбор новых возможностей, они также ставят перед менеджерами ряд проблем. Выделим и кратко охарактеризуем основные из них.

§ Бизнес-модели, в основе которых лежит Интернет, являются новыми, и поэтому в основном непроверенными.

§ Необходимость изменения бизнес-процессов. Осуществление электронной коммерции и бизнеса требует гармоничного сочетания подразделений фирмы, производственных объектов и торговых точек, а также тесного сотрудничества с заказчиками, поставщиками и другими деловыми партнерами. Возникает необходимость в перепроектировке и более тесной интеграции основных бизнес-процессов, особенно тех, которые касаются менеджмента цепи поставок. Традиционные границы, существующие между отделами и подразделениями, а также компаниями и поставщиками, могут послужить препятствием на пути к совместному сотрудничеству и построению выгодных взаимоотношении. Для более быстрой и точной работы киберкорпорация должна пересмотреть свои способы ведения бизнеса на многих уровнях.

§ Конфликт каналов распространения. Использование киберпространства для осуществления интерактивных продаж и маркетинга может создать конфликт каналов распространения, особенно при продаже менее известных товаров, которая требует содействия физических посредников. Торговый персонал фирм и дистрибьюторы опасаются паления прибылей в случае переключения заказчиков на покупки через Интернет, поскольку этот новый канал продаж способен заменить традиционные методы ведения бизнеса. Вопрос конфликта каналов распространения особенно актуален для электронной коммерции типа B2B, при которой заказчики осуществляют покупки непосредственно у производителей через Интернет, а не через дистрибьюторов или торговых представителен. Использование альтернативных каналов, созданных Интернетом, требует тщательного планирования и управления.

§ Вопросы законности. Законы, регулирующие электронную коммерцию, находятся еще в стадии разработки. Законодательные учреждения, суды и международные соглашения только начинают поднимать такие вопросы, как законность и сила контактов, устанавливаемых с помощью электронный почты, роль электронных подписей и применение законов об авторском праве по отношению к документам, создаваемым в электронном режиме. Кроме того, Интернет- это глобальная сеть, используемая отдельными пользователями и целыми организациями во многих странах мира. Если бы в Таиланде предлагался к продаже продукт через web-страницу. находящуюся в компьютере в Сингапуре, а покупатель жил в Венгрии, то возникает вопрос: законы какой страны применяются в этом случае? Законодательная и регламентирующая база электронной коммерции разработана еще недостаточно.

§ Безопасность и конфиденциальность. Интернет-системы в большей степени, чем частные сети, подвержены влиянию извне, поскольку сама идея Интернета подразумевает всеобщую доступность. Любая информация, включая электронную почту, проходит через множество компьютерных систем в Интернете, прежде чем достигает своей конечной цели. На любом участке этого маршрута она может быть отслежена, перехвачена и сохранена. Могут быть перехвачены такие ценные сведения, как номера и имена владельцев кредитных карточек, частные сведения о служащем, маркетинговые планы, торговые контракты, данные о разработке продукта и ценах на него, переговоры между компаниями, а также другие сведения, которые могут представлять интерес для конкурентов. Хакеры, взломщики и компьютерные воры используют слабые стороны Интернета для вторжения в компьютерные системы, нанося тем самым вред путем воровства паролей, получения доступа к важной информации, внедрения электронных жучков или блокирования корпоративных web-сайтов, делая их в итоге недоступными. Интернет предлагает беспрецедентные возможности знакомства с потенциальными покупателями. Однако эта же возможность подразумевать и личную конфиденциальность.







Сейчас читают про: