Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЛЕКЦИЯМ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

подготовке студентов

Физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое со­вершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая под­готовка, жизненно необходимые умения и навыки, физическая и функциональная подготовленность. Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии обще­ства. Социальные функции физической культуры и спорта. Современное состоя­ние физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт как действен­ные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совер­шенствования. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к про­фессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям. Роль жиз­ненно необходимых умений и навыков в психофизической подготовке. Деятельностная сущность физической культуры в сфере учебного и профессионального тру­да. Краткая характеристика ценностных ориентации студентов на физическую куль­туру и спорт. Основные положения организации физического воспитания в вузе.

1-я часть. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Его анатомические, морфологические, физиологические и биохимические функции. Функциональные системы организма. Внешняя сре­да. Природные и социально-экономические факторы, их воздействие на организм и жизнедеятельность. Взаимосвязь физической и умственной деятельности чело­века. Утомление при физической и умственной работе: компенсированное, не­компенсированное, острое, хроническое. Восстановление. Биологические ритмы и работоспособность. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обес­печении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

2-я часть. Физиологические механизмы и закономерности совершенствова­ния отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Обмен веществ и энергии, кровь и кровообращение, сердце и сердечно-сосудистая система, дыхательная система, опорно-двигательный аппарат (костная система, суставы, мышечная система), органы пищеварения и выделе­ния, сенсорные системы, железы внутренней секреции, нервная система. Регуля­ция деятельности организма: гуморальная и нервная. Особенности функциони­рования центральной нервной системы. Рефлекторная природа двигательной де­ятельности. Образование двигательного навыка. Рефлекторные механизмы совер­шенствования двигательной деятельности. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды: активность и устойчивость психических функций, развитие речи и мышления, особенно на ранних этапах онтогенеза; нарушение биологических ритмов; внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса, его сосредоточение и переключение; работа в замкнутом пространстве; резко меняющиеся погодные условия, микроклимат; вибрация, укачивание, неве­сомость; проникающая радиация.

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные возмож­ности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности. Влияние образа жизни на здоровье. Влияние условий окружающей среды на здо­ровье. Наследственность и меры здравоохранения, их влияние на здоровье. Здо­ровье в иерархии потребностей культурного человека. Влияние культурного раз­вития личности на отношение к самому себе. Система знаний о здоровье. На­правленность поведения человека на обеспечение своего здоровья. Методы опре­деления индивидуальных психологических особенностей личности. Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов. Направленность образа жизни студентов, её характеристика. Способы регуляции образа жизни.

Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни; режим труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учёт экологии окружаю­щей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психо­физическая саморегуляция.

Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студента­ми и отражение в реальном поведении личности. Ориентация на здоровье у лиц, отнесённых к интериалам и экстериалам. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедея­тельности студентов. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности. Необходимость активности личности в при­общении к здоровому образу жизни. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни. Физичес­кое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здоро­вого образа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: