double arrow

Изучение биологических закономерностей и теорий

Формирование биологических представлений

В процессе обучения ученики овладевают также множеством представлений (чувственных образов), в которых еще не раскрыта сущность изучаемых объектов или явлений. Например, во время работы на школьном участке учащиеся получают представление о способах обработки почвы.

В зависимости от того, как создаются эти образы, различают представления памяти и воображения. Представления памяти образуются на основе непосредственного восприятия объекта или соответствующих наглядных пособий (ТСО, картин). Представления воображения – это образы, которые создаются без непосредственного восприятия объекта, например, при чтении или слушании описания объекта.

Важным источником представлений является окружающая школу природа. Еще один источник представлений – различные наглядные пособия. В процессе создания представлений можно выделить два этапа. Первый - восприятие объектов и явлений, выделение в них признаков, отбор наиболее существенных из них. На этом этапе обеспечивается их точное и прочное усвоение. Второй этап связан с воспроизведением по памяти или с помощью воображения образов объекта и явлений.

Наиболее полные и прочные представления создаются у учащихся тогда, когда средства наглядности используются в определенном сочетании. Например, при формировании представлений о конкретном природном объекте необходимо сочетание натуральных пособий с их схематическим изображением.

Каждому понятию в биологии соответствует определенное представление, поэтому при формировании понятий учителю следует опираться на четкие и яркие образы изученного.

Закономерности выражают наиболее существенные, повторяющиеся и относительно устойчивые связи и отношения между биологическими объектами, явлениями и процессами.

Процесс усвоения биологических закономерностей отличается особой сложностью. Это объясняется большой обобщенностью теоретических знаний в форме закономерности. К тому же биологические закономерности, как и другие теоретические знания, не могут быть усвоены одномоментно.

Для показа действия закономерности используют различные приемы. К их числу относятся разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся, примеры учета биологических закономерностей в хозяйственной и природоохранной деятельности человека, анализ проявления биологической закономерности в различных условиях среды. Для познания биологической закономерности надо научить учащихся ряду важных приемов – сравнивать, находить причинные связи, обобщать. Обобщение изученного происходит на протяжении всего курса или его большого раздела. Но особенно большие возможности в нахождении закономерностей, в их конкретизации имеют уроки обобщающего повторения.

При изучение биологических закономерностей учащимися чрезвычайно большое значение имеет работа над так называемой подвижностью связей, то есть умением устанавливать как прямые связи, так и обратные. Например, организм находится в определенной зависимости от окружающей среды, в то же время организм является фактором, формирующим окружающую среду.

Прочное усвоение биологических связей и закономерностей – это главное условие подготовки учащихся к пониманию особенностей природных явлений, путей рационального использования природных ресурсов.

Таблица 4. Структура теории эволюции

Основание Ядро Выводы
Очевидные факты изменчивости, наследственности, борьбы за существование, приспособленности, многообразия видов и т.п. Основные понятия: изменчивость, наследственность, естественный отбор Закон естественного отбора: в результате борьбы за существование выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями Результаты эволюции являются: 1. относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды; 2.многообразие органического мира; 3. разные направления эволюции

Теории – это совокупность закономерностей, основных понятий и научных фактов в какой-либо отрасли знаний. Они являются основной дидактической единицей содержания биологии в старших классах. Это теория эволюции. Клеточная теория, хромосомная теория наследственности, учение о биосфере. Теории представляют собой не только высшую форму организации научных знаний, но и дают образцы объяснения и прогнозирования изучаемых явлений. Каждая из теорий содержит ряд относительно самостоятельных и взаимосвязанных между собой элементов (табл. 4).

Такая логическая структура темы обеспечивает переход в обучении с понятийного на теоретический уровень.

Литература:

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

3. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.


Сейчас читают про: