Эмоции – отражение отношений субъекта к значимым объектам окружающего мира. эмоция включает в себя два компонента: псих. отр-ие объекта эмоции и псих. отр-ие состояний ее субъекта.
Тема 9. Эмоции и чувства.
Способности не тождественны ЗУН, способности – возможности для их приобретения. Формируются прижизненно в процессе деятельности на основе задатков. Задатки – природные предпосылки способностей, особенности строения мозга, органов чувств и движений.
Способности
Способности – индивидуально-психологические характеристики личности, определяющие успешность ее деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро, легко и прочно осваивает способы ее осуществления.
Необходимыми условиями развития способностей являются:
а) наличие задатков. Возможно это некоторые св-ва н.с. – общая активность, повышенная чувствительность и т.п. Возможно это специальная предрасположенность (в отделах КГМ) к восприятию звуков, цветов, форм, к обобщениям, к установлению связей и отношений. Проявление задатков зависит от условий индивидуального развития.
|
|
б) напряженная, интенсивная деятельность ребенка, обучение и самообучение;
в) выраженная мотивация ребенка, проявляющаяся в активности, увлеченности, желании заниматься этой деятельностью. Так одаренные дети могут часами изо дня в день заниматься интересующим их делом, не уставая и не напрягаясь. Для них это одновременно труд и игра. Все их интересы, переживания, поиски сосредоточены вокруг этих занятий. С другой стороны, нельзя научить ч-ка, если эти кач-ва у него отсутствуют.
г) совпадение обучения с сензитивным периодом в развитии способности (периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности). Развитие способностей в такие периоды происходит очень быстро. У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих др. др.
д) обогащенная среда, т.е. среда, наполненная стимулами и впечатлениями, способствующими развитию способности;
е) общие благоприятные условия воспитания, отсутствие психических травм (отсутствие излишнего принуждения).
При выраженных способностях родителей с большей вероятностью создаются благоприятные условия для развития тех же сп-тей у детей.
Рубинштейн. Эмоции – субъективная форма существования потребностей (мотивации). Т.е. потребности открываются субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них д-ть.
|
|
Функции эмоций:
1) Функция оценки. Эмоции сигнализируют субъекту о значимости отражаемых предметов и их способности удовлетворять потребности ч-ка.
2) Функция побуждения. Эмоция побуждает ч-ка присвоить, овладеть полезным и избавиться от вредного. Такие эмоции как возмущение, гордость, обида, ревность способны навязать ч-ку определенные поступки, даже нежелательные (бегство, агрессия). эмоции организуют некоторую д-ть, отвлекая на нее силы и внимание, что может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деят-ти.
3) Регулирующая функция эмоций. Заключается в сосредоточению пр-сов познания на предметом содержании, имеющем эмоциональную окраску. а) Функция подкрепления – способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. б) Эмоции играют роль в актуализации закрепленного опыта предвосхищающая функция). Т.е. актуализация следов опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможно приятном или неприятном их исходе..в) Эмоции обеспечивают целостность отражения окр. мира – эмоциональное переживание события закрепляет в восприятии и памяти связь его элементов.
4) Функция активации. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения ЦНС и ее подструктур (включая ур-нь бодрствования). Активация вегетативного отдела н.с. приводит к изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных пр-сов, либо демобилизацию, накопление энергии.
5) Экспрессивная функция эмоций. посредством изменений в мимике, пантомимике, звуковых реакциях эмоции передают информацию в пр-се общения между индивидами (невербальная комм-ия)
Подклассы эмоциональных явлений: эмоции, аффекты, настроения, чувства, страсти. Описать виды эмоций.
Аффект – стремительно и бурно протекающий эм-ый пр-с взрывного хар-ра, который может дать разрядку в действии, не подчиняясь сознательному волевому контролю. Аффективные действия не вполне регулируются ч-ком, характ-ся утратой самообладания и изменением всей жизнедеятельности орг-зма (учащение дыхания, расстройство мелких движений, нарастание возбуждения в подкорке и индуктивного торможения в коре). Аффект вызывается сверхсильным возбуждением в конфликтной ситуации.
Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, захватывающее ч-ка. По интенсивности эмоционального возбуждения сходно с аффектом. Страсть, в отличие от аффекта. Не является вспышкой; она всегда выражается в сосредоточенности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Настойчивая устремленность личности означает наличие волевых компонентов в страсти, а подчиненность ч-ка своему влечению отражает пассивный аспект страсти (двойственность).
Настроение – разлитое общее состояние личности. Настроение не приурочено к к-л. частному событию, оно не предметно (радостно, грустно, весело). Тогда как эмоции, чувства всегда связаны с к-т. объектом (радуемся чему-то, тревожимся из-за чего-то). Причина настроения часто не осознается. Настроение может возникнуть под влиянием отдельного впечатления, которое обобщается в связи с тем, что относится к особо значимой для дичности сфере.