Основные факторы повышения эффективности управления муниципальным общеобразовательным учреждением:
- факторы повышения эффективности управления за счет поддержания стабильного функционирования школы;
- факторы повышения эффективности управления за счет развития школы и инновационных процессов;
- факторы повышения эффективности управления на основе саморазвитием внутришкольного управления.
К основным направлениям повышения эффективности управления за счет поддержания стабильного функционирования школы относятся:
- организация согласования в школьном сообществе важнейших ценностей, принципов, устремлений, на которые ориентируется функционирование школы;
- организация приема в школу новых контингентов учащихся;
- организация диагностики реальных учебных возможностей, воспитанности, развития, состояния здоровья школьников;
- организация приема на работу учителей и других сотрудников школы;
- расстановка педагогических кадров, распределение учебной нагрузки;
|
|
- организация разработки и введения в действие Устава школы, правил внутреннего распорядка, правил для учащихся и других локальных актов образовательного учреждения;
- тактическое и оперативное планирование функционирования школы, определение приоритетных направлений ее жизнедеятельности;
- тактическое и оперативное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
- тактическое и оперативное планирование обеспечивающих процессов и их увязка с целевыми характеристиками образовательного процесса;
- организация образовательных процессов в соответствии с Уставом школы, календарным учебным графиком, расписанием занятий;
- организация ресурсного обеспечения функционирования школы, образовательных процессов;
- организация текущей работы всех подразделений и функциональных служб школы;
- контроль, анализ, оценка и коррекция состояния и результатов образовательного процесса;
- контроль и анализ обучающей и воспитательной деятельности педагогических кадров;
- организация документирования, учета и хранения важнейших данных, отражающих процесс функционирования школы;
- организация профилактики негативных явлений (неуспеваемости, перегрузки школьников, демотивации, проявлений девиантного поведения, ухудшения школьного самочувствия);
- мобилизация школьного сообщества для совместного решения задач повышения качества образования в школе;
- планирование, организация, руководство и контроль работы с педагогическими кадрами школы;
- планирование карьеры педагогических кадров в школе;
- планирование и реализация мер по социальной защите учащихся и педагогов, охране их здоровья;
|
|
- интеграция школьного сообщества;
- информирование сообщества о намерениях и планах администрации школы;
- информирование сообщества о решениях вышестоящих органов управления образованием, имеющих отношение к школе;
- планирование и организация аттестации педагогических кадров;
- планирование и организация итоговой аттестации учащихся;
- контроль состояния школьной образовательной среды, материальной базы, сбережения и расходования ресурсов;
- контроль соблюдения правил охраны труда и техники безопасности;
- контроль состояния ресурсообеспечивающей деятельности;
- разработка и введение в действие текущей организационно-распорядительной документации;
- представление интересов школы, школьного сообщества в муниципальной образовательной системе, местном сообществе, местных органах власти;
- планирование и организация участия школы в акциях муниципальной образовательной системы, в жизни местного сообщества;
- планирование и организация участия школы в различных отечественных и международных проектах;
- организация взаимодействия школы с родителями учащихся;
- организация использования имеющихся внешних связей школы;
- коррекция отклонений от намеченных планов и параметров функционирования школы;
- организация рекламы образовательных услуг, оказываемых школой;
- организация системы связей с общественностью, со средствами массовой информации;
- создание условий для работы органов учительского и ученического самоуправления;
- изучение и коррекция социально-психологической атмосферы в школьном сообществе;
- организация учета учащихся, нуждающихся в специальной педагогической поддержке, и организация такой поддержки;
- стимулирование результативной работы педагогов и других работников школы;
- стимулирование учебной и внеучебной активности учащихся;
- организация выявления, обобщения и распространения (в школе и за ее пределами) полезного опыта внутришкольной деятельности;
- привлечение внимания сообщества к трудностям, возникающим в ходе функционирования школы, и поиску путей их преодоления;
- подготовка школы к проведению лицензирования, аттестации и аккредитации;
- разработка и введение стандартов и нормативов, регулирующих процессы и процедуры функционирования школы, контроль за их соблюдением и анализ их эффективности и др.
Основными направлениями повышения эффективности управления за счет развития школы и инновационных процессов могут быть следующие:
- стратегический анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды школы;
- стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе;
- мониторинг изменений в социальном окружении школы, образовательной политике, территориальной образовательной системе;
- системный анализ и оценка достижений школы, образовательного процесса, имеющегося у школы передового опыта, конкурентных преимуществ;
- системный проблемно ориентированный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа;
- организация ценностного самоопределения школьного сообщества, ориентации в системе ценностей;
- организация выработки новой системы ценностей школьного сообщества;
- инициирование «кризисов компетентности» в школьном сообществе, стимулирование инновационной мотивации поведения;
- организация выработки новой миссии школы;
- организация разработки образов (моделей) выпускников школы;
- организация разработки нормативов качества образования в школе;
- планирование, организация, руководство и контроль разработки целевой программы развития школы;
- организация разработки концепции будущего состояния школы;
|
|
- организация разработки стратегии перехода к новому состоянию школы;
- выработка курса инновационной образовательной политики школы;
- организация проектирования основных направлений обновления школы и достигаемых рубежей по каждому направлению;
- планирование инновационной деятельности в школе;
- планирование, организация, руководство и контроль реализации целевой программы развития школы;
- планирование, организация, руководство и контроль исследовательских работ в школе;
- организация разработки нового учебного плана школы;
- организация поиска образовательных и иных новшеств за пределами школы;
- организация разработки нового программно-методического обеспечения;
- экспертиза нового программно-методического обеспечения;
- разработка нормативных требований к организации отдельных инновационных проектов;
- организация подразделений и служб, занимающихся инновационной, исследовательской, опытно-экспериментальной работой;
- координация отдельных инновационных проектов;
- инициирование и курирование отдельных инновационных проектов;
- организация разработки нормативной документации, обеспечивающей инновационную деятельность в школе;
- организация изучения и обобщения опыта инновационной деятельности в школе;
- организация установления и использования внешних связей в интересах развития инновационных процессов в школе;
- руководство инновационной деятельностью в школе;
- стимулирование участия педагогов, школьников, родителей в развитии школы;
- организация профилактики и преодоления сопротивления нововведениям;
- организация ресурсного обеспечения инновационных процессов;
- анализ и оценка эффективности инновационной деятельности;
- проектирование обновленной образовательной среды школы;
- поддержка процессов интеграции в школьном сообществе и т.д.
Основными направлениями повышения эффективности управления на основе саморазвития внутришкольного управления являются:
- выявление актуальных и перспективных требований к управлению школой;
|
|
- мониторинг ситуации в школе и в окружающей ее среде с точки зрения изменений требований к управлению;
- мониторинг вероятных опасностей и негативных факторов, которые могут повлиять на управление;
- мониторинг благоприятных возможностей для решения управленческих задач;
- анализ достижений и преимуществ действующей системы управления школой;
- организация проектирования новой системы внутришкольного управления в целом и всех ее подсистем в частности;
- организация и координация взаимодействий субъектов управления школой;
- текущее планирование управленческой деятельности;
- координация стратегических и текущих планов управленческой деятельности;
- разработка и уточнение требований к субъектам внутришкольного управления, функциональных обязанностей, полномочий, зон ответственности;
- анализ текущей эффективности внутришкольного управления;
- организация изучения общественного мнения, отношения участников образовательного процесса к управлению школой;
- поиск перспективных управленческих новшеств вне школы;
- анализ и обобщение собственного управленческого опыта;
- организация освоения и использования управленческих новшеств в системе внутришкольного управления;
- организация исследовательской и экспериментальной работы по вопросам управления школой;
- установление связей и взаимодействия с научными и консультативными структурами, занимающимися вопросами развития внутришкольного управления;
- организация информационного, кадрового, материально-технического, мотивационного самообеспечения системы управления;
- стимулирование результативной работы субъектов внутришкольного управления;
- стимулирование освоения новых управленческих методов, средств, технологий;
- стандартизация правил и процедур управленческой деятельности;
- фиксация основных организационных механизмов управления;
- культивирование профессиональных педагогических и управленческих ценностей и норм в группе руководителей школы;
- анализ и коррекция социально-психологического климата, взаимоотношений в коллективе управленцев;
- подготовка резерва руководителей школы из числа педагогов, имеющих способности и склонности к управленческой работе;
- оказание помощи начинающим администраторам в освоении управленческой деятельности;
- обеспечение преемственности политики руководства при смене членов школьной администрации;
- организация повышения квалификации членов школьной администрации (внутри школы и за ее пределами).
Таким образом, сделаем ряд выводов по 2 главе:
1. За истекший период сформирован управленческий аппарат, рационально распределены функциональные обязанности между членами администрации.
2. Школа полностью обеспечена кадрами, способными реализовать работу по приоритетным направлениям, поставленным целям и задачам школы.
3. Создана и надлежащим образом ведется и хранится необходимая школьная документация.
4. Вся работа школы спланирована по основным направлениям, осуществляется постоянный контроль за выполнением общешкольного годового плана.
5. В школе идет процесс формирования педагогического, ученического и родительского коллективов, создан благоприятный психологический климат.
6. Информационно-аналитические материалы на уровне администрации систематизируются и анализируются.
7. Имеющаяся материально-техническая база, соответствующая статусу школы, позволяет в полном объеме и на уровне современных требований организовать учебно-воспитательную и управленческую деятельность.
8. Анализ представленных за прошедший период материалов указывает не на традиционное функционирование учреждения, а на его развитие.