Тема : учет денежных средств

1. Учет кассовых операций.

2. Учет операций на расчетных счетах.

3. Учет операций на прочих счетах в банке.

1. Кассовые операции предполагают прием и выдачу денежной наличности в организации. Для хранения наличных денег в организации должна иметься касса и штатная должность кассира. В небольших организациях отдельной должности кассира может не быть, а функции кассира может выполнять бухгалтер или руководитель. В крупных организациях может быть несколько должностей кассиров, тогда один из них является старшим кассиром.

С 1 января 2012 порядок ведения кассовых операций устанавливается положением банка РФ от 12.10.11 " О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка РФ на территории РФ".

Кассовые операции производятся на основе приходных и расходных кассовый ордеров. По приходному кассовому ордеру наличные деньги приходуются в кассу, по расходному -выдаются из кассы. Приходные и расходные кассовые ордера могут составляется в ручном или автоматизированном варианте и не должны содержать исправлений или подчисток. Кассовые документы составляет бухгалтер и они принимаются в кассу при условии наличия подписей бухгалтера и руководителя. К кассовым документам должны быть приложены оправдательные документы, те те документы, которые подтверждают факт совершения хозяйственной операции, обоснованность расходования денежных средств (например, авансовый отчет подотчетного лица, платежная ведомость на выплату зп).

Кассир принимая документы в кассу осуществляет на их основании прием или выдачу наличных денежных средств и делает соответствующие записи в кассовой книги. Кассовая книга это регистр аналитического учета по счету 50 касса. Она составляется за каждый день. Состоит из двух частей:

Вкладной лист кассовой книги Отчет кассира

За 19.10.12 за 19.19.12

На каждой странице графы:

# документа|от кого получено и кому выдано|основание|сумма

26 забродину и.п. командировочные 500

.................

Остаток на конец дня. 12500

Вкладной лист кассовой книги остается в кассе и брошюруется, а отчет кассира в сопровождении всех документов сдается в бухгалтерию и служит основанием для записей по счету 50 касса.

Если при проверке кассовой книги бухгалтер обнаружит неправильно обработанные или заполненные документы или отсутствие документа, то такие суммы считаются недостачей денег в кассе.

Остаток в кассовой книге на конец дня должен укладывать в лимит остатка кассы. Лимит остатка кассы - это максимально допустимый размер денежной наличности, который организация может хранить в кассе по итогам всех кассовых операций. Лимит остатка кассы организация устанавливает самостоятельно, для этого она оформляет соответствующий приказ.

Лимит может рассчитывается одним из двух способов:

1. Исходя из объемов наличной выручки или исходя из объемов наличных выплат.

Расчет лимита исходя из объемов наличной выручки:

В качестве расчетного периода берется любой период в течение которого была наличная выручка, месяцы в которых была максимальная выручка. Сам лимит может рассчитываться на любой период - месяц, квартал, год.

2. Исходя из наличных выплат:

Деньги, которые остаются к концу дня и превышают лимит, должны быть сданы в банк. Зашкаливание за лимит допускается в дни когда выдается зп, зп можно выдавать в течение 5 рабочих дней с момента получения денег.

Бух записи кассовых операциях осуществляются по счету 50, он активный, по дебету поступления, по кредиту - расходование.

Основные поступления денег:

1. Торговая выручка.

Дт 50 Кт90

2. Поступления из банка по чеку.

Дт50 Кт51

3. Возврат неиспользованные подотчетных сумм.

Дт 50 Кт71

Основные источники выплаты денег:

1. Зп (2 раза в месяц по платежной ведомости или по расходным кассовым ордерам сост для каждого работника в отдельности)

Дт 70 Кт 50

2. Выдача денег в подотчет. Осуществляется либо в качестве перерасхода по авансовому отчету, либо в качестве аванса на предстоящие расходы(сост заявление в произвольной форма и на этом заявлении указывается подпись руководителя и сумма, подлежащая выдаче).

Дт71 Кт50

3. Возврат наличной выручки в банк - осущ по объявлению на взнос наличными.

Дт51 Кт50

Если организация при сдачи наличности использует услуги инкассации, то денежные средства переданные инкассаторам из кассы, отражаются как переводы в пути: Дт57 Кт50, при оприходовании этих денег в банке должна быть сделана запись: Дт 51 Кт 57.

Если организация не составляет расчет лимита остатков кассы, то тогда он считается нулевым, те наличных денег на конец дня в кассе быть не должно, те сальдо счета 50 нулевое. Также существует лимит расчетов наличными между юридическими лицами - 100 рублей за один день по одному договору.

Соблюдение лимитов проверяется обслуживающим банком, через камеральную проверку(высылаем им документы, которые проверяются, составляется акт, возвращаются документы). Для сохранности денег в кассе организация в праве проводить ее инвентаризацию - те пересчет денежной наличности и сверка с данными бух учета. Инвентаризация может быть плановая или внезапная. Если фактически в кассе денег меньше чем по данным бух учета, то это недостача.

Дт 94 Кт 50

Как правило, недостача кассы относится на кассира.

Дт 73.2 Кт 94.

Возврат недостающих денег от кассира

Дт 50 Кт 73.2

Если недостача произошла в следствие чп, стихийных бедствий или виновник н найден, то недостача относится на прочие расходы и впоследствии признана убытком

Дт 91.2 Кт 94

Если при инвентаризации выявлен излишек, то он должен быть оприходован в доход организации.

Дт 50 Кт 91.1

#2. Основную массу денежных расчетов организация осуществляет в безналичном порядке, денежные расчеты в рублях производятся с использованием расчетных счетов. Расчетный счет организация может открыть в любом банке(организация сама выбирает банк). Организация в праве открывать неограниченное число расчетных счетов в разных банках. Для открытия расчетного счета в банке организация представляет следующие документы:

1. Свидетельство о гос регистрации и постановке на учет в налоговый орган.

2. Комплект учредительных документов.

3. Карточки с образцами подписей и оттиском печати. Первая подпись - руководитель, вторая - главбух или иное должностное лицо наделенное правом второй подписи. В малых организациях лицо наделяемое правом второй подписи может отсутствовать.

4. Документы, подтверждающие полномочия лиц, обладающих правом подписи (приказ о приеме на работу, решение собрания участников).

После проверки этих документов банк присылает письменное уведомление о решении открыть расчетный счет и подписывается договор банковского счета. Организация в течении семи дней после открытия счета должна письменно известить налоговые органы и внебюджетные фонды. Банк в свою очередь обязан их известить в течении 5 дней после открытия счета.(причина в том, чтобы нас оштрафовать - бюрократия)

Договор банковского счета организация может расторгнуть в любое время по заявлению. В этом случае банк обязан в течение 7 дней выдать эти деньги организации или перечислить их на тот счет, который указан в платежном поручении организации.

Банк может расторгнуть договор банковского счета при отсутствии в течении двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету.

Основным документом, определяющим порядок и формы безналичных расчетов являет положение о безналичных расчетах в РФ. Основной формой безналичных расчетов является расчеты платежными поручениями (в договорах меж контрагентами могут использоваться и другие формы бн)

Платежное поручение это распоряжение плательщика своему обслуживающему банк перечислять соответствующую сумму на счет контрагента, который может быть открыт как в этом, так и в другом банке.

Платежное поручение

Платежными поручениями перечисляется:

1. Деньги в оплату приобретенных товаров, работ, услуг.

2.Налоги и платежи во внебюджетные фонды.

3. Зп

4. Платежи по исполнительным документам, по кредитам, займам.

Платежное поручение это документ который содержит такие обязательные реквизиты как наименование, номер, дата составления, сумма платежа (цифрами и прописью), реквизиты плательщика и получателя, наименование банка плательщика и банка получателя, номера расчетных и кор. счетов банка.

Платежное поручение подписывается первой и второй подписью и заверяется печатью. Если платежное поручение передается в банк по системе клиент-банк(через инет), то оно подписывается через электронно-цифровую подпись эцп.

При отсутствии или нехватке денежных средств на счете организации банк принимает платежное поручение и помещает его в картотеку, те в очередь на оплату. Оплата платежных поручений будет производиться по мере поступления денежных средств на расчетный счет и очередность оплаты устанавливается ГК РФ:

1. Платежи по исполнительным документам в целях возмещения вреда жизни, здоровью и алиментов.

2. Перечисление по исполнительным документам по выплате выходных пособий (решение суда выплатить работнику при его увольнении).

3.Выплата зп и отчислений стиховых взносов.

4. Выплата налогов.

5. Выплаты по исполнительным документам, предусматривающим исполнение по другим требованиям (выплаты штрафов за невыполнение условий договоров)

6. Прочие выплаты в порядке календарной очередности (текущие платежи по расчетам за товары, работы и услуги).

Учет операций по расчетному счету ведется на счете 51, дт поступления, по кт списание. Аналитический учет по счету 51 ведется по расчетным счетам и банкам. Записи производятся на основании выписок банка, выписка банка формируется за каждый день и содержит остаток денег на начало дня, поступление денег за день, списание денег, остаток денег на конец дня. К выписке прилагаются все документы подтверждающие поступления и расходования денег. В выписке указывается номер документа, дата его составления, наименование организации - контрагента, назначение платежа и сумма.

(рассматриваем в выписке дт и кт относительно банка, те наши расходы, в банке дт и наоборот)

Записи по счету 51 делаются на основании выписок ежедневно, при этом сальдо по счету 51 обязательно сверяется с сальдо по выписке банка.

Основные записи по поступлению денег:

1. дт 51 кт 62 от покупателей

2. Дт 51 кт 66,67 поступления за счет займов

3. Дт 51 кт 50,57 из кассы или инкассаторов

4. Дт 51 кт 60 возврат денег с поставщиков

5. Дт 51 кт 76 поступление от дебиторов и кредиторов

6. Кт 75от учредителей

7. Кт 58 возврат ранее предоставленных займов

8. Кт 55 получение со спец банковских счетов (депозит)

Выплаты:

1. Дт 60 поставщикам

2. Дт 76 прочим кредиторам

3. Дт 51 зп на карточки

4. 62 возврат денег покупателю

5. 68 оплата налогов

6. 69 во внебюджетные фонды

7. 66,67 задолженности по кредитам и займам.

8. 91 оплата услуг банка

9. 58 займы предоставленные другой организации

10. 55 перевод денег на спец счета в банках

#3. Помимо кассовых операций, организация может осуществлять валютные операции и операции на специальных банковских счетах.

Учет валютных операций:

Порядок осуществления валютных операций регулируется федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле. Для цели бух учета валютные операции и средства на валютных счетах должны пересчитываться в рубли и копейки. Порядок пересчета устанавливается ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". Субъектами валютных операций являются резиденты и не резиденты. Резиденты - это лица, постоянно проживающие на территории РФ и юр лица зарегистрированные в РФ. нерезиденты - за пределами РФ. банки в которых открываются валютные счета и которые осуществляют валютные операции должны иметь лицензию банка РФ.

Основной перечень валютных операций:

1. Приобретение или продажа валютных ценностей.

2. Использование иностранной валюты в качестве средств платежа.

3. Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз из таможенной территории валютных ценностей.

4. Перевод иностранной валюты с валютного счета открытого на территории РФ на валютный счет открытый за пределам РФ.

Для учета валютных операций предназначен счет 52, к которому могут быть открыты субсчета:

52-1 валютные счета внутри страны

52-2 валютные счета за рубежом

Порядок открытия валютного счета в целом аналогичен порядку открытия расчетного счета.

Учет на валютных счетах ведется на основании выписок банка с валютного счета с приложенными к ней платежными документами. Аналитический учет ведется по каждому валютному счету.

Основные записи по счету 52

1. Дт 52 кт 62 получение денег от покупателей в ин валюте

2. Дт 52 кт 66,67 получение кредита в ин валюте

3.дт 52 кт 52 перевод валютных ценностей с российского банка в иностранный и наоборот.

4. Дт 60 кт 52 оплата счетов поставщиков валютным ценностями

5. Дт 66,67 кт 52 погашение кредита в ин. валюте.

Особенностью учета валютных операций является необходимость отражения курсовых разниц, тк курс валюты на отчетную дату или на дату совершения валютной операции меняется, поэтому рублевый эквивалент валютных ценностей увеличивается или уменьшается. Порядок пересчета валютных ценностей в рубли установлен ПБУ 3/2006, в котором указываются даты пересчета.

Положительная курсовая разница образуется при росте курса валюты и отражается как прочий доход организации дт52 кр 91. Отрицательная курсовая разница образуется при падении курса валюты и отражается как прочие расходы дт 91 кт 52.

Первая дата - дата поступления на валютный счет, вторая - дата списания денег с валютного счета, третья - отчетная дата - дата по состоянию на которую составляется бух отчетность. Пересчет производится на основании бух справок, которые фиксируют курс валюты по официальному курсу банка РФ на соответствующую дату.Пример на валютном счете 1000 $ по состоянию на 30.06.12 курс ЦБ 30,50 за 1$

На 30.09.12 курс 31,

Значит дт 52 кт 91 в размере 500 рублей.

Комиссия за ведение валютного счета относится на прочие расходы организации дт 91 кт 52.

Учет операций на специальных банковских счетах.

Для учета операций на спец банковских счетах предназначен счет 55, специальные счета в банках. Они используются в тех случаях, когда расчетные операции имеют особые условия, когда организация переводит деньги на депозиты, когда стремится снизить объем наличных денежных средств и в др случаях.

Если договора поставок или договора подряда имеют особые условия расчета, то для расчетов могут использоваться аккредитивы. Аккредитив это спец счет на который зачисляются деньги плательщика и эти деньги будут списаны с аккредитива получателю только в том случае, если получатель предоставит в банк необходимые документы, которые указаны в договоре. При открытии аккредитива заключается договор в котором отражается наименование банка плательщика (банк - эмитент) и банка -получателя, срок действия аккредитива (в течение этого срока получатель обязан предоставить необходимые документы, а если не предоставит, то деньги со спец счета вернутся назад на расчетный счет плательщика), сумма аккредитива, перечень и характеристика документов, которые нужно предъявить для получения денег. При открытии аккредитива плательщик подает заявление и когда банк открывает аккредитив, то деньги перечисляются с расчетного счета плательщика на спец счет аккредитив. Дт 55 кт 51 открыть аккредитив

По мере поступления документов от получателя, банк их проверяет и если все соответствует договору, то банк перечисляет средства аккредитива получателю

Дт 60 кт 55

Если условия договора не соблюдены или аккредитив израсходован не полностью, то деньги возвращаются на расчетный счет плательщика

Дт 51 кт 55

Услуги банка за ведение аккредитива списываются с расчетного счета

Дт 91 кт 51

Аналогично можно открывать аккредитивы в валюте.

Свободные денежные средства организация может перевести на депозит с целью получения процента. Оформляется договор депозитного вклада(сроки, суммы, ставка в %) и открывается депозитный счет

Дт 55 кт 51

Проценты за размещение денег на депозите начисляются в состав прочих доходов

Дт55,76 кт 91

По окончании срока действия договора деньги с депозита возвращаются на расчеты

Дт51 кт 55

В последнее время популярность приобретают расчеты с использованием платежных банковских карт. Они могут оформляться на сотрудников для осуществления ими командировочных, хозяйственных и представительских расходов. Карты бывают двух видов расчетная и кредитная. Расчетная карта открывается за счет средств организации

Дт 55 кт 51 в пределах лимита установленного организацией.

Кредитные карты открываются за счет средств банка

Дт 55 кт 66

Фактические расходы работников по карте подтверждаются выписками банка и оправдательными документам, характеризующие расходы (например, счета гостиниц, проездные билеты) на основании этих документов деньги списываются с платежной карты

Дт 71 кт 55.

За пользование кредитной картой уплачиваются проценты

Дт 91 кт 66

И банку возвращается сумма расходов по кредитной карте плюс проценты

Дт66 кт 51

Комиссия за ведением расчетной карты списывается с расчетного счета

Дт 91 кт 51.

ТЕМА:Учет расчетных операций:

1. Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками, поставщиками.

2. Учет расчетов с подотчетными лицами.

3. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.

4. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

5. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

#1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Расчеты с ними производятся за поставленные товарно-материальные ценности (поставщики) и за выполненные работы или оказанные услуги (подрядчики). Условия поставки, выполнения работ, сроки, стоимость и порядок расчетов отражаются в договоре. Стороны самостоятельно определяют форму расчетов, как правило это безналичка с использованием платежных поручений.

Но могут быть и другие формы расчетов:

Наличными, по договору мены и тд.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками производится на основании следующих документов:

1. Счет на оплату - документ который поставщик направляет покупателю, где указывается наименование продукции, работ, стоимость и общая сумма к оплате. Счета могут направляться на предварительную оплату и на окончательный расчет.

2. Товарная накладная - документ на основании которого отражается продажа объектов складского хранения (товарно-материальных ценностей (тмц)). В накладной ставится печать и подпись поставщика, которая означает, что тмц отгружаются со склада поставщика, и печать и подпись покупателя, которая означает, что покупатель принял тмц.

В соответствии с принципом начисления отгрузка тмц со склада и переход права собственности к покупателю означает, что тмц реализованы.

3. Если с подрядчиком заключается договор на выполнение работ или оказание услуг, то вместо товарной накладной составляется акт выполненных работ. Выполненные работы и оказанные услуги не являются объектом складского хранения. Печать и подпись заказчика на акте означают, что работы выполнены в полном объеме и заказчик претензий не имеет.

К накладной или акту выполненных работ поставщик или подрядчик выписывает счет-фактур. Это документ который нужно выписать не позднее 5 дней с момента составления накладной или акта (в практике он выписывается в тот же день)

Счет-фактура нужна для учета сумм ндс, которая выплачивается поставщику

или подрядчику при покупке активов. Полученная от поставщика счет-фактура регистрируется в книге покупок, на основании которой в конце отечного квартала делается вычет ндс. При учете расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60.

По дебету отражается покащение задолженности поставщику, по кредиту поступление активов от поставщика.

Дт60 кт 51 оплата поставщику с расчетного счета

Дт 10кт 60 приобретение материалов

Дт 41 кт 60 приобретение товаров

Дт 08кт60 преобритение основных средств или их строительство

дт 07 кт 60 приобретение оборудования

Дт20,23,25,26,44 кт60 ремонтные работы выполненные подрядчикам (счет дт выбирается исходя из того, для каких целей используются ремонтируемые объекта)

Дт51кт60 возврат денежных средств от поставщика

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому поставщику и подрядчику в отдельности в разрезе заключаемых договоров, что позволяет контролировать состояние задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком и формровать развернутые сально по счету 60(когда на одном счете одновременно формируется сальдо по дебету и по кредиту, дт сальдо означает дебиторскую задолженность поставщику, кт - кредиторскую)

Пример:

Поставщику А сделана предоплата 10000

От поставщика Б получены материалы на 25000

Оплачено поставщику Б 18000

Часто расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся по предоплате. Поэтому рекомендуется отдать субсчета 60/авансы выданные 60/расчеты с поставщиками

Дт60/аванс 51

Дт10 кт 60/расч с пост оприходование активов

В момент оприходования активов производится зачет ранее выданного аванса

Дт 60 кт кт 60/ав

Учет расчетов с покупателями.

Ведется на активно-пассивном счете 62. По дт задолженность покупателей за реализованные продукцию, работы, услуги. По кт поступления денежных средств от покупателей или погашение задолженности другими формами расчета.

Дебиторская задолженность покупателей определяется исходя из договорных цен на продукцию работ и услуг и в бух учете отражается как выручка от реализации

Дт 62 кт 90 - эта запись делается на основании накладной или акта и счета-фактуры которую продавец выписывает покупателю.

Счет фактура, которая выписывается покупателю регистрируется в книги продаж и служит основанием для начисления ндс к уплате в бюджет.

Дт 51 кт 62 денежные средства получены от покупателей.

Дт62 кт 51 возврат денежных средств покупателю.

На практике часто используется расчет с покупателем на условиях предоплаты, те на счете 62 открываются суб счета аналогичные счету 60.

62/ авансы полученные

62/ расчеты с покупателями

Дт 51 кт 62 /авансы полученные получение предоплаты от покупателя

Полученная от покупателя предоплата является основанием ндс к уплате.

Дт 62/авансы кт 68 начисление ндс с полученной предоплаты

После того как поставка выполняется, отражается выручка от продажи, на основании накладной или акта.

Дт 62/расчеты с покупателями кт 90

При этом выписывается счет-фактура на основании которой начисляется ндс к уплате

Дт90 кт 68

Одновременно производится зачет ранее полученного аванса

Дт 62/авансы полученные кт62/ расчеты с покупателями

И одновременно производится вычет ндс ранее уплаченного с авансов полученных

Дт 68 кт 62/авансы полученные.

Аналитический учет по счету 62 ведется аналогично счету 60.

На практике расчеты с поставщиками и покупателями часто осуществляются путем зачетов взаимной задолженности. В этом случае заключается договор мены на основании которого одни активы обмениваются на другие. И в результате одна и таже организация является и поставщиком и покупателем.

По договору мены стоимость обмениваемых активов признается равноценной, те кредиторская задолженность перед поставщиком равна дебиторке покупателя.

Дт 10 кт 60 задолженность перед поставщиком

Дт 62 кт 90 продажа товаров поставщику в обмен на полученные материалы

Дт 60 кт 60 - зачет взаимной задолженности (оформляется соглашение о взаимозачете подписанное сторонами)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: