double arrow

Доставка и инкассация денежной наличности и других ценностей

• Порядок доставки денежной наличности организациям — клиентам банка • Порядок вывоза излишков денежной налич­ности и других банковских ценностей

В подразделении инкассации для работы с клиентами ведется список организаций, предприятий, учреждений, обслуживаемых данным подразделением. Организации представляют в подразде­ление инкассации образцы оттисков пломбиров, которыми будут опломбировываться сумки. Оттиск пломбы содержит номер и со­кращенное наименование организации или ее фирменный знак. Образцы оттисков пломбиров заверяются руководителем подраз­деления инкассации. Один экземпляр заверенного образца плом­бы передается организации для предъявления инкассаторам при получении ими сумок с ценностями, второй экземпляр — в кас­совое подразделение кредитной организации для осуществления контроля при приеме денег от инкассаторов.

На каждую организацию для инкассации денежной налично­сти ежемесячно выписывается явочная карточка с присвоением ей номера, указанного в списке.

От организаций может приниматься денежная наличность, упакованная в инкассаторские сумки, специальные мешки, кей­сы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их со­хранность при доставке. В кредитной организации ведется список организаций, сдающих денежную наличность в сумках.

Количество сумок, выдаваемых организации, определяется объемом инкассируемой выручки. На каждой сумке проставляется

порядковый номер.

Руководитель подразделения инкассации составляет маршруты и графики заездов инкассаторов в организации и заполняет справку о выданных инкассаторам сумках и явочных карточках и передает ее в кассовое подразделение кредитной организации. Время заезда и периодичность обслуживания устанавливаются кредитной орга­низацией по согласованию с клиентом.

Кассир организации к каждой сдаваемой инкассаторам сумке с денежной наличностью выписывает препроводительную ведо­мость в трех экземплярах:

первый экземпляр — вкладывается в сумку;

второй экземпляр (накладная к сумке) — передается инкасса­тору при получении им сумки;

третий экземпляр (копия препроводительной ведомости) — остается у клиента.

Сумка с денежной наличностью пломбируется кассиром орга­низации таким образом, чтобы предотвратить ее вскрытие.

Перед получением ценностей инкассатор-сборщик предъявля­ет кассиру организации:

• документ, удостоверяющий личность;

• доверенность на получение ценностей;

• явочную карточку;

• порожнюю сумку.

Кассир организации предъявляет образец оттисков пломбиров, сумку с ценностями и два экземпляра препроводительной ведо­мости.

Инкассатор-сборщик принимает сумку с ценностями с про­веркой целости упаковки, наличия целых и четких оттисков пломб, соответствия их имеющемуся образцу, проверяет правильность заполнения препроводительной ведомости и передает кассиру организации порожнюю сумку и явочную карточку для заполне­ния. Затем инкассатор проверяет соответствие суммы, указанной в явочной карточке кассиром, суммам в накладной и копии пре­проводительной ведомости, сумм цифрами и прописью, номера сумки, указанного в явочной карточке и сопроводительных доку­ментах, номеру принимаемой сумки, после чего на копии пре­проводительной ведомости расписывается, ставит печать и дату приема сумки.

Исправления при заполнении явочной карточки не допуска­ются. Неправильно произведенная запись зачеркивается, на сво­бодном поле явочной карточки делается новая запись, заверен­ная подписью кассира организации.

Производить записи в явочной карточке инкассатору не разре­шается.

В случае выявления нарушения целости сумки или неправиль­ного оформления сопроводительных документов прием ценностей прекращается. В присутствии инкассатора устраняются лишь те ошибки и дефекты, исправление которых не нарушает графика работы бригады инкассаторов.

В остальных случаях прием ценностей в организации осуще­ствляется повторным заездом в удобное для бригады инкассато­ров время, о чем делается соответствующая запись в явочной карточке.

В случае отказа от сдачи денежной наличности кассир организаиии делает запись в явочной карточке «Отказ» и заверяет ее своей подписью.

Инкассация денежной наличности и других ценностей из филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной орга­низации осуществляется по описи.

Опись составляется заведующим кассой филиала (кассовым работником внутреннего структурного подразделения). Второй экземпляр описи остается в филиале, внутреннем структурном подразделении, первый и третий экземпляры описи передаются подразделению инкассации.

Доставленные в кредитную организацию в течение операцион­ного дня денежная наличность и другие ценности сдаются заведу­ющему кассой. На сумму доставленных денежных средств или цен­ностей оформляется приходный ордер.

Операции по доставке и инкассации денег и других ценностей производятся бригадами инкассаторов в количестве в зависимо­сти от объема работы и сложности выполнения указанных опера­ций. Перед выездом на маршрут старший бригады инкассаторов получает порожние сумки, инкассатор-сборщик — доверенность на получение ценностей, печать и явочные карточки. Для достав­ки ценностей старший бригады получает доверенность на прием и доставку ценностей или доверенность на получение ценностей и явочную карточку.

Подкрепление кредитными организациями денежной налич­ностью и другими ценностями филиалов, а также одним филиа­лом кредитной организации другого филиала этой кредитной орга­низации производится на основании письма за подписями руко­водителя филиала, главного бухгалтера и заведующего кассой, заверенными печатью филиала. Внутреннее структурное подраз­деление кредитной организации подкрепляется на основании за­явки кассового работника этого внутреннего структурного под­разделения.

Прием денежных средств и ценностей инкассаторами, кассо­вым работником внутреннего структурного подразделения осуще­ствляется по пачкам с проверкой правильности и целости упа­ковки, наличия на верхних накладках необходимых реквизитов, Целости пломб и четкости оттисков пломбиров или клише; по подписям на ярлыках к мешкам с монетой с проверкой правильности и целости упаковки и пломбы.

Обнаруженные в момент приема пачки и мешки с монетой, имеющие дефекты упаковки, приему не подлежат.

На денежную наличность и ценности, отправляемые через инкассаторов, составляются отдельные описи, подписанные заведующим кассой и скрепленные печатью кредитной организа­ции. В описях указываются:

на денежную наличность — номер сумки, достоинство банк­нот (монеты), сумма по каждому достоинству и общая сумма де­нег;

на ценности — номер сумки, вид, наименование ценностей, их номинальная или условная оценка, общая сумма вложения.

Описи составляются в трех экземплярах:

первый экземпляр описи отправляется в кредитную организа­цию — получатель (внутреннее структурное подразделение);

второй экземпляр остается в кредитной организации-отправи­теле;

третий экземпляр после выполнения задания инкассаторами
передается подразделению инкассации.

После проверки инкассаторы под контролем заведующего кас­сой кредитной организации — отправителя упаковывают денеж­ную наличность и другие ценности в сумки, которые опломбировываются заведующим кассой. На ярлыке к сумке проставляются:

• сумма вложения;

• дата;

• подпись;

• именной штамп заведующего кассой кредитной организации-отправителя.

Денежная наличность и ценности вкладываются в отдельные сумки.

Инкассаторы принимают сумки по надписям на ярлыках; про­веряют их целость, наличие целых и четких оттисков пломб.

Прием денежных средств и других ценностей, доставленных инкассаторами, осуществляется заведующим кассой кредитной организации — получателя, по надписям на верхних накладках пачек с проверкой количества корешков в них, целости упаковки и пломб (оттисков клише) и наличия необходимых реквизитов, по надписям на ярлыках к мешкам с монетой с проверкой пра­вильности и целости упаковки и пломб.

Пачки и мешки с монетой, доставленные инкассаторами в поврежденной упаковке, принимаются полистным пересчетом и пересчетом по кружкам в присутствии инкассаторов. О резуль­татах пересчета составляется акт в трех экземплярах.

Акт подписывается всеми лицами, присутствовавшими при приеме и пересчете денежных средств и ценностей. В акте указы­ваются: дата приема, кем и в чьем присутствии был произведен пересчет, какие повреждения были обнаружены, в какой упа­ковке были денежные средства или ценности, сумма по данным описи и фактическая сумма вложенных денежных средств или ценностей.

Первый экземпляр акта помешается в кассовые документы кредитной организации-получателя (внутреннего структурного подразделения), второй — передается кредитной организации-отправителю, третий — подразделению инкассации.

Прием денежной наличности и ценностей, выданных в кре­дитной организации-отправителе инкассаторам упакованными в сумки, осуществляется заведующим кассой кредитной организа­ции-получателя по надписям на ярлыках к сумкам с проверкой целости сумок, наличия целых и четких оттисков пломб, соответ­ствия номера сумки номеру, указанному в описи.

Заведующий кассой кредитной организации-получателя и стар­ший бригады инкассаторов расписываются в приеме сумок с де­нежной наличностью (ценностями), наличных денежных средств и ценностей на первом и третьем экземплярах описи. Первый эк­земпляр описи направляется в кассовые документы кредитной организации-получателя, внутреннего структурного подразделе­ния, третий экземпляр описи передается подразделению инкас­сации.

Для зачисления принятых денежных средств в кассу в кредит­ной организации-получателе выписывается приходный ордер.

Прием денежной наличности от организаций, сумок с денеж­ной наличностью и другими ценностями от организаций и инкас­саторов после окончания операционного дня кредитной органи­зации производится вечерними кассами.

Кассовому работнику вечерней кассы выдается печать с над­писью «Вечерняя касса», оттиск которой проставляется на при­нятых им приходных кассовых документах.

Сумки, используемые кредитными организациями и органи­зациями для инкассации и доставки наличной иностранной ва­люты, имеют надпись «Валюта».


Сейчас читают про: