double arrow

Доказательства существования Бога в схоластике

Лекция №7

Еще в патристике утверждалось, что философия «служанка теологии». Представитель ранней схоластики Ансельм Кентербейский (ок.1033-1109) видел основную задачу философии в оправдании вероисповедных формул средствами человеческого разума. Особое внимание он обращал на доказательства бытия Бога. Доказательства бытия Бога подразделяются на 2 вида. Первый – так называемые апостериорные доказательства (т.е. идущие от следствия к причине от лат. a posteriori – после опыта, на основании опыта). Мы видим различные вещи. У них есть ненаблюдаемая сущность, причина их – Бог.

Особое внимание Ансельм уделил второму виду доказательств – априорным доказательствам (от лат.a priori – после опыта, независимо от опыта). Ансельм предложил так называемое онтологическое доказательство, в котором бытие Бога выводится из самого понятия Бога. Бог понимается как наибольший объект мысли, который только возможен. Если мы о некотором объекте скажем, что он не существует, то мы уменьшим его содержание. Поскольку Бог – наиболее полное понятие, сказать, что он не существует, - противоречит самому понятию Бога. Другой вариант доказательств. Бог понимается как совершеннейшее существо. Отсюда следует, что Он существует, потому что если бы у Него не было бытия, Его не нельзя было бы считать совершенным. Интересно, что современник Ансельма Гаунило выступил против онтологического доказательства, проводя аналогию: можно составить понятие о совершеннейшем острове, однако отсюда не следует, что он существует.

В поздней схоластике Фома Аквинский отвергает онтологическое доказательство, говоря, что из того, что мы думаем о Боге, еще не следует, что Он существует. Доказательство существования Бога естественным разумом может быть только апостериорным: о существовании Бога мы можем заключить из его творений. Фома предлагает 5 доказательств существования Бога.

1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти к перводвигателю, т.е. к Богу.

2. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть и первопричина, т.е. Бог.

3. Бесчисленной множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом.

4. Для измерения степени совершенства всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т.е. Бог.

5. Все существующее в мире обладает определенной степенью целесообразности, поэтому должна существовать последняя и главная цель – Бог.

Фома в явлениях материального мира отыскивает следствие деятельности Бога. Бог – действующая и конечная причина мира. Создав мир, Бог им непосредственно управляет, Он «есть всеобщий распорядитель всего сущего».

Учение Фомы Аквинского было высоко оценено христианской церковью, он был причислен к лику святых. Доказательства Фомы приняты в современной религиозной философии католицизма. Проблема доказательств бытия Бога перешла в последующую философию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: