double arrow

Социальная структура казахского общества

Казахское общество состояло из двух основных социальных групп-ак суйек (белая кость) и кара суйек (черная кость). К ак-суйек относились султаны- потомки Чингис хана и ходжи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммада (ум. В 632 г.). Все остальные группы и прослойки общества состовляли кара-суйек.

Казахские торе (султаны) вели свое происхождение от старшей линии чингизидов-потомков Джучи. Сословие торе играло огромную роль в социальной, политической и военной жизни казахов. Из его среды избирались ханы.

Привилегированное положение торе было юридически оформлено во многих нормах адата-казахского обычного права. Каждый из султанов имел право возглавлять какую-либо группу родовых подразделений кочевников (эль, улус) и иметь в своем распоряжении определенную пастбищную территорию (юрт). За оскорбление султана словом полагался штраф в размере 26 голов мелкого скота и верблюда, а за его убийство-выплата материальной компенсации-куна, равная куну за убийство семи рядовых кочевников из числа “черной кости”. Торе не подлежали суду биев и могли быть судимы только ханским судом. Для женщин этого сословия был установлен строгий эндогамный предел: при выходе за муж замужчину “черной кости” она теряла привилегии своего сословия, тогда как женщина “черной кости”, став женой того или иного султана, автоматически причислялась к сословию торе. Простые киргизы в разговорах с султанами не могут называть их по имени, но вместо него должны употреблять слово “таксыр”.

Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа, игравших важную роль в духовной жизни казахского общества. Все ритуальные обряды- свадьба, похороны и поминки совершались при непременном участии кожа, которые узаконивали их чтением Корана. Политическое влияние кожа в кочевом обществе было незначительным, что во многом объясняется своеобразием ислама в степи.

В отличие от аристократического сословия у представителей кара-суйек прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. Все казахские племена были объединены в три жуза: Улы жуз (Старший жуз), Орта жуз (Средний или Серединный жуз) и Киши жкз (Младший жуз).

Среди привилегированных социальных категорий “черной кости” чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых общинах. Сила и влияние бийской группы были обусловлены личными качествами ее членов: знанием обычного права, традиций, ораторским искусством, умением отстаивать интересы общин. При этом никакого права прямого наследования звания бия в казахских правовых традициях не допускалось.

Все это позволяло таким могущественным биям, как Казыбек, Толе, Айтеке, Есет оказывать большое воздействие на верховную власть; с их мнениями считались даже самые влиятельные казахские ханы (Тауке, Абулхаир, Абылай).

Большое социальное значение и политическое влияние в казахском обществе в период ХУШ-первой половине ХІХ вв. имело социальная группа батыров-военных предводителей.

Тюрко-монгольское слово “батыр”,”багатур”, “бахадур” первоначально означала храбреца, вызывающего врага перед битвой на единоборство. Довольно часто он использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или султаном за личную храбрость, либо умелое руководство военными действиями в борьбе с внешними врагами. В данном случае звание “бахадур” прибавлялось к полному собственному имени какого-либо знатного кочевого правителя. В ХУШ в. этот титул имели казахские ханы Тауке, Каип,, Абулхаир, Абылай и представители черной кости, отличившиеся личной храбростью. Звание батыр никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами.

Определенное место казахском обществе принадлежало категории тарханов, то есть лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью привилегиями, например, при уплате налогов и т.д.

Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины (“аксакалы”). Аксакал-тюркское слово. Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними знаниями и богатым опытом.

Кочевники-скотоводы. Их можно называть словом –шаруа. В источниках мы встречаем термин карача (караджи), который употребляется в зависимости от контекста в двух значениях:для обозначения простолюдинов в противоположность аристократии и всего населения государства в протиположность ханскому роду Чингизидов.

Кроме аристократии и простых людей, богатых и бедных, но лично свободных, в обществе казахов-кочевников была категория лично несвободных мужчин (кул) и лично несвободных женщин (күң)-рабов. Основными источниками пополнения рабов были:плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина.

Казахско-джунгарские отношения. Освободительная борьба казахского народа против джунгар (ХУІІ-нач.ХУШ вв).

План:

1.Образование Джунгарии. Обострение казахско-джунгарских

отношений.

2.”Ақтабан шұбырынды”.Освободительная борьба казахского народа

против джунгар (ХУІІ-нач.ХУШ вв).

1. Джунгар это не нация. Название происходит от понятия «левая сторона». «Левое крыло» армии Чингис - хана имело название «джунгар». В этот период Джунгарию населяли ойраты, которые имели тюркское и монгольское происхождение. Они состояли из четырех племен – чорос, хошоут, торгоут, дербент. Что касается термина «ойрат» по мнению некоторых монголоведов следует понимать как слово «союзник», согласно утверждением других исследователей слово «ойрат» составлено из двух слов «ой-рат», которое соответствует понятию «лесной народ».
Слово «калмак» тюркское название западных монголов. Слово калмак впервые появляется в мусульманских источниках и происходит от тюркского глагола калмак – оставаться.

В китайских источниках западные монголы называются элютами.

Таким образом, термин «джунгары», калмыки, ойраты, элюты, собственно – люди «левой стороны», «левого крыла»- это разные названия западных племен чорос, хошоут, торгоут, дербент, которые во второй половине Х1У века составили «ойратский союз», вышли из-под власти всемонгольского хана и стали управляться своими тайши. 1635 год считается годом образования Джунгарского государства. В то время правил Батур-хунтайши (1634-1653). В 1627 г. ойратский союз распался, племена торгоутов в количестве 250 тыс. человек откочевали через Северный Казахстан на Нижнюю Волгу и получили название калмак и в 30-х гг. ХУП в. образовалось Калмыцкое ханство.

Основой экономики джунгар было кочевое скотоводство.Численность населения составляло около одного миллиона человек, а так же 0,5 миллиона представителей других народов.

Основные джунгарские общины к началу ХУШ века занимали удобные пастбища: торгауты и дербенты по Тарбагатаю, Монгольскому Алтаю, верхнему Иртышу.

Чоросы занимали бассейн верхнего и среднего течения реки Или и ее притоков. В предгорьях Джунгарского Алатау кочевали хошоуты.

Господствующим сословием джунгарского общества были ханы и тайджи (тайши). Значительную роль играли зайсаны, управляющие родами или различными общинными подразделениями.

В 1640 году в ставке Батура на реке Или джунгарские тайши на курултае приняли “Степное уложение”, демонстрирующее их мощь и величие.

Борьба между казахами и джунгарскими владетелями продолжалась более столетия. В основе ее лежало соперничество из-за пастбищ.

После падения империи Чингис - хана монголы, в течение полутора веков жившие в условиях мира, обогащенные и численно выросшие, решили возродить былую славу своей империи. Создавая видимость, что они между собой ведут борьбу за пастбища, вторгались в пределы соседних стран. Это было осуществление плана расширения империи.

Ойраты, изгнанные из китайских базаров, искали новый рынок сбыта своих товаров. С этой целью стремились быстрее завоевать самый ближайший среднеазиатский базар.

2. Вторжения джунгар на казахские земли начались еще в ХҮП в.

При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов.

После смерти Батур хунтайши в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошокту (1670-1697) походы возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых, драматических событий. С именем Цевана-Рабтана связаны притеснения и страдания казахского народа.

Война приняла затяжной характер и проходила с переменным успехом. Крупное вторжение джунгарских войск в пределы Казахстана произошло в 1710-1711 гг. Осенью 1710 г. было созвано собрание представителей казахских жузов. Основным вопросом на курултае был вопрос о создании единого ополчения против джунгар.

Богенбай был избран предводителем казахского ополчения. Отряды народного ополчения дали отпор джунгарам, отбросили их на восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов все же брала верх. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состоялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов.

К 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. После смерти китайского императора Канси был заключен джунгарско-китайский мирный договор, джунгары обезопасили себя с востока и воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них. Начались «годы великого бедствия»- «ақтабан шұбырынды, алқакөл сұлама» (1723-1727 гг.), что означает, согласно трактовке Шакарима Кудайберды-улы, «брели, пока не забелели подошвы, упав без сил, лежали вокруг озера». Тогда же, как он писал, «родилась самая старинная казахская песня-плач – жоктау –дастан «Елимай» (О народ мой!), как символ народной скорби казахов об этой трагедии. Автором является Кожаберген жырау. Казахи вынуждены были откочевать к Ходженту, Самарканду, в пределы Хивы и Бухары. Они отступали, бросая скот, имущество, кибитки. Джунгары захватили и разграбили Ташкент, Туркестан; погибли две трети всего народа.

Поражение 1723 года не сломило казахский народ. И уже в 1724 году под руководством Абулхаира казахи одержали первые победы. 1725 году, когда джунгары были изгнаны из Отрара, Туркестана, Сайрама.

В 1726 году стала активно проводиться политика по объединению усилий всех трех жузов для отпора джунгарам. Осенью этого года в местности Ордабасы состоялся всеказахский курултай ханов, султанов, биев, батыров трех жузов, на котором предводителем всеказахского ополчения был избран хан Абулхаир.

Крупной победой казахов завершилась битва с джунгарами весной 1728 года в предгорьях Улутау междуречье Булунты и Белеуты на широком плато Карасиыр. Эта битва носит название «битва при Буланты», а данная местность позже стала именоваться «қалмақ қырылған» - «место гибели калмыков (джунгар)».

Выдающимся событием в освободительной войне казахского народа против джунгар стала Аныракайская битва. Она произошла весной 1730 года в местности Аныракай в 120 верстах на юго-восток от южной оконечности озера Балхаш. Сражением руководил хан Абулхаир. Битва началась с поединка батыров. Джунгарский Батыр Чарыш вызывает казахских батыров на поединок. Абильмансур (имя Абылая), спросив разрешения у хана выйти на поединок и получив его благословение, разогнал коня и, издав клич: «Аблай! Аблай!», налетел и сразил Чарыша. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеянными казахами. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай.

В Аныракайской битве казахи одержали победу, но ее успех закрепить помешали разногласия среди правящей верхушки.

Внезапно умер хан Болат. Возник спор, кому же быть старшим ханом. Главнокомандующий объединенными силами, хан Младшего жуза Абулхаир откочевал к западным границам Казахстана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: