double arrow

Управление умственным развитием учащихся


Процесс обучения, ориентированный на развитие личности, обычно включает ученика в многостороннюю учебную деятельность с разнообразной системой методов познания, видов обучения на основе целенаправленного управления учителем учебными действиями учеников с учетом уровня их восприятия новых знаний и умений. В процессе обучения у ученика формируется перевод отношения к учебной деятельности в систему внутренних свойств и качеств.

Для эффективного управления формированием интеллектуальных качеств личности необходимо прогнозировать интеграцию специальных процедур учебной деятельности, а также согласовывать их с личностными характеристиками учащихся и на этой основе проектировать условия реального образовательного процесса. Управление интеллектуальным развитием учащихся во многом зависит от условий реальной организации процесса формирования способов деятельности, от четкого выделения и правильности объединения линий, в соответствии с которыми осуществляется подобное управление в процессе обучения.

Одной из таких линий является единство в управлении процессом усвоения знаний и умственных действий. Реализуя управление умственной деятельностью, надо иметь в виду следующие случаи соотношения знаний и действий и их роли во взаимном усвоении: 1) знания составляют содержание действий; 2) знания усваиваются только в процессе совершения действий; 3) действия формируются лишь в процессе усвоения знаний; 4) эффективность усвоения знаний зависит от характера совершаемых при этом действий; 5) эффективность формирования действий зависит от характера усваиваемых при этом знаний.

Другая линия – это управление процессами интериоризации и экстериоризации в умственной деятельности учащихся. Интериоризация – мысленный переход от внешнего к внутреннему. Интериоризацию следует понимать как процесс постепенного перехода ко все более адекватному отражению действительности, полному овладению теми или иными знаниями и действиями. Экстериоризация – мысленный переход от внутреннего к внешнему. В процессе экстериоризации идет дальнейшее усвоение знаний и действий.

Еще одной важной линией управления интеллектуальным развитием учащихся является использование подражательной деятельности ученика. Любое самостоятельное действие человека так или иначе включает элементы подражательности как заимствование опыта деятельности других людей. Любой новый акт деятельности человека зреет, складывается на основе уже имеющегося опыта. В связи с этим учитель в процессе обучения организует первоначальное овладение учащимися интеллектуальными умениями, такими, как «действие по образцу», основанному на принципе «делай как я».

Способы деятельности в содержании обучения биологии

Методика обучения биологии ставит целью с помощью знаний и различных способов деятельности сформировать систему ценностных отношений к реальной действительности. Выражается обязательное требование к образовательному процессу и содержанию школьного предмета «Биология»: сформировать у школьников определенный круг практических, интеллектуальных и общеучебных умений.

Практические умения это следующие умения: пользоваться увеличительными приборами и препаравальной иглой, готовить временные микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, пользоваться определителями для установления видов растений и животных, ставить простейшие опыты (прорастание семян, укоренение черенков растений, определение частоты пульса при физической нагрузке), проводить наблюдения и самонаблюдения, распознавать виды растений, грибов и животных по их описанию, рисункам и в природе, основные органы изучаемых растений и животных, строить цепи питания, выращивать растения в комнатных условиях и в открытом грунте, осуществлять уход за ними, высушивать растения и монтировать из них гербарий, соблюдать правила поведения в природе и другие.

Интеллектуальные, или умственные умения – это умения направленные на совершенствование самого процесса познания. Среди них умения: называть, характеризовать, обосновывать, определять, сравнивать, обобщать, систематизировать, наблюдать, вычленять главные признаки, формулировать определения понятия, выявлять причинно-следственные связи, моделировать исследование, экспериментировать, проектировать результаты опыта, анализировать, оперировать знаниями, доказывать, характеризовать свойства изучаемого объекта, объяснять. Овладение системой интеллектуальных умений, формируемой и развиваемой в предмете «Биология» начиная с первых уроков, служит целям научного, доступного раскрытия сущности сложных явлений живой природы.

Общеучебные умения ориентируют учащихся во всех видах учебной деятельности на работу с книгой, текстом учебника, наглядными пособиями, рабочими тетрадями по предмету, составление плана, использование своих знаний в суждениях, внимательную работу на уроке и выполнение различных учебных заданий дома.

Многие умения и навыки, формируемые в процессе биологического образования, характеризуются как предметные, то есть свойственные предмету «Биология». К ним относятся, например, умение сравнивать строение головастика и рыбы, строения цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений, анализировать строение головного мозга птиц или млекопитающих, моделировать цепи питания, наблюдать движение цитоплазмы и др.

В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы (5-9 кл.) назван ряд предметных умений, которыми должны овладеть учащиеся.

Среди них умения:

ü называть (приводить примеры) основные положения клеточной теории, общие признаки живого организма, основные систематические категории, признаки вида, царств природы, причины и результаты эволюции, законы наследственности, примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

ü характеризовать (описывать) строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных, деление клетки, обмен веществ и превращение энергии, роль ферментов и витаминов в организме, иммунитет и его значение в жизни человека, размножение, рост и развитие организмов, особенности строения вирусов, среды обитания организмов, экологические факторы, природные сообщества и пищевые связи в них;

ü обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать) взаимосвязь строения и функции клеток; органов и систем органов; организма и среды как основу целостности организма; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство, особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; роль биологического разнообразия о сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений и животных, природных сообществ; бережное отношение к организмам, видам природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества;

ü определять (распознавать, узнавать, сравнивать) бактерии, грибы, растения, животных и человека, клетки, органы, системы органов растений. Животных и человека, наиболее распространенные исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов и отделов, животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

ü соблюдать правила проведения простых опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека, бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; поведения человека в природе, здорового образа жизни, личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями, выращивания культурных растений, ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

В обучении должны формироваться и общие (общетрудовые) умения, например, умения сравнивать, описывать, определять, доказывать, препарировать, анализировать, интегрировать, моделировать и прочее. Овладение необходимыми общими умениями позволяет учащимся решать новые задачи по аналогии. Причем чем более общими будут усвоенные умения и навыки, тем шире оказывается круг вопросов, к которым они могут быть применены.


Сейчас читают про: