Обзор: Фрейдизм

Аналитическая философия.

Аналитическая философия – это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка.

Согласно Витгенштейну язык есть граница мышления, эти понятия совпадают. Есть только один мир – мир фактов, которые описываются совокупностью наук. Предложение картина мира. Смысл предложения выражает событие. Высшее невыразимо (предложения этики, эстетики, искусства, религии и т.д.нельзя обосновать фактами. То что может быть сказано, может быть сказано ясно, обо всем остальном, например мистическом лучше молчать. Философия не может состоять из научных предложений, ибо их нельзя проверить на истинность, они бессмысленны. Философия – это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.

Неопозитивизм (логический позитивизм).- современная форма позитивизма (основные принципы: признание достоверности только физически-опытного знания и отказ от метафизического объяснения (т.е. Философских проблем, как теоретически невозможных). Понимая философию как род деятельности, сводящейся к анализу естественных и искусственных языков, логические позитивисты добились определенных результатов в математизации знания.

Постпозитивизм возник в середине 20 века. На базе критики и самокритики неопозитивизма. Разграничение научного от ненаучного знания они видят в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью опыта. С этой точки зрения любое знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Философия – научна.

Согласно теории бессознательного в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.

Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.

Некоторые, например, очень хорошо знаете имя и отчество своей тети или бабушки, но до того, как было упомянуто об этом, актуально их не осознавали. Точно так же вы хорошо знаете теорему Пифагора, но и она не присутствует постоянно в вашем сознании.

Таким образом, по Фрейду, психика шире, чем сознание. Скрытые знания — это тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания, впрочем, нужно только усилить следы прошлых впечатлений.

Фрейд считает возможным поместить эти содержания сферу, непосредственно примыкающую к сознанию (в сознание), поскольку они при необходимости легко переводятся в сознание.

Что же касается области бессознательного, то она обладает совершенно другими свойствами. Содержания этой области сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на наши действия состояния. О существовании бессознательного в собственной психике человек не только не догадывается, но более того: он отрицает наличие подобных содержаний в его душе. Бессознательное – это нереализованные влечения, прежде всего сексуальные, которые в связи с требованиями общепринятых норм не допускаются в сознание, но продолжают очень сильно влиять на него.

Бессознательное подобно лошади, которая может погубить всадника.

Итак, первое отличительное свойство бессознательных представлений — это их действенность. Второе свойство состоит в трудном переходе в сознание. Это объясняется работой механизмов выключения и сопротивления.

Фиксация новых пациентов Фрейда на травмах, вызванных встречей со смертью, дала повод выдвинуть версию об особом влечении, столь же могучем, как сексуальное, и потому провоцирующем болезненную фиксацию на событиях, сопряженных со страхом, вызывающих тревогу и т. п. Этот особый инстинкт, лежащий, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя.

Организация психической жизни выступает модели: оно (ид), Я (эго) и сверх-Я.

Под Оно понималась наиболее примитивная инстанция, которая охваты подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Оно изначально иррационально и аморально. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Конфликтует с Я и Сверх-Я.

Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями — с другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: