Лекция №13 экзистенциализм (от латинского – существование)

Герменевтика

Герменевтика – это философия о бытии человека в мире и понимание этого мира посредством языка и переживаний. Представители современной герменевтики фактически отождествляют философию с герменевтикой, считая объектом философии тексты, а ее задачей их познание и интерпретацию. Предполагается, что мы можем иметь дело только с «лингвистически оформленным миром», запечатленным в языке, мы живем внутри языка. Представители современной герменевтики практически отождествляют ее с философией, считая объектом философии тексты, а ее задачей - их познание и интерпретацию

Эмилио Бетти (1890-1968) говорит о 4 канонах (необходимых условиях) интерпретации: 1. в объекте интерпретации есть смысл – он продукт человеческого духа; 2. когерентность. Части текста могут быть поняты в свете целого, а текст в целом – в связи с его частями; 3. интерпретатор идет к пониманию отталкиваясь от собственного опыта; 4. адекватность понимания (когерентность автора текста и интерпретатора).

Ханс Георг Гадамер (1900-2002) говорит, что подлинное понимание предполагает учет многих факторов. Необходимо сближение «горизонтов понимания» автора текста и интерпретатора. Когда интерпретатор входит в процесс понимания текста, его ум, при этом, не «чистая дощечка», в нем есть определенное предпонимание. Интерпретатор читает текст с определенным ожиданием, если оно не оправдывается, изменения в сфере предпонимания дают возможность новой интерпретации текста. Предпонимание – предпосылка понимания.

Концепция предпонимания дает возможность решщения ряда проблемных ситуация, одна из них, так называемый, герменевтический круг. Дело в том, чтобы познать, нужно это понимать, а чтобы понимать, нужно познать. Или еще: чтобы знать смысл целого, нужно знать смысл его частей, а чтобы знать смысл частей, нужно знать смысл целого. Круг разрывается с помощью предпонимания, которое предшествует пониманию.

Экзистенциализм (от латинского – существование)

Экзистенциализм ставит задачу – отображения внутреннего мира личности, особая роль здесь отводится выражению кризисных ситуаций,всевозможных форм пессимизма, отчаяния и т.п.

Исходное понятие – экзистенция- существование. Основная проблема определение места человеческого существования в общей структуре существования. Экзистенциалисты не дают логического определения экзистенции, иногда попытки выяснить содержание понятия существования погружают нас в бездну неопределенности и таинственности. По их мнению человек сначала просто существует, а потом строит свою мораль. Моральный выбор – акт свободного творчества. Но здесь возникает пессимизм, страх сделать неправильный выбор.

Мартин Хайдеггер говорит о 3 аспектах человеческого бытия: «брошенность» (мы находим себя уже существующем мире без нашего заведомого согласия – обнаружение прошлого), «фактичность» (настоящее) и «экзистенциальность» (наше существование всегда есть «проект» выхождения за пределы данного – раскрывается в будующем). Единство всех этих аспектов образуют временность. В зависимости какой модус времени стоит для человека на 1 месте, бытие бывает подлинным и не подлинным. Смысл существования познается с ситуациях «на грани жизни и смерти». Здесь человек осознает свою конечность. Но у него всегда есть бывор: или бегство от смерти в мир обыденной жизни – не подлинное бытие, либо принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности.

Карл Яспер (1905-1980) Философия должна выражаться в понятиях психологии. Экзистенция не может быть понята рационально, для этого есть «экзистенциональное прояснение» (а что это такое не понятно). Неустойчивость бытия заставляет искать прочное, непреходящее. В пограничных ситуациях раскрывается трансцедентное – Бог. И у человека есть выбор направленности своей жизни.

Аьберт Камю (1913-1960) по его мнению есть одна по настоящему серьезная философская проблема – самоубийство. Решить стоит, либо не стоит жизнь того, чтобы ее прожить – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Реальность – абсурд, но из него есть выход, первое – самоубийство – но это ошибка, 2 – признание абсурда и жизнь в нем. Обрести свободу можно лишь восстав против абсурда: 1. восстание рабов, мятеж – неправильный путь; 2. метафизический – бунт против устройства мировоздания, что тоже может привести к «вседозволенности». В итоге – нигде нет позитивного выхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: