Поступление наличных денежных средств в кассу

Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами обязывают бюджетное учреждение представлять в ОФК для получения наличных денежных средств:

- кассовую заявку (ежеквартально);

- денежный чек (при необходимости получения наличных денежных средств);

- заявку на получение наличных денежных средств (при необходимости получения наличных денежных средств).

Кассовая ежеквартальная заявка (в одном экземпляре) на предстоящий квартал представляется в установленные ОФК сроки с целью получения информации об общем объеме потребности в наличных денежных средствах каждого получателя бюджетных средств. Все кассовые заявки получателей средств обобщаются в сводную кассовую заявку органа Федерального казначейства, которая в установленном порядке представляется им в банк.

Чековые книжки, по которым происходит поступление наличных денежных средств в кассу учреждения, в необходимом количестве бесплатно выдаются бюджетной организации органом Федерального казначейства по ее заявлению, образец которого приведен в Приложении 2 к Правилам осуществления операций по обеспечению наличными деньгами. Каждая чековая книжка выдается кассиру или уполномоченному лицу от учреждения под расписку в журнале регистрации бланков денежных чековых книжек. Ответственность за сохранность и учет полученных в органе Федерального казначейства чековых книжек несет организация-получатель.

Хранение чековых книжек с использованными денежными чеками осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Чековые книжки с корешками использованных денежных чеков и неиспользованными чеками подлежат возврату по заявлению в произвольной форме, в котором указываются номера неиспользованных чеков, только в следующих случаях:

- при закрытии лицевых счетов, открытых получателю средств в органе Федерального казначейства;

- в случае изменения наименования получателя средств;

- при закрытии или изменении номера счета, открытого органу Федерального казначейства в банке.

Накануне дня получения наличных денег учреждение представляет в орган Федерального казначейства заявку на получение наличных денег (в двух экземплярах) по образцу, приведенному в Приложении 3 к Правилам осуществления операций по обеспечению наличными деньгами.

В заявке указываются серия, номер и дата денежного чека, номер лицевого счета получателя средств (номер лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию, номер лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении, номер лицевого счета по учету внебюджетных средств), должность, фамилия, имя и отчество представителя получателя средств, на которого выписан денежный чек, данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа, показатели бюджетной классификации Российской Федерации, соответствующие целям получения наличных денег по данному денежному чеку, и суммы.

Согласно п. 7 Правил осуществления операций по обеспечению наличными деньгами в заявке с номером лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении показатели бюджетной классификации Российской Федерации не указываются.

Приказом Минфина России N 91н были внесены изменения в Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами. В соответствии с п. 7 Правил осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получатель средств одновременно с заявкой представляет в ОФК денежный чек. Заявка представляется в форме электронного документа с применением электронной цифровой подписи (далее - в электронном виде) при наличии электронного документооборота между получателем средств и ОФК в соответствии с договором об обмене электронными документами либо на бумажном носителе с одновременным представлением информации в электронном виде без электронной цифровой подписи (далее - на бумажном носителе). Если заявка представляется получателем средств на бумажном носителе, то в порядке исключения она может быть представлена получателем средств по факсимильной связи накануне дня получения наличных денег с последующим представлением ее на бумажном носителе вместе с денежным чеком в день получения наличных денег. Таким образом, заявка может представляться в электронном виде, то есть с применением ЭЦП, или на бумажном носителе с одновременным представлением в электронном виде без ЭЦП.

Денежный чек заполняется также в соответствии с требованиями, установленными Правилами осуществления операций по обеспечению наличными деньгами. На лицевой стороне денежного чека указывается полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, счет ОФК N 40116 и ставится гербовая печать ОФК. На оборотной стороне денежного чека проставляются паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица бюджетной организации, на которого выписан денежный чек; полное или сокращенное наименование бюджетной организации; назначение сумм платежа в соответствии с номенклатурой символов отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций. Ответственность за достоверность проставленных в денежном чеке символов несет организация - получатель наличных денежных средств.

Рассмотрим на примере порядок отражения кассовых операций по поступлению наличных денежных средств в кассу бюджетного учреждения.

Пример. Бюджетным учреждением подана заявка на выдачу заработной платы работникам организации в сумме 100 тыс. руб. и на приобретение материальных запасов в сумме 10 тыс. руб. за счет бюджетных средств. Через день в кассу поступила денежная наличность за оказанные услуги в сумме 20 тыс. руб. от ЗАО "Комета", а также дополнительно родительская плата за посещение детьми спортивных секций в сумме 3,25 тыс. руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Подана заявка в орган Федерального казначейства на получение наличных денежных средств на выдачу заработной платы 1 210 03 560 1 304 05 211 100 000
Подана заявка в орган Федерального казначейства на получение наличных денежных средств на приобретение материальных запасов 1 210 03 560 1 304 05 340 10 000
Поступили наличные денежные средства в кассу учреждения (100 000 + 10 000) руб. 1 201 04 510 1 210 03 660 110 000
Поступила выручка за оказанные услуги от ЗАО "Комета" 2 201 04 510 2 205 03 660 20 000
Поступила в кассу учреждения родительская плата за посещение детьми платных спортивных секций 2 201 04 510 2 205 03 660 3 250

В соответствии с п. 9 Порядка ведения кассовых операций организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке. Вся остальная наличность сверх установленного лимита подлежит сдаче в банк, обслуживающий лицевой счет учреждения.

Взнос наличных денег в кассу банка производится бюджетной организацией на основании объявления на взнос наличными (форма 0402001). В объявлении на взнос наличными в поле "Получатель" указывается полное или сокращенное наименование ОФК и номер его счета (N 40116), в скобках проставляются полное или сокращенное наименование организации, внесшей наличные деньги, а также номер ее лицевого счета.

В поле "Источник поступления" получатель средств указывает символы отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций и показатели бюджетной классификации Российской Федерации, по которым вносимые средства подлежат отражению на лицевом счете получателя средств (лицевом счете по дополнительному бюджетному финансированию, лицевом счете по учету внебюджетных средств). При взносе учреждением поступивших в его кассу средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получатель средств в поле "Источник поступления" указывает соответствующие показатели классификации доходов бюджетов Российской Федерации и наименование источника образования дохода в соответствии с разрешением на открытие лицевого счета по учету внебюджетных средств. При взносе получателем средств, поступивших во временное распоряжение, в поле "Источник поступления" показатели бюджетной классификации Российской Федерации не указываются.

Ответственность за достоверность проставленных показателей несет учреждение, сдающее денежные средства.

Принятые банком наличные деньги зачисляются на счет органа Федерального казначейства. Ордер к объявлению на взнос наличными с отметкой банка о приеме наличных денег прилагается к выписке из счета органа Федерального казначейства N 40116. Квитанция к объявлению на взнос наличными выдается получателю средств.

Рассмотрим на примере отражение операций по возврату денежной наличности из кассы учреждения на лицевой счет.

Пример. Воспользуемся данными предыдущего примера. Бюджетной организацией была сдана выручка в сумме 23,25 тыс. руб. на ее внебюджетный лицевой счет. Через два дня получена выписка из органа Федерального казначейства о поступлении денежных средств на лицевой счет организации.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Сдана выручка на лицевой счет учреждения 2 210 03 560 2 201 04 510 23 250
Получена выписка из органа Федерального казначейства о поступлении денежных средств на лицевой счет 2 201 01 510 2 210 03 660 23 250

Наличные денежные средства могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам для последующей сдачи их в банк и перечисления на лицевой счет посредством заключенных договоров. Перевозка наличных денег осуществляется работниками банка, обслуживающего лицевой счет бюджетного учреждения. Правила инкассации наличных денежных средств регламентированы Положением N 318-П. Данный нормативный документ вступил в силу с 1 сентября 2008 г.

В соответствии с гл. 9 Положения N 318-П для инкассации наличных денег на каждое бюджетное учреждение или организацию банк ежемесячно оформляет явочные карточки (форма 0402303). Время и периодичность заездов работников банка устанавливаются руководителем инкассации по согласованию с бюджетной организацией.

Количество порожних сумок, выдаваемых обслуживаемому бюджетному учреждению, определяется кредитной организацией с учетом объема инкассируемых наличных денег. Обычно на каждую точку инкассации первоначально выдаются две сумки. Далее происходит их "кругооборот". Забрав одну сумку с наличностью, при следующем заезде инкассаторы привозят пустую сумку и забирают заполненную. Каждой сумке присваивается индивидуальный номер.

Инкассаторские работники перед выездом на маршрут инкассации наличных денег получают порожние сумки, доверенности на перевозку и инкассацию наличных денег, штамп, ключи и явочные карточки.

Перед получением в бюджетной организации сумки с наличными деньгами инкассаторский работник предъявляет кассовому работнику:

- документ, удостоверяющий личность;

- доверенность на получение ценностей;

- явочную карточку;

- порожнюю сумку.

Кассовый работник бюджетного учреждения предъявляет инкассаторскому работнику образец пломбы, передает сумку с наличными деньгами, а также накладную к сумке (форма 0402300) и квитанцию к сумке (форма 0402300), утвержденные Положением N 318-П.

При приеме в бюджетной организации сумки с наличными деньгами инкассаторский работник в присутствии кассового работника проверяет целостность сумки и пломбы, соответствие пломбы имеющемуся образцу, правильность заполнения указанных выше накладной и квитанции к сумке.

После заполнения кассовым работником бюджетной организации явочной карточки инкассаторский работник проверяет соответствие сумм наличных денег, проставленных в явочной карточке, накладной и квитанции к сумке, и номера сумки, проставленного во всех перечисленных документах. При приеме сумки с наличными деньгами инкассаторский работник подписывает квитанцию к сумке, проставляет оттиск штампа, дату приема сумки с наличными деньгами и возвращает квитанцию кассовому работнику бюджетной организации.

Пунктом 23 Порядка ведения кассовых операций предусмотрено, что в организации ведется только одна кассовая книга. Поэтому если выручка инкассируется, например, из нескольких подразделений, а кассовая книга ведется в центральном офисе организации, то квитанции к каждой сумке передаются в головное учреждение, где и составляются расходные кассовые ордера.

Исправления при заполнении явочной карточки не допускаются. Неправильно произведенная запись зачеркивается, на свободном поле явочной карточки делается новая запись, заверенная подписью кассира бюджетной организации. Производить записи в явочной карточке инкассатору не разрешается.

В случае выявления нарушения целостности сумки или неправильного оформления сопроводительных документов прием ценностей прекращается. В присутствии инкассатора устраняются лишь те ошибки и дефекты, исправление которых не нарушает графика работы бригады инкассаторов. В остальных случаях прием ценностей в организации осуществляется повторным заездом в удобное для бригады инкассаторов время, о чем делается соответствующая запись в явочной карточке. В случае отказа от сдачи денежной наличности кассир организации делает запись в явочной карточке "Отказ" и заверяет ее своей подписью.

Услуги по инкассации относятся к банковским операциям. Они являются платными. На практике, как правило, размер взимаемой платы определяется в процентах от инкассируемой суммы наличности. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. N 74н, расходы по оплате договора, заключенного бюджетной организацией с банком на получение и доставку денежной наличности клиенту, следует отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

По общему правилу банковские операции освобождены от обложения НДС, но инкассация в данном случае является исключением, согласно пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, и облагается НДС в общеустановленном порядке. Налогообложение производится по налоговой ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При осуществлении расчетов за услуги инкассации за счет средств от приносящей доход деятельности после получения счетов-фактур от банка бюджетное учреждение имеет право предъявлять выставленные суммы НДС к вычету в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ.

При исчислении налога на прибыль затраты на оплату услуг по инкассации учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Рассмотрим на примере отражение расходов по инкассации денежной наличности в бухгалтерском учете.

Пример. Бюджетное учреждение заключило договор с банком на инкассирование наличной выручки. Стоимость услуг определена в размере 0,5% от суммы инкассированной денежной наличности, включая НДС - 18%. В течение месяца инкассаторам была передана сумма 565 тыс. руб. Стоимость услуги по инкассации составит 2825 руб. (565 000 руб. x 0,5%), в том числе НДС - 430,93 руб. Расходы оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

В бухгалтерском учете нужно сделать следующие проводки:

┌────────────────────────────────────┬────────────┬────────────┬──────────┐

│ Содержание операции │ Дебет │ Кредит │ Сумма, │

│ │ │ │ руб. │

├────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────┤

│Оказаны услуги по инкассации: │ │ │ │

│- на сумму оказанной услуги │2 106 04 340│2 302 09 730│ 2394,07 │

│ ├────────────┼────────────┼──────────┤

│- на сумму НДС │2 210 01 560│2 302 09 730│ 430,93 │

├────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────┤

│Оплачены услуги по инкассации с │2 302 09 830│2 201 01 610│ 2825 │

│лицевого счета учреждения │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼──────────┤

│НДС принят к вычету │2 303 04 830│2 210 01 660│ 430,93 │

└────────────────────────────────────┴────────────┴────────────┴──────────┘

Учетная политика организаций должна строиться в соответствии с требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете", утверждаемыми Минфином России положениями по бухгалтерскому учету отдельных видов имущества и обязательств, законодательством РФ о налогах и сборах.

Поправки в НК РФ (внесены Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) лишили ФНС России права издавать нормативные акты по налогам и сборам. Однако налоговые инспекции по-прежнему обязаны применять ранее изданные МНС России Методические рекомендации. В Письме Минфина России от 16 июня 2006 г. N 03-06-04-04/24 говорится о том, что действующие Рекомендации могут послужить делу защиты интересов компании. Если инспекторы "не заметят" в методичках разъяснений, данных в пользу налогоплательщиков, это можно использовать как повод оспорить доначисления.

Например, налоговики проигнорировали положения Методических рекомендаций по применению гл. 28 "Транспортный налог" (утв. Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177) и доначислили налог, основываясь на собственной трактовке положений НК РФ. Суд признал такие действия незаконными и указал, что документы этого вида хотя и не относятся к актам налогового законодательства, но все же обязательны для исполнения налоговиками.

Помимо Методических рекомендаций по транспортному налогу в настоящее время продолжают действовать Методические рекомендации по применению гл. 22 "Акцизы", гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" и положений гл. 25 "Налог на прибыль организаций", касающихся особенностей налогообложения прибыли иностранных организаций.

Этот вывод справедлив не только в отношении Методических рекомендаций, но и в отношении прочих ведомственных нормативных актов, которые затрагивают налоговые обязательства компаний. Например, в Порядке заполнения декларации по ЕНВД (утв. Приказом Минфина России от 8 декабря 2008 г. N 137н) записано, что количественные показатели с дробной частью 0,5 и выше надо округлять до целых значений в сторону увеличения. То есть если значение показателя площади торгового зала 18,5 кв. м, то в декларации необходимо показать 19 кв. м. Если плательщик этого не сделает, налоговики производят доначисления. Но НК РФ не выдвигает требования по округлению. Поэтому судьи стоят на стороне компаний (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2006 г. N А05-9679/2005-18).

Кроме того, на Методические рекомендации можно сослаться как на письменное разъяснение налогового законодательства, выполнение которого позволит избежать штрафа (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Примером является Постановление ФАС Поволжского округа от 16 мая 2006 г. по делу N А65-8413/2004-СА1-29. Согласно последним поправкам в часть первую НК РФ, принятым в июле 2006 г., выполнение письменных разъяснений уполномоченных органов освободит не только от штрафа, но и от пеней.

Для выяснения позиции налоговой инспекции по налоговой проблеме важно продуманно составить запрос, чтобы не дать инспекторам повода оставить его без внимания. Унифицированного бланка нет. Но есть форма, которую рекомендуют сами чиновники, - она содержится в Приложении 4 к Административному регламенту ФНС России (утв. Приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н). Эту форму удобно использовать - там учтены все обязательные реквизиты, при отсутствии каждого из которых инспекция вправе отказаться отвечать на запрос (пп. 3 п. 12, п. п. 40, 42, 48 Регламента N 9н).

В запросе надо указать полное (а не сокращенное) наименование компании, ИНН, КПП и почтовый адрес. Если запрос составлен на фирменном бланке компании, печать не обязательна, если же на обычном листе бумаги, без печати не обойтись. Подписать запрос может руководитель компании. Если подписывает кто-то другой, то придется приложить копию доверенности и в самом запросе отметить - доверенность с таким-то номером, от такой-то даты приложена. Обязательно нужно назвать фамилию, имя и отчество того, кто подписал запрос.

Налоговики оставили за собой право отказать в ответе, если неправильно, по их мнению, сформулирован сам текст запроса. Так, инспекторы отвечают только на вопросы, рассмотрение которых входит в их компетенцию, то есть информируют о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговиков и порядке заполнения налоговых деклараций (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Грань между "информированием" и "разъяснением", безусловно, тонкая. Но чтобы не дать инспекторам повода для отказа, совершенно точно не стоит спрашивать, как следует понимать то или иное положение НК РФ. Лучше привести конкретный пример с подробным описанием ситуации, если возможно - на цифрах. И спросить, как в этом случае следует рассчитывать налоговую базу, учитывать расходы, доходы и т.д.

Не стоит писать: компания учла расходы так-то, правильно ли это? Инспекция не станет реагировать на запрос, где ее просят подтвердить правильность применения налогового законодательства (пп. 4 п. 12 Регламента N 9н).

Порядок проведения инвентаризации

Обеспечение требований к бухгалтерскому учету возможно в результате полноценной реализации элементов метода бухгалтерского учета, в том числе инвентаризации. С помощью данных, полученных на основе инвентаризации имущества и обязательств организации (видов кредиторской задолженности), обеспечивается полное соответствие записей в системе бухгалтерского учета фактическому наличию и состоянию учетных объектов и, следовательно, достоверное представление сведений в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Несмотря на использование в бухгалтерском учете документирования всех совершаемых хозяйственных операций, соответствие учетных и фактических данных не всегда обеспечивается из-за действия объективных причин. Ими являются совершенные хозяйственные операции, не поддающиеся документальному оформлению в момент их возникновения:

- естественная убыль ценностей в процессе хранения (усушка, утечка, розлив, утруска, испарение, раскрошка, распыл, выветривание и др.);

- неточное взвешивание, измерение при поступлении или отпуске ценностей;

- пересортица взаимозаменяемых материалов, продуктов, изделий, возникающая при выбытии активов (передаче в производство или хозяйственные нужды, продаже и др.);

- ошибки в первичных документах на поступление и расходование ресурсов;

- ошибочные записи в регистрах синтетического и аналитического учета;

- злоупотребления материально ответственных лиц.

Для устранения расхождений между фактическими данными и сведениями о стоимости имущества и обязательств организации, отраженными в бухгалтерском учете, проводится периодическая проверка их в натуральной форме (для имущества) и сверка расчетов (по обязательствам). Проверка имущества посредством подсчета, описания, измерения, оценки, сличения полученных данных в натуральном или стоимостном измерениях с данными текущего учета в целях контроля его сохранности называется инвентаризацией.

Роль инвентаризации не ограничивается проверкой фактического наличия ценностей. В процессе инвентаризации имущества проводятся следующие мероприятия:

- организуется контроль за соблюдением требований в деятельности материально ответственных лиц по сохранности ресурсов (правил составления, оформления и представления первичных учетных документов, правил приемки, хранения и отпуска ценностей и др.);

- упорядочивается складское хозяйство (проверяется состояние складских помещений, порядок хранения ценностей, качество весоизмерительного хозяйства и др.);

- устанавливаются качественные характеристики материальных ресурсов: выявляются залежалые и неиспользуемые ценности, имущество, полностью или частично потерявшее первоначальные свойства, неходовые и не пользующиеся спросом готовые изделия и др. На основе полученной информации принимаются меры по их переоценке, продаже или использованию для других нужд;

- выявляются непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению основные средства;

- проверяется соблюдение правил содержания и эксплуатации основных средств.

В ходе инвентаризации расчетов с юридическими и физическими лицами проводятся следующие мероприятия:

- выявляется соблюдение правил расчетов с физическими лицами (подотчетными лицами, с работниками по оплате труда, с депонентами);

- оценивается соблюдение расчетно-платежной дисциплины (по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, поставщиками и подрядчиками, с учредителями и др.);

- оценивается работа по выявлению и предотвращению потерь от несвоевременного взыскания дебиторской задолженности всех видов, пропуска сроков исковой давности.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Они установлены ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете":

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% ее членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Проводимые инвентаризации имущества и финансовых обязательств классифицируются по следующим основным признакам:

- по основаниям проведения;

- по объему проверки;

- по полноте охвата имущества и обязательств;

- по объектам инвентаризации.

По основаниям проведения инвентаризации имущества и обязательств могут быть:

- плановыми;

- внеплановыми (внезапными).

Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с датами, установленными в приказе руководителя организации, оформляемом до начала отчетного года.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся по требованию руководителя организации или правоохранительных органов.

По объему проверки инвентаризации делятся на полные и частичные.

Полные инвентаризации характеризуются тем, что они организуются по всем видам имущества и обязательств. Обычно полной инвентаризации подвергаются все материальные ценности, внеоборотные активы, денежные средства и расчетные отношения один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, при ликвидации или реорганизации предприятия.

Проверка, охватывающая часть имущества и финансовых обязательств организации, квалифицируется как частичная инвентаризация. Она может проводиться при передаче части имущества в аренду, выкупе, продаже, при смене материально ответственных лиц и других случаях.

По полноте охвата имущества и обязательств инвентаризации разделяются на сплошные и выборочные.

Сплошные инвентаризации охватывают все инвентаризируемые ценности или обязательства. Для выборочных инвентаризаций характерна проверка части имущества и обязательств организации. Примером выборочной инвентаризации является проверка наиболее дорогостоящих материально-производственных запасов, находящихся под материальной ответственностью кладовщика, заведующего складом.

В основе инвентаризаций в зависимости от объектов проверки лежит группировка имущества по видам, назначению и источникам формирования. В связи с этим в организациях проводятся инвентаризации основных средств, нематериальных активов, денежных средств и денежных документов в кассе, дебиторской задолженности и других активов. Инвентаризации подлежат не только ценности, принадлежащие самой организации, но и виды имущества, не находящиеся в ее собственности и числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Организация инвентаризации и порядок урегулирования инвентаризационных разниц регламентируется Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств". До начала отчетного года в соответствии с приказом руководителя организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав этих комиссий утверждает руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии включают представителей администрации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и др.). В нее можно включать работников службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дату)", что в бухгалтерии должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на его получение.

В организациях могут разрабатываться внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность комиссии на каждом этапе проведения инвентаризации. Такая документация передается инвентаризационной комиссии для изучения и следования ей.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Для оформления инвентаризации необходимо применять унифицированные формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Госкомстатом России.

Особенностями формирования первичных учетных документов, отражающих результаты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, являются следующие.

Инвентаризационная опись основных средств формы N ИНВ-1 заполняется отдельно по следующим основным средствам:

- по группам основных средств производственного и непроизводственного назначения;

- по объектам основных средств, находящимся на ответственном хранении, и арендованным основным средствам;

- по объектам основных средств, непригодным к эксплуатации и не подлежащим восстановлению. В описи указывается время ввода в эксплуатацию, причины, приведшие к их непригодности (порча, полностью начисленная амортизация и др.).

Инвентаризационный ярлык формы N ИНВ-2 заполняется, в том случае если инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись.

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных формы N ИНВ-4 составляется отдельно по следующим запасам:

- срок оплаты которых не наступил;

- не оплаченным покупателями в срок;

- право собственности на которые к покупателям переходит в особом порядке.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Вес или объем навалочных материалов (песка, гравия и др.) может определяться по данным технических расчетов. Тогда в документах по инвентаризации делается соответствующая отметка и прикладываются выполненные расчеты.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к инвентаризационной описи.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей зачеркиванием неправильных записей и проставлением над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц должностное лицо, принявшее имущество, расписывается в описи в получении, а сдавшее - в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, в момент ухода инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Этапами проведения инвентаризации являются следующие:

- подготовительный этап;

- основной (рабочий) этап;

- заключительный этап.

После проведения инвентаризации и оформления фактических данных в инвентаризационных описях и актах инвентаризации происходит сопоставление полученных сведений с показателями бухгалтерского учета. Если в результате сравнения фактических остатков имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета выявлены расхождения, то происходит составление сличительных ведомостей.

В сличительных ведомостях суммы излишков и недостач имущества показываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Расхождения фактического наличия имущества с учетными данными, выявленные при инвентаризации, регулируются в соответствии с нормами ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете", п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В настоящее время применяется следующий порядок регулирования таких расхождений:

- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения и виновных лиц;

- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения у коммерческой организации (нормы убыли применяются только в случаях выявления фактических недостач);

- убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Пересортица образуется в результате выдачи материальных ценностей одного сорта вместо требуемого другого сорта и обычно носит неумышленный характер. Если после зачета по пересортице обнаружена недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

- недостачи имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании их с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения.

При списании недостач ценностей или их порчи сверх норм естественной убыли необходимо подтверждение обоснованности такого списания. Они должны быть подтверждены следующими документами:

- решениями следственных или судебных органов, подтверждающими отсутствие виновных лиц;

- отказом на взыскание ущерба с виновных лиц, вынесенным следственными или судебными органами;

- заключением о факте порчи ценностей, полученным от отдела технического контроля или специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, образовавшейся у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют инвентаризационной комиссии подробные объяснения. Когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм естественной убыли и списываются на издержки производства и обращения.

Итоговые данные инвентаризации оформляются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26). В ней определяются предложения о регулировании разниц, обнаруженных инвентаризацией. Они представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Результаты инвентаризации утверждаются приказом руководителя организации. Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией. После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу. Данные проведенной проверки используются:

- для внесения соответствующих записей в регистры аналитического и синтетического учета;

- для отражения записей в промежуточной (по итогам работы за месяц) или годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учет недостач и потерь от порчи имущества, включая денежные средства, выявленные при проведении инвентаризации, ведется на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". По отношению к бухгалтерскому балансу счет является активным. По дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражаются:

- фактическая себестоимость недостающих материально-производственных ценностей, выявленных инвентаризацией;

- фактическая себестоимость полностью испорченных материально-производственных ценностей, выявленных инвентаризацией;

- остаточная стоимость недостающих основных средств, выявленных инвентаризацией;

- остаточная стоимость полностью испорченных основных средств, выявленных инвентаризацией;

- сумма потерь по частично испорченным материальным ценностям и др.

По кредиту счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" списываются:

- недостачи и потери ценностей в пределах норм естественной убыли - на счета затрат на производство и расходов на продажу, когда они выявлены при хранении;

- недостачи ценностей сверх величин (норм) естественной убыли и потери от порчи ценностей;

- недостачи ценностей сверх величин (норм) убыли и потери от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников, а также недостачи товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков.

Списание потерь с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" обычно отражается в размерах и величинах, принятых на учет по дебету этого счета. На счета учета затрат на производство (расходов на продажу) списание недостающих или испорченных материальных ценностей производится по их фактической себестоимости.

При установлении лиц, виновных в недостачах ценностей сверх норм естественной убыли, потерях от порчи имущества, списание их стоимости может быть произведено по рыночным ценам. В соответствии с нормами ст. 246 Трудового кодекса РФ размер ущерба, причиненного работником работодателю при утрате или порче имущества, определяется по фактическим потерям. Такие потери исчисляются исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Поэтому при взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей не по фактической себестоимости, а по рыночным ценам в бухгалтерском учете возникает разница между стоимостью взыскиваемого имущества в разных оценках.

Разница между стоимостью недостающих ценностей по рыночным ценам, отраженной по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчета 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", и их стоимостью по фактической себестоимости (кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей") списывается корреспонденцией:

Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба",

Кредит 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей".

По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы исчисленная и отраженная на счете 98 "Доходы будущих периодов" разница списывается:

Дебет 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей",

Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы".

Пример. 1. На складе в ходе инвентаризации обнаружена недостача материалов по учетным ценам 15 000 руб.:

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

Кредит 10 "Материалы".

2. В соответствии с решением руководителя организации виновником недостачи материалов на сумму 15 000 руб. по учетным ценам признан заведующий складом Степанов В.В.:

Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба",

Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

3. Разница между рыночной стоимостью недостающих ценностей и их стоимостью по учетным ценам в сумме 7000 руб. (22 000 руб. - 15 000 руб.) включена в состав доходов будущих периодов:

Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба",

Кредит 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей".

4. Сумма НДС, восстановленного с недостающих материалов и отражаемого в учете методом "красного сторно", составит 2288,14 руб. (15 000 руб. x 18%: 118%):

Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС",

Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам".

5. Сумма восстановленного НДС по недостающим материалам (2288,14 руб.) отнесена на виновное лицо:

Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба",

Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам".

6. Заведующим складом Степановым В.В. внесена в кассу сумма недостачи материальных ценностей, выявленных инвентаризацией, вместе с НДС - 24 288,14 руб. (22 000 руб. + 2288,14 руб.):

Дебет 50 "Касса", Кредит 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

7. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица - Васильева П.И., и учетной стоимостью недостающих ценностей (7000 руб.) включена в состав прочих доходов организации:

Дебет 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей",

Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы".

Недостачи ценностей, выявленные в отчетном году, но относящиеся к прошлым отчетным периодам, признанные материально ответственными лицами или на которые имеются решения суда о взыскании с виновных лиц, отражаются записью:

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",

Кредит 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 3 "Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в прошлые годы".

Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба",

Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

По мере погашения задолженности выполняется следующая корреспонденция:

Дебет 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 3 "Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в прошлые годы".

Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы".

Организация документооборота

Отчетность, готовящаяся для сдачи в инспекцию (в том числе и годовая отчетность по итогам очередного финансового года), формируется в целом по организации, то есть с включением показателей всех ее подразделений (п. 8 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н). Иначе говоря, для составления бухгалтерской отчетности всего предприятия показатели бухгалтерских балансов, а также отчетов о прибылях и убытках суммируются. Очевидно, что при этом учетная политика, выбранная компанией, должна быть едина для всех ее филиалов, представительств и иных подразделений. Филиалы и иные обособленные подразделения не вправе применять принципы учета, отличающиеся от принципов, утвержденных головным офисом.

Нужно наладить обмен учетной информацией с филиалами. Не всегда это просто. Как показывает практика, иногда возникают ситуации, когда бухгалтерия получает из обособленного подразделения требуемую информацию с опозданием. В крупных компаниях, имеющих разветвленную сеть, филиалы могут быть расположены на большом расстоянии от центрального офиса. Поэтому неудивительно, что бухгалтеры сталкиваются иногда с задержками при передаче оригиналов бумажных документов. Очевидно, что подобная неслаженность не самым лучшим образом отражается на эффективности работы бухгалтерского подразделения компании и в худшем случае может привести к необходимости подачи уточненных налоговых расчетов (деклараций), в которых уже будут учтены не присланные вовремя данные и пересчитаны показатели. Это приведет к необходимости уплаты пеней. Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуется разработать специальное положение о филиале, которое будет определять все вопросы документооборота между бухгалтериями головного подразделения и филиала, либо посвятить этим вопросам отдельный пункт в учетной политике предприятия. В особенности стоит обратить внимание на четкое определение сроков представления информации (документов, отчетности) из филиала, а также ее состав.

Бухгалтерский учет в компании, имеющей филиалы, можно вести двумя способами. Первый - централизованный, то есть учетные функции филиала исчерпываются только оформлением первичных документов, а вся остальная работа проделывается в центральном офисе. Этот вариант требует очень хорошо отлаженной системы доставки документов в головное подразделение, без нарушения сроков. Его разумно применять, если филиал не занимается активной деятельностью и количество его финансово-хозяйственных операций невелико. Второй способ - когда филиал ведет бухгалтерский и налоговый учет практически без вмешательства головного подразделения и, в частности, формирует обособленный баланс, который затем направляет в основную бухгалтерию для консолидации в целом по организации. Этот подход применяют для филиалов, которые имеют крупные обороты и большое число операций.

Что касается хранения первичных документов, то где их держать, организация решает самостоятельно. Специальных законодательных требований здесь нет, компания исходит исключительно из соображений собственного удобства. Оформлять внутренним документом решение по хранению документов в основной бухгалтерии или в бухгалтерии филиала не требуется, но этот момент можно прописать в учетной политике предприятия либо в положении о филиале.

Во многих случаях удобнее иметь документы в головном подразделении. В особенности это логично, когда центральный офис сам ведет бухгалтерский и налоговый учет. Но и в случае наличия обособленного баланса у филиала первичные документы можно хранить в управляющей бухгалтерии. Это позволит, во-первых, отслеживать правильность оформления первичной документации, а, во-вторых, при проверке оперативно представить требуемые сведения инспекторам. Напомним, что если организация не сдаст затребованные сведения, то она будет оштрафована в размере 50 руб. за каждый отсутствующий у инспекторов документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Срок представления документов - 10 рабочих дней, причем он может быть продлен, если компания по каким-либо причинам не имеет возможности его соблюсти. Для продления необходимо письменно уведомить налоговую инспекцию о невозможности сдать документы, с обоснованием причин и указанием сроков, когда это станет возможным (п. 3 ст. 93 НК РФ). Такое уведомление нужно успеть сделать в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов.

Что касается темы проверок, то самостоятельная выездная проверка может проводиться только в отношении того филиала (представительства), создание которого закреплено в учредительных документах фирм (ст. 55 ГК РФ). Время проведения проверки в данном случае ограничено сроком в один месяц, и продлеваться он не может. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

В отношении других подразделений, не отраженных в учредительных документах, налоговый контроль может проводиться только в рамках проверки юридического лица в целом. Продолжительность проверки в данном случае вне зависимости от количества подразделений составляет 2 месяца. Данный срок может быть продлен до 4 или, в исключительных случаях, до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Итак, для корректного ведения учета, а также во избежание проблем с налоговыми органами при проверках организация должна наладить документооборот между подразделениями. Рассмотрим особенности обмена информацией в двух указанных выше случаях - если филиал является "зависимым" от центрального офиса в плане ведения учета (то есть только сам филиал лишь заполняет "первичку") и - второй случай - если филиал выделен на отдельный баланс.

Прежде всего в учетной политике должны быть установлены неукоснительно соблюдаемые сроки передачи текущих документов. Например, каждую неделю по вторникам и пятницам. За передачу документов приказом руководителя необходимо назначать ответственных лиц. Сотрудника филиала должен курировать бухгалтер из центрального подразделения, который будет принимать документы по описи (конечно, это необязательно, но желательно, если работа еще не налажена). Конечно, если головное подразделение территориально удалено от филиала, то и времени передача "первички" затребует немало, что плохо сказывается на оперативности учета. Чтобы ускорить процесс, можно применять информационные технологии. Самый простой вариант - дублировать по электронной почте документ, который еще не дошел до центрального офиса. Таким образом, основная бухгалтерия сможет получать всю информацию, содержащуюся в недошедших документах, в более оперативном режиме.

В отличие от только что рассмотренного случая обособленные подразделения, о которых пойдет речь сейчас, ведут бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно практически в полном объеме. В связи с этим в центральный офис они сдают уже итоговую информацию о заключительных оборотах по счетам бухгалтерского учета. В настоящее время в основном для передачи таких данных используется специальное программное обеспечение, то есть информация передается дистанционно в электронном виде. В тех же случаях, когда у компании нет такой возможности, используется авизо. Официальной формы этого документа нет, фирма разрабатывает его самостоятельно с учетом требований к оформлению, установленных п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Авизо - это извещение в письменном виде об изменении состояния взаимных расчетов. Во внутрихозяйственных расчетах чаще всего используется для сообщения о приеме-передаче затрат, финансовых результатов и обязательств. В то же время на такие операции, как передача имущества или денег, авизо не оформляется. Авизо составляется в двух экземплярах. Первый направляется в основную бухгалтерию, и на его основании там делаются соответствующие записи в бухгалтерском и налоговом учете. При этом используется счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Второй экземпляр с отметкой о том, что информация доведена до сведения центрального офиса, остается в филиале. Для однотипных операций может оформляться одно общее авизо. Сроки передачи авизо в головное подразделение закрепляются в учетной политике предприятия. Также авизо используются для внутренних расчетов между обособленными подразделениями одной организации.

Обработка учетной информации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: