Иррационалистическая линия в философии XIX начала ХХ в.в

Иррационализм формируется как реакция на материалистические и революционные идеи мыслителей предшествующего периода, на рационалистическую традицию.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) первым из философов 19 века порвал с прогрессивно-оптимистической традицией, провозгласив иррационализм. Он говорит, что в основе мира лежит воля. Она «вещь в себе», она не может быть выражена в рационалистических формах. О ней лишь что-то говорит иррациональная интуиция. Шрпенгауер истолковывает волю как как «некое слепое влечение», «темный глухой порыв». Воля объективируется в идеях, в явлениях природы, в человеке. Объективация иррациональной воли находится в борьбе, столкновениях, разладе. А жизнь человека – страдания, постоянная суета. Причина этого – воля к жизни, поэтому нужно успокоить свою волю, не боятся смерти. Жизненный идеал Шопенгауэра – аскетический квиетизм буддистского отшельника или христианского пустынника.

Серен Кьеркегор (1813-1855) размышлял о человеческой личности и его судьбе. Человек – сложнейшая проблема, его существование (экзистенция; Кьеркегор основатель экзистенциализма) – тайна, раскрыть которую научными методами невозможно. Существование не может быть выражено понятиями, оно дано в жизни, в чувствах, переживаниях. Смысл существования становится понятным, когда человек переживает критические моменты, когда возникает необходимость выбора. Он говорит, что есть 3 вида существования, 3 стадии жизни: эстетическая, этическая и религиозная. Первый - чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся эротизмом и цинизмом, хаотичностью и случайностью. На этической стадии господствует чувство долга. Высшая стадия – религиозная, на которой человек вступает в общение с божеством. Кьеркегор считает, что обычно человек ведет не истинное существование (копит деньги, ведет дела и т.д.). От этого нужно отказаться в пользу истинного блаженства.

Фридрих Ницше (1844-1900) за основу всего принимает множество воль, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. А поэтому мир – это хаос, не укладывающийся в рамках каких-либо закономерностей. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс, это болезнь Земли. Ницше принижает роль сознания, выступает против стремления к истине. Нужно произвести переоценку ценностей, поклониться не истине, а лжи, отказаться от общепринятой морали. Он говорит, что существует природное неравенство людей, обусловленное различием их «воли к власти», люди делятся на высших и низших. К высшим относится человек такого типа, который обладает хорошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, в котором пульсирует воля к власти. Это арийцы, они станут носителями мирового порядка. Покончат с «декадансом» 19 века, под которым он понимает науку, либеральный и социальный образ мышления, демократию, эмансипацию женщин. Ницше выдвигает идею сверхчеловека, который вырастит из представителей высшего типа, будет представлять собой наиболее совершенное воплощение воли к власти со всеми вытекающими из этого последствиями.

В рамках иррационалистической философии была предложена так называемая «философия жизни». Вильгельм Дельтей (1833-1911) утверждает, что разум недостаточен для цельного мировоззрения. Следует исходить из «полноты переживания жизни». Жизнь -как некая интуитивно постигаемая реальность, нечно изначально, не тождественная, ни материи, ни духу. Жизнь не постижима рассуждениями, научными методами, ее познание возможно на основе переживаний, понимания, интуиции, веры, любви.

Анри Бергсон (18589-1941) также говорит о неком потоке жизни, длительности, жизненном порыве. Этот порыв иногда у него трактуется как сверхсознание. На основе жизни идет эволюция. В ходе эволюции у живых организмов возникает инстинкт, затем интеллект. Но интеллект ограничен, он не в состоянии познать жизнь. Здесь на помощь приходит интуиция. Но у бергсона нет конкретного описания что она из себя представляет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: