Сообщения

Развитие транспортного

Социально-экономическое развитие страны требовало дальнейшего развития путей сообщения, что было больным местом российской экономики. Транспорт в России по-прежнему оставался только гужевым и водным. Наиболее важной водной артерией была Волга, связывающая центр страны с югом. Водный транспорт был самым дешевым, и для его развития правительство совершенствовало старые и создавало новые каналы и шлюзы. Технические новшества в водном корабельном транспорте у нас появляются примерно в одно время с развитыми странами. Так, первый паровой корабль в США "Демологос" появился 1814 г., а в 1815 г. начал совершать рейсы между Петербургом и Кронштадтом первый русский морской пароход "Елизавета".

В первой половине XIX в. в России начинают строиться шоссейные дороги, протяженность которых к концу 50-х гг. составляла 8,5 тыс. верст. В 1836—1837 гг. в России была построена первая железная дорога — между Петербургом и Царским Селом (протяженность — 27 км). В течение 8 лет (с 1843 по 1851 г.) строилась железная дорога между Москвой и Петербургом. Однако для огромных просторов России такая протяженность шоссейных и железных дорог была совершенно недостаточной. Основным видом дорог в стране оставались грунтовые, расчитанные на гужевой транспорт.

Относительное развитие транспорта позволило поднять уровень развития внутренней торговли, огромную роль в которой играли ярмарки, устраивавшиеся на пересечении торговых путей. В 1816 г. сгорел на Волге город Макарьев, и знаменитая Макарьевская ярмарка переехала в Нижний Новгород, получив название Нижегородской. У слияния Оки с Волгой для нее было оборудовано место, построены гости­ный двор, биржа, торговые ряды и склады. Сюда помимо русских купцов приезжали и заграничные. Она держала в России первое место по товарообороту. В 1824 г. только в европейской России насчитывалось 76 крупных ярмарок. Второе место по торговым оборотам занимала Ирбитская ярмарка в Пермской губернии, третье — Полтавская («Сорочинская ярмарка» Н.В. Гоголя!). Всего же в середине XIX в. в России действовало более 4000 ярмарок. Большинство из них имели местное значение. Совокупная стоимость товаров, проданных на всех ярмарках России, достигала 160 млн. рублей, 86 млн. из которых при­ходилось на Нижегородскую. Однако на ярмарки вывозились далеко не все товарные излишки, производившиеся в России. У помещиков и зажиточных крестьян скаплива­лись нереализованные запасы хлеба за несколько лет, а вывоз хлеба за границу оставался на одном уровне из года в год в течение всей первой половины XIX в. Росла и внешняя торговля, наиболее активно с Англией — 34% русского экспорта и импорта, с Германией — 11, Францией — 10, Китаем — 7, Турцией — 5%. В первой |четверти XIX в. среднегодовой вывоз товаров определялся суммой в 59 млн. рублей, а ввоз — 42 млн. Превышение Экспорта над импортом достигалось высокими пошлинами на ввозимые товары. Политика протекционизма, которую проводило правительство, защищала русскую промышленность от конкуренции и давала дополнительные доходы в казну

Однако несмотря на все меры правительства промышленное развитие России в первой половине XIX в. происходило |гораздо медленнее, чем в таких странах, как Англия, Франция и Бельгия. Это послужило тому, что за полвека доля русской промышленности в мировом производстве снизилась.

Литература: 1- й - раздел 7.1;

2 - й – раздел 4.6

Лекция № 30

Отечественная война 1812 г.

1. Предпосылки войны

2. Подготовка к войне

3. Ход военных действий

4. Международное значение войны.

5. Венский конгресс 1814—1815 гг.

Предпосылки войны

Отечественная война 1812 г. была крупнейшим собы­тием русской истории начала XIX века, имевшим мировое значение. Для России она с первых дней была войной спра­ведливой, носила национальный характер и поэтому спо­собствовала росту национального самосознания.

Вооруженное столкновение между Францией и Россией стало закономерным результатом меж­дународных отношений в Европе в начале XIX века. В осно­ве многих конфликтов этого периода лежало соперничество между двумя наиболее развитыми буржуазными государствами Европы — Англией и Францией. Император Франции с 1804 г. Наполеон Бонапарт видел единственную возможность для сокрушения Англии в так называемой «континенталь­ной блокаде». Сущность ее заключалась в подрыве англий­ской экономики, путем прекращения всяческих связей (преж­де всего торговых) между Англией и континентальной Евро­пой. Россия была вынуждена присоединиться к блокаде пос­ле заключения мирного договора с Францией в Тильзите 25 июня 1807 г. Однако превращение торговых взаимоотно­шений с Англией, которая была крупнейшим партнером Рос­сии, крайне негативно сказывалось на состоянии российской экономики, и это, в свою очередь, вызывало ропот и откры­тое недовольство в кругах крупного дворянства и аристок­ратии, несущих убытки. Постоянные нарушения континен­тальной блокады со стороны России, с которыми император Александр I вынужден был мириться, чрезвычайно раздра­жали Наполеона и подталкивали его к войне с Россией. Алек­сандра I к войне с Францией подталкивала также двойствен­ная политика Наполеона в отношении Польши. Герцогство Варшавское, созданное Наполеоном после разгрома Пруссии, и его увеличение в 1809 г. за счет австрийских терри­торий могло рассматриваться как своеобразный плацдарм для восстановления Польского государства, что не могло не обеспокоить Александра I.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: