double arrow

На выбор средств обучения

Таблица 2. Влияние этапа познавательной деятельности

Логический этап формирования понятия Предпочитаемые средства обучения
Первичный синтез. Дает общее, бедное содержанием представление об изучаемом объекте или явлении   Анализ. Обогащает фактами. Дает конкретные знания     Заключительный синтез. Дает обобщение, основанное на богатом фактическом материале. Приводит знания в систему Демонстрационный натуральный материал. При его отсутствии – изображения близкие к натуре (цветной слайд, рисунок, муляж)   Раздаточный натуральный материал. Для детализации и конкретизации отдельных признаков – изобразительные пособия (транспарант к кодоскопу, таблица, рисунок на доске   Демонстрационные схемы. Сравнительно-обобщающие таблицы. Опоры  

Каждому типу уроков соответствуют определенные комплексы средств обучения.

На уроках морфолого-экологического содержания устанавливают особенности внешнего строения изучаемых животных, приспособленность строения животного к среде обитания, усложнение во внешнем строении животных данной группы по сравнению с животными ранее изученных групп (за исключением случаев паразитизма).

Изучение нового материала на уроках этого типа целесообразно начинать с демонстрации таблицы и вводного слова учителя, где называется тема, представители группы, некоторые цифровые данные о количестве видов, областях распространения и краткая общая характеристика изучаемой группы. Затем демонстрируется киноматериал или слайды, где показано животное данной группы в естественной обстановке. После этого предлагается выполнить самостоятельную (лабораторную) работу с натуральным раздаточным материалом по изучению внешнего строения животного. Результаты проведенной работы обобщаются путем беседы, в которой привлекаются материалы просмотренного кинофильма (слайдов) и используется таблица.

На уроках анатомо-физиологического содержания выясняют усложнение внутренней организации животного по сравнению с ранее изученными (особое внимание следует обратить на эволюцию кровеносной и нервной систем), связь строения и функций органов, продолжают работу по формированию понятия об обмене веществ, о развитии нервной системы, связав строение нервной системы с усложнением поведения животного.

На таких уроках целесообразно использование следующего комплекса средств обучения: серия транспарантов к кодоскопу, рельефная таблица, натуральный объект (влажный препарат), в отдельных случаях кинофильм, таблица.

На уроках данного типа использованию натурального объекта должна предшествовать предварительная подготовка, во время которой демонстрируются изобразительные пособия (транспаранты, рельефные или печатные таблицы). Объясняется это сложностью натурального объекта. Серия транспарантов дает возможность поэтапно в схематизированном виде показать системы органов животного. Рельефные таблицы дают представление о пространственном, объемном расположении органов, но тоже схематизировано и упрощенно.

Кинофильмы по внутреннему строению животных имеют ценность только в том случае, если в них с помощью мультипликации показаны физиологические процессы.

Усвоение полученных знаний о системах органов проверяется в ходе беседы, во время которой используется рельефная таблица. На заключительном этапе урока проводится работа с натуральными объектами – влажными препаратами вскрытых животных.

На уроках по изучению репродукции (воспроизведения) отмечаются прогрессивные особенности размножения и развития определенных групп животных, приспособленность организмов к среде обитания, интенсивность размножения в связи с особенностями развития и поведения. При изучении каждой группы подчеркиваются черты сходства и различия в размножении и развитии животных.

Цикл развития животного на уроке проследить невозможно. Поэтому источником новых знаний могут быть динамические пособия. Киноматериал дает общее представление об особенностях размножения и развития животного. Далее изучение данного вопроса можно проводить с помощью динамических моделей-аппликаций или транспарантов и только затем используют натуральные препараты. Для детализации отдельных объектов используют таблицу.

На уроках эколого-систематического содержания показывают многообразие животных, общие прогрессивные черты строения, способствующие распространению, продолжают формирование общебиологических понятий о взаимосвязи организма и среды обитания, о естественной системе животного мира, природоохранительных понятий, показывая роль животных в природе и жизни человека.

Комплекс средств обучения, используемый при изучении нового материала на уроках этого типа, может быть таким: кинофильм (диафильм, серия слайдов), таблица, натуральный объект (для беспозвоночных животных), иллюстрирующий многообразие представителей данной группы.

Задача учителя – из полной системы средств обучения выбрать для урока именно те, которые во взаимном сочетании дадут наибольший эффект. Созданный комплекс средств обучения отражают в поурочном плане.

Литература:

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

3. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.


Лекции № 13-14


Сейчас читают про: