Рис.2
Схема влияния факторов на показатели деятельности предприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
+
÷
| |||||
4.1. Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени – стоимость денег с течением времени изменяется с учётом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой выступает норма ссудного процента.
Это предопределяет необходимость учёта фактора времени при осуществлении любых долгосрочных финансовых операций.
Базовые понятия:
? Процент - стоимость пользования денежными средствами, выраженная в виде процента от суммы займа за определенный период времени; плата, которую взимает кредитор с заемщика.
|
|
? Простой процент - сумма подлежащих выплате в виде дохода денежных средств, определяемая обычно как соответствующий процент от основной суммы инвестированных или предоставленных в кредит денежных средств без выполнения дальнейших процентных начислений (наращения процента).
? Сложный процент - оценка, которая получается в том случае, если проценты в конце каждого периода начисления не выплачиваются, а присоединяются к основной сумме, и полученная величина становится исходной для начисления процентов в следующем периоде.
? Процентная ставка - размер процента, устанавливаемый банками по различным видам проводимых ими операций (краткосрочным и долгосрочным ссудам, срочным вкладам, вкладам до востребования и др.).
? Будущая или наращенная стоимость денег - математическая процедура, позволяющая определять окончательную стоимость платежа или ряда платежей при учете всех установленных процентов.
? Настоящая (современная/дисконтированная) стоимость денег - операция дисконтирования обратная процессу вычисления сложных процентов ряда будущих потоков наличных денежных средств.
? Наращение стоимости
? Дисконтирование стоимости
? Период начисления – с какого по какое
? Интервал начисления – в днях
? Предварительный метод начисления процентов (метод пренумерандо)
? Последующий метод начисления процентов (постнумерандо)
? Дискретный денежный поток
? Непрерывный денежный поток
? Аннуитет – финансовая рента
4.2. Концепция и методический инструментарий учёта фактора инфляции – необходимость отражения реальной стоимости его активов и денежных потоков и необходимость возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами.
|
|
Инфляция - с течением времени обесценивает стоимость находящихся в обращении денежных средств и других видов активов.
В процессе инфляции происходит:
o относительное занижение стоимости материальных активов;
o снижение реальной стоимости денежных и других видов финансовых активов (дебиторской и кредиторской задолженности, нераспределённой прибылиь);
o занижение себестоимости продукции;
o искусственное завышение суммы прибыли и суммы налоговых платежей;
o падение реального уровня предстоящих доходов.
Базовые понятия:
? Инфляция
? Темп инфляции
? Уровень инфляции
? Ожидаемый темп инфляции
? Фактический темп инфляции
? Реальная сумма денежных средств
? Номинальная и реальная процентная ставки
? Инфляционная премия
4.3. Концепция и методический инструментарий учёта фактора риска.
Получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними, как правило, прямо пропорциональная. Поэтому, чем выше уровень доходности финансовых операций, тем о бъективнее оценка уровня риска и серьезнее система мероприятий, оптимизирующих или минимизирующих его негативные финансовые последствия.
Риски – объективный и постоянно действующий фактор.
Базовые понятия:
? Риск
? Финансовый риск
? Индивидуальный финансовый риск
? Портфельный финансовый риск
? Систематический/рыночный риск
? Несистематический/специфический риск
? Безрисковая норма доходности
? Безрисковые финансовые операции
? Уровень финансового риска
? Вероятность финансового риска
? Премия за риск
? Соотношение доходности и риска
? Линия надёжности рынка
4.4. Концепция и методический инструментарий учёта фактора ликвидности - объективная оценка её уровня по намечаемым объектам инвестирования, с целью обеспечения необходимого уровня доходности по ним, которые возместит возможное замедление денежного оборота при инвестировании капитала.
Обычно выделяют следующие понятия ликвидности:
§ Ликвидность активов и ликвидность предприятия – имеют цель с безальтернативными вариантами объектов ликвидности
§ Ликвидность объектов инвестирования – связано с выбором альтернативных объектов и оказывает влияние на уровень доходности финансовых операций: чем ниже ликвидность, тем выше должен быть необходимый уровень доходности.
Базовые понятия:
§ Ликвидность
§ Ликвидность инвестиций
§ Ликвидность индивидуальных объектов инвестирования
§ Ликвидность инвестиционного портфеля
§ Уровень ликвидности инвестиций
§ Соотношение уровня доходности и ликвидности
§ Премия за ликвидность
4.5. Концепция цены капитала – цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат, связанных с привлечением финансовых ресурсов из разных источников для получения нулевой рентабельности.
Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.
4.6.Концепция эффективности рынка капитал а. Степень эффективности рынка – цены и объем операций на финансовом рынке зависит от степени соответствия текущих цен внутренней стоимости ценных бумаг, т.е. от степени его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:
- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
- информация доступна всем субъектам рынка одновременно и ее получение не связано с затратами;
|
|
- отсутствуют транзакционные издержки, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;
- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.
4.7. Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с предыдущей концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.
4.8. Концепция агентских отношений. В сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях, в предприятии, определенные потери и убытки).
4.9. Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу