double arrow

Управления. Тема 3.1. Общенаучные методы исследования систем

Тема 3.1. Общенаучные методы исследования систем

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.

Выбор методов исследования и их комбинаторное использование определяются системным представлением обо всей совокупности общенаучных методов исследования.

Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследования является классификация методов, позволяющая упорядочить представление об их составе, связях и особенностях (схема 20).

Все общенаучные методы исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические.

Эмпирические – основаны на практической деятельности:

- метод наблюдения - базируется на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;

- метод эксперимента основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут быть натуральные или моделированные;

- метод измерения позволяет дать в определенных единицах измерения численную оценку исследуемого свойства объекта;

- метод сравнения позволяет определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом).

Мыслительно-логические методы:

- методы индукции и дедукции – основаны на получении результатов исследования на базе процессов от частного к общему и наоборот;

- метод анализа и синтеза – основан на использовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношение (анализ) и соединение в единое целое отдельных его элементов (синтез);

- полемика – аргументированное обсуждение в группе исследований проблем и способов их решения.

- метод моделирования использует при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения. При этом результаты исследования интерпретируются на реальный объект. Модель - это копия реального объекта, обладающая его основными характеристиками, способная имитировать его поведение.

Метод наблюдения

Наблюдение - это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искус­ственном, специально организованном эксперименте. Различают включенное и простое наблюдение: в первом случае наблюдатель имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и визирует события «изнутри»; во втором случае наблюдатель регистрирует события «со стороны».

Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия, особенности объекта наблюдения, условий наблюдения, совершенства измерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает обширную и разностороннюю информацию для формирования и фиксации научных фактов.

Разновидностями метода наблюдения являются хронометраж и фотографирование различных операций или приемов управлен­ческой деятельности. Непосредственными объектами хронометража могут быть деловые совещания, научные и практические дискуссии, деловые встречи, подготовка и оформление управленческих решений (приказов, распоряжений в письменной форме, служебных инструкций и т.п.).

Хронометрическое наблюдение позволяет «инвентаризировать» затраты времени менеджера, а это - один из эффективных факторов сбережения и продуктивного использования времени. Единственный источник получения дополнительного времени, так часто необходимого руководителям, - его продуктивное использование. А для этого необходимо точно знать, на что оно тратится и где можно его экономить без ущерба для дела.

Фотографирование рабочего дня менеджера или специалистов желательно осуществлять с помощью наблюдения и измерения всех без исключения затрат времени на протяжении всего рабо­чего дня или какой-то его части; одновременно фиксируются и потери времени.

Фотографирование можно проводить как самостоятельно, так и с помощью со­циологов, психологов, представителей персонала управления. Его объектами могут быть менеджеры различных уровней, специали­сты, исполнители тех или иных видов работ, а также маршрут движения предмета труда в рамках технологического процесса.

На основе фотографирования можно заполнить две таблицы. В одной из них отражается расход рабочего времени на различ­ные полезные и необходимые виды деятельности. В другую таб­лицу заносятся потери времени, вызвавшие их помехи, период их возникновения, продолжительность перерывов, конкретные виновники.

При фотографировании необходимо соблюдать точность, ведь полученные данные предназначаются для ответа на вопросы: «на что расходуется время, сколько его нужно для выполнения тех или иных дел, какие фак­торы помогают или наоборот препятствуют его эффективному использованию».


Сейчас читают про: