В школьных курсах биологии

Система и развитие экологических понятий

в школьном предмете «Биология»

Система экологических понятий является важной составной частью общей системы биологических понятий школьного предмета и потому обусловлена спецификой его содержания в каждом отдельном курсе и возрастными особенностями учащихся.

Современная экология рассматривает жизнь организмов в природе, проявление их свойств, отношения между организмами и организмов со средой. Данные проблемы экологии вскрывает на примере биосистем разных уровней организации – клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном. Кроме того, экология охватывает также вопросы взаимоотношений общества и природы.

Научные экологические понятия, трансформированные в понятия учебные, вошли во се курсы школьной биологии, где на примере растений. Животных и человека раскрываются основные экологические закономерности.

Сложные, многоплановые экологические знания обусловили в школьном предмете «Биология» систему экологических понятий. В соответствии с разнохарактерным содержанием понятий в ней четко различаются пять рядов экологических понятий: 1) о среде и экологических факторах среды; 2) об экологии организмов; 3) об экологии популяций; 4) биогеоценологии (или экологии экосистем); 5) о социальной экологии (табл.1).

В отдельных учебных курсах система экологических понятий проявляется по особому – в соответствии со спецификой содержания учебного курса, с его местоположением в общей системе школьных курсов биологии и возрастными особенностями учащихся (табл. 2).

Все знания по экологии входят в школьный предмет не специальными экологическими темами и особыми уроками. Их содержание связано с материалами, изучаемыми в биологических курсах разных классов, они выводятся как обобщение в ходе обсуждения процессов жизнедеятельности организмов, их морфологии и физиологии. Включаемые в начале школьного предмета как бы диффузно (поэлементно), без сложных научных терминов, экологические понятия по мере продвижения приобретают более четко выраженный характер с глубоким содержанием и научной терминологией. В конце изучения учебного предмета основной школы они обобщаются и корректируются в специальной теме общей биологии «Основы экологии».

Таблица 1. Система основных экологических понятий

Ряды экологических понятий
         
Окружающая среда. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организм. Экологические факторы: обиотические, биотические, антропические. Зона угнетения, зона оптимума. Средообразующее действие организмов. Закономерности воздействия экологических факторов Образ жизни организмов. Зависимость организмов от условий окружающей среды. Экологические группы: светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, теплолюбывые. Жизненные формы организмов. Ритмы жизни организмов (суточные, сезонные) Популяция как форма существования вида. Экологические свойства популяции: численность, плотность, выживаемость, ареал. Динамика численности популяций. Регуляция численности популяции Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера. Природное сообщество. Агробиоценоз. Структура экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии. Биомасса. Экологическая пирамида. Правило десяти процентов. Биологическое разнообразие. Ярусы. Устойчивость и саморегуляция экосистемы. Смена биогеоценозов Экологические проблемы. Охрана природы. Красная книга. Зеленые патрули. Рациональное природопользование. Заповедники, заказники. Охрана здоровья. Охрана окружающей среды. Экологический мониторинг. Устойчивое развитие общества и природы. Экологическая культура

Под экологизацией, или экологическим освещением, учебного содержания понимается особая подача изучаемого материала, при которой элемент экологии (экологические идеи, факты, понятия, суждения, принципы, проблемы и подходы) становится ясным и более развернутым. Ориентирующим на формирование экологического сознания, экологической культуры, природосообразного отношения к действительности. При этом экологический материал в зависимости от целей обучения может оставаться в подчиненном значении, не заменяя собой программного биологического содержания, а лишь обогащая его. Помогая более полному и многообразному раскрытию.

Таблица 2. Система основных экологических понятий

в школьных курсах биологии 7-11 классов

Ряд понятий Учебный курс
7 класс 8 класс 9 класс 10-11 классы
Растения. Бактерии. Грибы Животные Человек Общая биология
Социально-экологические понятия Охрана природы. Охрана растений, растительности. Охрана почвы. Красная книга. Зеленые патрули. Редкий вид Охрана животных. Рациональное природопользование. Охрана местообитаний. Редкие и исчезающие виды. Заповедники, заказники Экологические проблемы. Экологически чистые продукты. Охрана здоровья. Здоровье человечества. Ценность жизни, живого Глобальные и региональные экологические проблемы. Охрана окружающей среды. Устойчивое развитие общества и природы. Экологическая культура

Полезными методическими приемами экологизации биологического образования могут служить:

ü мотивационное раскрытие экологических явлений;

ü акцентирование внимания на экологические предметы и явления в природе, на решение экологических проблем в мире и регионе;

ü актуализация, то есть использование одних знаний для уяснения и раскрытия других;

ü включение дефиниций (определений) и терминов по экологическим понятиям, отсутствующим в учебнике;

ü иллюстрирование изучаемых явлений интересным и социально значимым фактическим экологическим материалом;

ü вычленение элемента экологии в синтетическом содержании биологии на уровень отдельных познавательных задач;

ü демонстрация растений и животных из разных мест обитания, показ различных условий обитания одних и тех же видов;

ü широкое использование средств наглядности, обеспечивающих возможность сравнительного наблюдения;

ü вариативные опыты и моделирование возможных свойств живых систем в оптимальных и измененных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: