Бюджетная система. Бюджет – план доходов и расходов общества на определенный финансовый год

Бюджет – план доходов и расходов общества на определенный финансовый год. В России существует три уровня бюджетов: государственный – бюджет России; региональный или областной и местный. Сведенные вместе бюджеты разных уровней образуют консолидированный бюджет.

В бюджетную систему также входят внебюджетные фонды. Консолидированный бюджет вместе с бюджетом внебюджетных фондов образуют сводный бюджет.

К расходом бюджета относятся:

1. Дотации – передача денег из бюджета первого уровня в бюджет другого уровня на условиях безвозмездности и невозвратности.

2. Субвенции – передача средств из бюджета одного уровня на условиях безвозвратности и безвозмездности, но при контроле использования.

3. Субсидии – передача средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при условии долевого участия.

Обязательства государства в национальной валюте перед собственными гражданами и юридическими лицами называется внутренним долгом, а в иностранной валюте – внешним.

Существует несколько способов возвращения долга:

1. Традиционный – за счет золотовалютного резервов: для большинства должников невозможен из-за отсутствия резервов.

2. Конверсия долга – возвращение обязательств, принадлежащих государству имуществом.

3. Консолидация внешнего долга – перевод краткосрочных и среднесрочных обязательств в долгосрочные.

4. Реструктуризация – перевод краткосрочных и среднесрочных обязательств в долгосрочные с принятием на себя новых обязательств.

Налоговая система

Государственная налоговая система находится в состоянии зачаточного развития. У налоговой системы несколько функций:

1. Фискальная – служит средством для получения денег государством и формирования ею бюджета;

2. Экономическая – направлена на активное использование имеющихся в экономике ресурсов;

3. Перераспределения – служит средством перераспределения доходов между богатыми и бедными.

Под уклонением от налогов понимается использование действующих нормативных актов и положений, законов для сокращения величины уплачиваемых налогов. Чем более развита налоговая система тем лучше служит справедливости и равенству в обществе. При установлении налога должно быть точно известно:

1. Субъект налога (тот, кем уплачивается налог);

2. Объект налога (то, с чем, что облагается налогом);

3. Единица налогообложения;

4. Ставка налога (в % - квота);

5. Налоговые льготы.

Все налоги разделяются на: прямые и косвенные.

При прямых налогах точно известно, кем и за что уплачивается налог. При косвенном налогообложении плательщик налога является конечный потребитель. К преимуществам косвенного налогообложения относятся:

1. Стабильность поступления средств в бюджет;

2. Неочевидность уплаты налогов потребителю.

С точки зрения Адама Смита уплата налогов – признак не рабства, а свободы. В ситуации, когда государство свои расходы компенсирует дополнительной эмиссией денег называется инфляционными налогами.

Для иллюстрации налоговой нагрузки используют кривую Лэффера. Смысл кривой Лэффера: при увеличении налоговой ставки, поступления в бюджет постепенно растут; когда значение налоговой ставки становится больше, поступление в бюджет сокращается, а при дальнейшем увеличении налоговых ставок поступления в бюджет начинают сокращаться. И появляется вопрос об оптимальной налоговой ставке.

К налоговой системе предъявлены требования:

1. Стабильность (неизменность положений нормативных законодательств);

2. Гибкость налогового законодательства (способность соответствующим образом изменяться, чтобы отражать происходящие изменения);

Основными направлениями увеличения налоговых поступлений в бюджет являются:

1. Увеличение налоговых ставок;

2. Увеличение числа налогоплательщиков;

3. Увеличение объектов налогообложения.

Налоги уплачиваются:

1. У источников (в момент получения доходов);

2. В процессе потребления;

3. При совершении покупок.

Коммерческая тайна – это, что задумано в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: