double arrow

Экспертные оценки в исследовании систем управления

Основные требования к организаторам тестирования

Одно из первых требований состоит в том, чтобы разработка тестов и проведение тестирования осуществлялись достаточно квалифицированными социологами и психологами.

Конечно, в зависимости от типа теста требуется различная квалификация. Так, правильное проведение индивидуальных тестов на интеллект и личностных тестов требует длительного интенсив­ного обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как для тестирования в учебных целях нужна минимальная специальная подготовка - главное, чтобы экспериментатор был достаточно сведущ в науке о человеческом поведении, что позво­лит ему избежать неоправданных выводов при интерпретации те­стовых результатов.

Если тесты проводятся лаборантами или людьми других про­фессий, для обеспечения правильной интерпретации выполнен­ных тестовых заданий важно, чтобы их консультировал квалифи­цированный специалист.

Важным требованием к организаторам тестирования является сохранение тайны итогов тестирования. Результаты тестов не мо­гут быть использованы в интересах отдельной личности или груп­пы, а также в интересах какого-либо учреждения, пока испытуе­мый не даст на это своего согласия.

Растущее понимание права индивида на получение доступа к данным своего тестирования, а также осознание, что он должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости пояснить или исправить фактическую информацию, заставляет исследователей делать клиента все более активным участником собственного обследования. Для этих це­лей тестовые результаты должны быть представлены в удобной для понимания форме, свободны от специальных терминов или профессионализмов. Против неправильного использования и невер­ной интерпретации тестовых данных должны быть приняты со­ответствующие меры предосторожности.

К тестам и тестированию можно относиться по-разному, но можно утверждать, что необходимо постоянно оптимизировать исследовательские возможности тестирования, многократно про­верять их надежность, соблюдать профессиональную этику иссле­дователя.

В исследовании управления широко распространен метод экс­пертных оценок - в силу сложности многих проблем, их связи с «человеческим фактором», отсутствием надежных экспериментальных или нормативных инструментов.

Экспертиза - это мнение, идея, решение или оценка, основан­ные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знани­ях предмета исследования и технологиях качественного анализа.

Экспертиза бывает индивидуальная и групповая. При прове­дении групповой экспертизы большое значение имеют подбор группы экспертов и методология итоговой обработки результатов ее работы.

Заключение экспертов - это документ, в котором фиксируют­ся ход исследования и его итоги. При этом выводы и мнения эк­спертов могут иметь как категоричную (да, нет), так и вероятно­стную (в виде предположения, ранжирования, коэффициента предпочтительности и пр.) форму.

Существуют следующие принципы работы экспертов:

• идеи, мнения и оценки должны укладываться в заранее подготовленную схему. Это позволяет обобщать их, сравнивать, выделять существенное и пр. Такая схема не должна сковывать мысли и ограничивать фантазию. Схема может допускать и предполагать возможность ее модификации и дополнения;

• экспертные заключения необходимо обобщать не только количественно, но и проводя качественный анализ, выделяя существенное, важное, актуальное, оригинальное, новое и пр. Заключение экспертов может быть предметом экспертизы второго этапа;

• эксперты должны быть независимыми, т.е. освобожденными от каких-либо организационных, концептуальных или психологических ограничений, - в этом случае лучшим образом реализуются их опыт, знания, интуиция;

• работа экспертной группы должна быть целенаправленной, эксперты должны понимать причину и цель экспертизы, во многих случаях необходима специальная подготовка экспертов;

• эксперты могут осуществлять экспертизу индивидуально (суммируя и систематизируя результаты) или коллективно, взаи­модействуя друг с другом;

• возможна параллельная и многоэтапная работа нескольких экспертных групп, после чего происходит сопоставление экспер­тиз.


Сейчас читают про: