double arrow

Основные факторы повышения эффективности управления МОУ.

Основные факторы повышения эффективности управления муниципальным общеобразовательным учреждением:

- факторы повышения эффективности управления за счет поддержания стабильного функционирования школы;

- факторы повышения эффективности управления за счет развития школы и инновационных процессов;

- факторы повышения эффективности управления на основе саморазвитием внутришкольного управления.

К основным направлениям повышения эффективности управления за счет поддержания стабильного функционирования школы относятся:

- организация согласования в школьном сообществе важнейших ценностей, принципов, устремлений, на которые ориентируется функционирование школы;

- организация приема в школу новых контингентов учащихся;

- организация диагностики реальных учебных возможностей, воспитанности, развития, состояния здоровья школьников;

- организация приема на работу учителей и других сотрудников школы;

- расстановка педагогических кадров, распределение учебной нагрузки;

- организация разработки и введения в действие Устава школы, правил внутреннего распорядка, правил для учащихся и других локальных актов образовательного учреждения;

- тактическое и оперативное планирование функционирования школы, определение приоритетных направлений ее жизнедеятельности;

- тактическое и оперативное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы;

- тактическое и оперативное планирование обеспечивающих процессов и их увязка с целевыми характеристиками образовательного процесса;

- организация образовательных процессов в соответствии с Уставом школы, календарным учебным графиком, расписанием занятий;

- организация ресурсного обеспечения функционирования школы, образовательных процессов;

- организация текущей работы всех подразделений и функциональных служб школы;

- контроль, анализ, оценка и коррекция состояния и результатов образовательного процесса;

- контроль и анализ обучающей и воспитательной деятельности педагогических кадров;

- организация документирования, учета и хранения важнейших данных, отражающих процесс функционирования школы;

- организация профилактики негативных явлений (неуспеваемости, перегрузки школьников, демотивации, проявлений девиантного поведения, ухудшения школьного самочувствия);

- мобилизация школьного сообщества для совместного решения задач повышения качества образования в школе;

- планирование, организация, руководство и контроль работы с педагогическими кадрами школы;

- планирование карьеры педагогических кадров в школе;

- планирование и реализация мер по социальной защите учащихся и педагогов, охране их здоровья;

- интеграция школьного сообщества;

- информирование сообщества о намерениях и планах администрации школы;

- информирование сообщества о решениях вышестоящих органов управления образованием, имеющих отношение к школе;

- планирование и организация аттестации педагогических кадров;

- планирование и организация итоговой аттестации учащихся;

- контроль состояния школьной образовательной среды, материальной базы, сбережения и расходования ресурсов;

- контроль соблюдения правил охраны труда и техники безопасности;

- контроль состояния ресурсообеспечивающей деятельности;

- разработка и введение в действие текущей организационно-распорядительной документации;

- представление интересов школы, школьного сообщества в муниципальной образовательной системе, местном сообществе, местных органах власти;

- планирование и организация участия школы в акциях муниципальной образовательной системы, в жизни местного сообщества;

- планирование и организация участия школы в различных отечественных и международных проектах;

- организация взаимодействия школы с родителями учащихся;

- организация использования имеющихся внешних связей школы;

- коррекция отклонений от намеченных планов и параметров функционирования школы;

- организация рекламы образовательных услуг, оказываемых школой;

- организация системы связей с общественностью, со средствами массовой информации;

- создание условий для работы органов учительского и ученического самоуправления;

- изучение и коррекция социально-психологической атмосферы в школьном сообществе;

- организация учета учащихся, нуждающихся в специальной педагогической поддержке, и организация такой поддержки;

- стимулирование результативной работы педагогов и других работников школы;

- стимулирование учебной и внеучебной активности учащихся;

- организация выявления, обобщения и распространения (в школе и за ее пределами) полезного опыта внутришкольной деятельности;

- привлечение внимания сообщества к трудностям, возникающим в ходе функционирования школы, и поиску путей их преодоления;

- подготовка школы к проведению лицензирования, аттестации и аккредитации;

- разработка и введение стандартов и нормативов, регулирующих процессы и процедуры функционирования школы, контроль за их соблюдением и анализ их эффективности и др.

Основными направлениями повышения эффективности управления за счет развития школы и инновационных процессов могут быть следующие:

- стратегический анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды школы;

- стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе;

- мониторинг изменений в социальном окружении школы, образовательной политике, территориальной образовательной системе;

- системный анализ и оценка достижений школы, образовательного процесса, имеющегося у школы передового опыта, конкурентных преимуществ;

- системный проблемно ориентированный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа;

- организация ценностного самоопределения школьного сообщества, ориентации в системе ценностей;

- организация выработки новой системы ценностей школьного сообщества;

- инициирование «кризисов компетентности» в школьном сообществе, стимулирование инновационной мотивации поведения;

- организация выработки новой миссии школы;

- организация разработки образов (моделей) выпускников школы;

- организация разработки нормативов качества образования в школе;

- планирование, организация, руководство и контроль разработки целевой программы развития школы;

- организация разработки концепции будущего состояния школы;

- организация разработки стратегии перехода к новому состоянию школы;

- выработка курса инновационной образовательной политики школы;

- организация проектирования основных направлений обновления школы и достигаемых рубежей по каждому направлению;

- планирование инновационной деятельности в школе;

- планирование, организация, руководство и контроль реализации целевой программы развития школы;

- планирование, организация, руководство и контроль исследовательских работ в школе;

- организация разработки нового учебного плана школы;

- организация поиска образовательных и иных новшеств за пределами школы;

- организация разработки нового программно-методического обеспечения;

- экспертиза нового программно-методического обеспечения;

- разработка нормативных требований к организации отдельных инновационных проектов;

- организация подразделений и служб, занимающихся инновационной, исследовательской, опытно-экспериментальной работой;

- координация отдельных инновационных проектов;

- инициирование и курирование отдельных инновационных проектов;

- организация разработки нормативной документации, обеспечивающей инновационную деятельность в школе;

- организация изучения и обобщения опыта инновационной деятельности в школе;

- организация установления и использования внешних связей в интересах развития инновационных процессов в школе;

- руководство инновационной деятельностью в школе;

- стимулирование участия педагогов, школьников, родителей в развитии школы;

- организация профилактики и преодоления сопротивления нововведениям;

- организация ресурсного обеспечения инновационных процессов;

- анализ и оценка эффективности инновационной деятельности;

- проектирование обновленной образовательной среды школы;

- поддержка процессов интеграции в школьном сообществе и т.д.

Основными направлениями повышения эффективности управления на основе саморазвития внутришкольного управления являются:

- выявление актуальных и перспективных требований к управлению школой;

- мониторинг ситуации в школе и в окружающей ее среде с точки зрения изменений требований к управлению;

- мониторинг вероятных опасностей и негативных факторов, которые могут повлиять на управление;

- мониторинг благоприятных возможностей для решения управленческих задач;

- анализ достижений и преимуществ действующей системы управления школой;

- организация проектирования новой системы внутришкольного управления в целом и всех ее подсистем в частности;

- организация и координация взаимодействий субъектов управления школой;

- текущее планирование управленческой деятельности;

- координация стратегических и текущих планов управленческой деятельности;

- разработка и уточнение требований к субъектам внутришкольного управления, функциональных обязанностей, полномочий, зон ответственности;

- анализ текущей эффективности внутришкольного управления;

- организация изучения общественного мнения, отношения участников образовательного процесса к управлению школой;

- поиск перспективных управленческих новшеств вне школы;

- анализ и обобщение собственного управленческого опыта;

- организация освоения и использования управленческих новшеств в системе внутришкольного управления;

- организация исследовательской и экспериментальной работы по вопросам управления школой;

- установление связей и взаимодействия с научными и консультативными структурами, занимающимися вопросами развития внутришкольного управления;

- организация информационного, кадрового, материально-технического, мотивационного самообеспечения системы управления;

- стимулирование результативной работы субъектов внутришкольного управления;

- стимулирование освоения новых управленческих методов, средств, технологий;

- стандартизация правил и процедур управленческой деятельности;

- фиксация основных организационных механизмов управления;

- культивирование профессиональных педагогических и управленческих ценностей и норм в группе руководителей школы;

- анализ и коррекция социально-психологического климата, взаимоотношений в коллективе управленцев;

- подготовка резерва руководителей школы из числа педагогов, имеющих способности и склонности к управленческой работе;

- оказание помощи начинающим администраторам в освоении управленческой деятельности;

- обеспечение преемственности политики руководства при смене членов школьной администрации;

- организация повышения квалификации членов школьной администрации (внутри школы и за ее пределами).

Таким образом, сделаем ряд выводов по 2 главе:

1. За истекший период сформирован управленческий аппарат, рационально распределены функциональные обязанности между членами администрации.

2. Школа полностью обеспечена кадрами, способными реализовать работу по приоритетным направлениям, поставленным целям и задачам школы.

3. Создана и надлежащим образом ведется и хранится необходимая школьная документация.

4. Вся работа школы спланирована по основным направлениям, осуществляется постоянный контроль за выполнением общешкольного годового плана.

5. В школе идет процесс формирования педагогического, ученического и родительского коллективов, создан благоприятный психологический климат.

6. Информационно-аналитические материалы на уровне администрации систематизируются и анализируются.

7. Имеющаяся материально-техническая база, соответствующая статусу школы, позволяет в полном объеме и на уровне современных требований организовать учебно-воспитательную и управленческую деятельность.

8. Анализ представленных за прошедший период материалов указывает не на традиционное функционирование учреждения, а на его развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: