double arrow

Управления


Имитация как метод исследования системы управления - это процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Главная идея имита­ции - использование некоего устройства для имитации реальной системы с тем, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведе­ние и характеристики. Имитация - это часто самый практичный способ подста­новки модели на место реальной системы. Экспериментируя на модели системы, можно установить реакции на определенные из­менения или события. Если результаты экспериментирования с использованием имитационной модели свидетельствуют о том, что модификация способствует улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решения об осуществлении изменений в реальной системе.

Таким образом, имитационная модель представляет собой мо­дель системы, исследование которой осуществляется путем экс­перимента, воспроизводящего процесс функционирования или развития системы. Такой эксперимент называется имитационным процессом и форма моделирования с помощью имитационных моделей называется имитационным моделированием.




В конце 1980-х гг. в имитационном моделировании стали использоваться ЭВМ. В зависимости от степени формализации исследуемой системы и способа построения моделирующего алго­ритма различают:

• моделирование с применением численных методов;

• вероятностное, или статистическое, моделирование с исполь­зованием специальных алгоритмических языков моделирования,

Имитационное моделирование, по существу, является простым переложением на машинный язык описаний моделируемых сис­тем. Специальные программы, обслуживающие модель, генери­руют различные конкретные реализации входного сигнала моде­лируемой системы и строят в соответствии с введенным в ЭВМ описанием системы выходной сигнал. Далее, как и в обычном (натурном) эксперименте полученные результаты обрабатывают­ся с помощью специальных программ, характеризующих поведе­ние исследуемой системы, определяющих различные качествен­ные характеристики и т.п.

Имитационное моделирование как метод исследования пред­ставляет собой способ перенесения реальности в виртуальный мир посредством описания необходимых правил и законов с исполь­зованием математического логического программного аппарата.

В настоящее время имеется великое множество моделей, по­зволяющих отрабатывать принятие управленческих решений в тех или иных сферах. Так, концерн «ФИАТ» имеет в своем распоря­жении модель автомобильной отрасли, позволяющую имитировать различные управленческие ситуации и тестировать специалистов и менеджеров среднего звена. В экономически развитых странах многие фирмы имеют модель своей отрасли, собственного про­изводства, экспериментирование с которой позволяет разрабаты­вать и принимать различные управленческие решения. Как пра­вило, вложенные в такие программы средства окупаются в тече­ние одного-двух лет.



Разновидностью имитационного моделирования является ме­тод имитационных игр. В настоящее время имитационные игры получили широкое распространение в качестве, с одной стороны, метода обучения, с другой - инструмента системного анализа, направленного на исследование функционирования сложных организационно-хозяйственных механизмов.

Метод имитационных игр применительно к хозяйственным организациям был впервые использован в СССР. Управленческая игра, названная организационно-производственными испытани­ями, использовалась в 1932 г. в качестве организационной и тех­нической базы лабораторных экспериментов на одной из ленин­градских ткацких фабрик.

В 1955 г. была разработана первая машинная игра американ­ской фирмы «Рэнд корпорэйшн», предназначенная для офицеров службы материального снабжения военно-воздушного флота. В игре имитировалось управление снабжением запасными частя­ми военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру. Следует отметить, что проблематика игры была экономической.

В ходе поисков новых форм обучения, которые позволили бы провести практические занятия в области принятия решений по управлению фирмой, группа ученых Американской ассоциации управления совместно с другими организациями разработала в 1956 г. управленческую игру с применением ЭВМ. Впервые эта игра была проведена 27 мая 1957 г. при участии 20 президентов крупных фирм. Осенью того же года начал работать семинар ас­социации по принятию решений, в котором этой игре уделялось значительное внимание. С тех нор имитационные игры, модели­рующие функционирование производственно-хозяйственной ор­ганизации, стали называться деловыми, или управленческими.



Метод экстраполяции

Экстраполяция (от лат. ехtrа - сверх и роliге - делать гладким, отделывать) - процедура, служащая для перенесения и распрост­ранения свойств, отношений или закономерностей с одной пред­метной области на другую. Она основана на предположении о неизменности факторов, определяющих течение рассматриваемого процесса.

В экономических исследованиях экстраполяция применяется как метод прогнозирования. Одним из ограничений в использо­вании метода является то, что экстраполяционный прогноз может быть получен на период, во временном протяжении равном не более 1/3 базового. Простота и доступность метода позволяют широко использовать его при прогнозировании на ближайшую перспективу с корректировкой на другие (не являющиеся парамет­рами прогнозирования) факторы, влияющие на исследуемый про­цесс.

Недостатки метода - возможность переноса отрицательных тенденций прошлого в будущее, а также невозможность учета со­временных тенденций в развитии объекта прогнозирования.

Тема 3.2. Специфические методы исследования систем управления

Специфические методы исследования отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи.

Наиболее важными из них являются методы исследования до­кументов, социологичес­ких исследований, методы тестирования, коллективного анализа, экспертных оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования, метод мозгового штурма, графические методы и др.

Один из критериев выбора методов исследования - степень определенности ситуации или проблемы. При этом определен­ность проблемы характеризуют ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера действительности, зре­лость, возможность относительного отграничения от других про­блем (признаки целостности).

Существуют минимальная, частичная и максимальная опреде­ленность проблемы. Каждая из них предполагает свой набор ме­тодов исследования.

Метод изучения документов в исследовании систем

управления

Проблемы управления можно исследовать посредством изуче­ния документов. Любое управление связано с движением инфор­мации, которая фиксируется в документах. Для исследователя это богатый материал - только необходимо обработать его по зара­нее составленной схеме.

Эффективность исследования с помощью документов зависит от состава документов, их содержания, формы и информацион­ной классификации. К сожалению, очень часто для получения наиболее ценных или даже просто надежных результатов иссле­дования не хватает информации, потому что система документа­ции не предусматривает использование ее в целях исследования. В тех фирмах, где исследованию управления уделяется серьезное внимание и оно проводится регулярно, разрабатывают соответ­ствующие формы фиксирования информации, регулирования ее объемов, структуры, сохранения для проведения исследования.

Социологические исследования систем управления

Одним из широко используемых методов исследования управ­ления является метод социологического исследования. Он позво­ляет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, его интересам и ценностям, отношению к существующим проблемам и пониманию этих проблем.

Социологические исследования бывают разнообразными - это и наблюдение, и интервьюирование, и анкетирование. Достаточ­но корректно подготовленные и проведенные социологические исследования дают богатую информацию для исследователя систем управления.

Исследование системы управления посредством деловых игр

Принято считать, что деловая игра - это способ обучения, раз­вития навыков и способностей выбирать и принимать управленческие решения, стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способностей, обмен опытом, мотивирование образовательной активности, позиционирование личности.

Однако можно назвать и еще одну функцию деловой игры - исследование посредством управленческого эксперимента. Действительно, деловая игра может быть не только методом обучения, но и методом исследования управления - приведем деловую игру, которая наиболее ярко характеризует именно эту ее функ­цию.

Группу персонала управления разбивают на четыре подгруппы, каждая из которых выполняет определенные роли: государствен­ных служащих, профсоюзных работников, предпринимателей, менеджеров. В подгруппах должны осознать эти роли как сово­купность интересов профессиональной деятельности, согласован­ных с интересами общества и индивидуума. Уже обсуждение этих интересов дает много исследовательской информации. Можно использовать комплекс вопросов: «как можно реализовывать эти интересы?», «как решать проблемы их столкновения?», «конфликтные ситуации?», «почему различны интересы?», «в каких случаях они сближаются и когда расходятся?».

Далее задается ситуация состояния экономики и общественного развития в виде различной совокупности параметров - увеличение инфляции, падение производства, увеличение безработицы и др. Далее всем участникам выдается одинаковый набор управленче­ских решений (скажем, по 50 карточек), при помощи которых можно изменить ситуацию. Надо лишь, руководствуясь интересами своей подгруппы, выбрать по пять решений, наиболее приемлемых в предложенной ситуации.

На следующем этапе предлагается вынести эти решения на общее обсуждение. Конечно, возникает столкновение решений, ибо интересы различны, и это определяет разные пути решения проблемы. Условия игры - поиск компромиссов посредством вза­имных уступок, убеждения, обсуждения последствий, объяснения интересов, анализа объективных зависимостей и пр. Три решения должны быть общими, два могут расходиться. Руководитель де­ловой игры может предлагать дополнительные варианты решений, корректировать обсуждение и поиск компромисса.

Такая деловая игра является не только средством обучения, но и экспериментальным исследованием. В процессе ее системати­ческого проведения можно обнаружить новые закономерности управления, организационного поведения, коммуникационной деятельности, проявления лидерства, формирования искусства управления, решения конфликтных ситуаций и пр.

Практика убеждает в эффективности такого экспериментиро­вания. Таким образом можно исследовать не только общеэконо­мические проблемы, но и проблемы фирмы: сформировать груп­пы акционеров, менеджеров, инженерно-технического персона­ла, работников и провести эту ролевую игру, исследуя стратегию фирмы, антикризисное управление, конкуренцию, научно-техни­ческий прогресс, социальное развитие.

Итак, экспериментирование не чуждо исследованию управле­ния и эксперимент может быть весьма эффективным методом объяснения неизвестных и непонятных ситуаций, поиска новых решений, предвидения будущего, определения объективных тен­денций развития в этой области.

Использование методов тестирования в исследовании

систем управления

Особым методом исследования управления, наиболее популяр­ным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффектив­ным, является метод тестирования.

Существует множество определений теста (от англ. Test - опыт, проба):

· удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура (очень общее определение);

· система выс­казываний, позволяющая получить объективное отражение реально существующих отношений людей, их свойств, признаков и количественных параметров (более конкретное определение);

· метод изучения глубинных процессов деятельности человека по­средством его высказываний или оценок факторов функциониро­вания системы управления (более точное определение теста отно­сительно проблем исследования управления).

Представление о том, что тестирование используется главным образом для изучения психологических проблем, ошибочно. Сфе­ра использования тестирования не ограничивается только психо­логической проблематикой.

Большую роль в исследовании при помощи тестирования иг­рает конструкция теста.

Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенными (со­гласен - не согласен) или шкалированные (совершенно верно; верно; скорее верно, чем неверно; трудно сказать; скорее невер­но, чем верно; неверно; совсем неверно). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбо­ра степени согласия.

Конструкция теста должна предполагать возможность обработ­ки его результатов по определенным статистическим программам.

Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать получен­ную информацию в соответствии с целями тестирования.

Существуют правила формулирования высказываний:

• высказывания должны быть короткими (содержать не более одного придаточного предложения);

• высказывания должны быть понятными для всех без исклю­чения исследуемых (респондентов);

• в высказываниях не должно быть намека на правильный, одобряемый или ожидаемый ответ;

• структурированные ответы по каждому из высказываний же­лательно иметь с одним и тем же числом альтернатив - не менее 5 и не более 11;

• тест не может состоять целиком из предложений, в которых высказываются только позитивные или только негативные суж­дения;

• в каждом высказывании теста следует утверждать что-нибудь одно.

При составлении теста необходимо учитывать его основные характеристики:

• надежность - одна из главных и важнейших характеристик, определяющая возможность измерения, перевода высказываний в количественные показатели. Надежность определяется целью, за­дачами и характером тестового исследования, качеством высказы­ваний. Приемы проверки надежности тестов - повторное тестирова­ние, параллельное тестирование, раздельное коррелирование (внутренняя корреляция высказываний), дисперсионный анализ, факторный анализ;

• валидностъ - способность отражать и измерять то, что он дол­жен отражать и измерять по замыслу. Валидность теста может быть проверена посредством сравнительной оценки результатов, полу­ченных другими методами, можно проверить валидность, проана­лизировав каждое высказывание теста.

В области управлении при помощи тестирования можно иссле­довать проблемы использования ресурсов, в частности важнейшего из них - времени, уровень квалификации персонала, распреде­ление функций управления, сочетание формального и неформаль­ного управления, стиль управления и пр.

Следует также принять специальные меры, не допускающие прерывание тестирования: установить на двери специальный знак, предупреждающий, что ведется тестирование, или при тестирова­нии больших групп запереть входную дверь.

Помещение, где проводится тестирование, должно быть изо­лировано от чрезмерного шума и всего, что отвлекает внимание, иметь подходящее освещение и удобные сиденья. Иными слова­ми, организаторы тестирования должны обратить внимание на создание благожелательной атмосферы проведения исследования с помощью теста.







Сейчас читают про: