Тема 11. Общение и речь

План:

1. Общая характеристика общения.

2. Понятие языка и речи.

3. Функции речи.

4. Виды речи.

Общая характеристика общения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение – важнейшее условие психического развития человека. В общении передаются знания, социальный опыт, формируется личность человека, его сознание.

В общении выделяют три стороны:

- коммуникативная сторона общения (обмен информацией между ее участниками, представлениями, идеями, настроениями, интересами и т.п.);

- интерактивная сторона общения (обмен действиями, поступками; взаимодействие, организация совместной деятельности);

- перцептивная (взаимовосприятие и взаимопонимание между общающимися).

Передача информации и влияние на другого человека, т.е. изменение его поведения, мыслей, чувств возможно лишь посредством использования знаковых систем. В зависимости от используемых знаков различают вербальную (словесную) и невербальную (несловесную) коммуникацию.

Понятие языка и речи.

Следует различать такие сходные понятия как речь и язык.

Язык – система средств общения. Правил передачи мысли, система словесных знаков, средство существования и передачи общественно-исторического опыта.

Речь – это язык в действии, процесс общения с помощью языка. Речь свойственна только человеку. Речь – применение языка в процессе общения для передачи мысли и чувства. Речь – это только вербальная коммуникация.

Речь выполняет несколько взаимосвязанных между собой функций.

Функции речи:

1. Обозначающая функция речи (сигнификативная, семантическая). Слово обозначает предмет, действие, состояние и т.п. слово также обобщает существенные признаки целой группы сходных явлений. Значение слова формируется в процессе осознания употребления предмета, его реальных функций. Семантическая функция речи формируется в совместной общественной деятельности людей.

В данной функции речь предстает как средство мышления (общения человека с самим собой), как форма существования мысли.

Семантическая функция речи присуща только человеку, у животных отсутствует: их звуки выражают лишь испытываемые ими эмоциональные состояния (гнева, голода, довольства). Животные с помощью издаваемых звуков не могут сообщать о своих состояниях, а могут лишь заражать ими других животных. Речью звук становится лишь тогда, когда он перестает сопровождать соответствующее эмоциональное состояние, а начинает его обозначать.

2. Коммуникативная функция речи. Речь выступает как средство передачи знаний, мыслей (информационная сторона речи).

Речь выступает как средство выражения, передает чувства и отношения (выразительная сторона речи). Т.е. речь выражает отношение говорящего к тому, о чем он говорит и к тем, к кому он обращается. Это генетически первичная функция речи. Речь выражает больше, чем обозначает благодаря выразительным средствам – интонации, модуляциям голоса, ритму, паузам, жестам, мимике и т.п.

Речь выступает также как средство воздействия на других людей, на их поведение, мысли и чувства (побудительная сторона речи). Это также одна из первичных функций речи. Животные также с помощью звуков могут воздействовать на поведение других животных. Но делают они это неосознанно, нецеленаправленно (крик вырывается). Воздействие происходит в силу условнорефлекторной связи сигнала (крика) с определенной ситуацией (опасности) и способа реагирования (бегства). Человек же воздействует на другого человека осознанно, через значения слов.

Виды речи.

 
 


Все виды речи тесно связаны между собой. Общее для всех – использование слов.

Внутренняя речь – речь беззвучная. Это речь про себя и для себя. Это речь сокращенная (со значительными пропусками). Это речь предикативная – проговаривается то, что утверждается, и опускается как само собой разумеющееся то, о чем идет речь. Внутренняя речь, например, типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях. Внутренняя речь – форма существования мысли. Внутренняя речь происходит от речи внешней в процессе интериоризации.

Письменная речь – речь с помощью письменных знаков. Буквы письменной речи обозначают звуки устной речи (при альфабетическом письме). Письменная речь чаще используется как речь деловая, научная, предназначена не для непосредственно присутствующего собеседника (а для отсутствующего или безличного). Направлена преимущественно на передачу отвлеченного содержания. Требует развернутого построения мысли, логически связного, систематического изложения.

В письменной речи ограничено использование выразительных средств, присущих устной речи (интонации, жесты, мимика). Отсутствует непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника. Пишущий должен самостоятельно строить свою речь так, чтобы она была понятной для читателя. Письменной речи свойственна сложная композиционно-структурная организация. Типичные для нее синтаксические конструкции и стили. Письменная речь – речь контекстная.

Устная речь функционирует как разговорная речь в ситуации беседы. Устная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. В устной речи понимание возможно с полуслова в силу общности ситуации общения. Поэтому в устной речи многое не договаривается. Устная речь – речь ситуативная. Устная речь богата выразительными средствами. Для устной речи не обязательно планирование – слушатель сам помогает регулировать речь. Если говорящий обнаруживает непонимание слушателя, он тут же перестраивает свою речь – поясняет одно, подробнее останавливается на другом.

Устная речь может быть диалогической или монологической.

Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников (разговорная). Развернута не полностью. Такая речь будет малопонятной внешнему наблюдателю, не включенному в ситуацию общения. Многое в такой речи не проговаривается, подразумевается, т.к. заранее известно говорящим.

Монологическая речь - достаточно длительная речь. Не перебивается репликами слушателей, требует предварительного планирования. Подготовки. Обычно это лекция, доклад, выступление. Монологическая речь близка письменной по своей композиционной сложности, завершенности мыслей, логике и последовательности. Но при этом монологическая речь располагает всеми выразительными средствами устной речи.

Развитие письменной и монологической речи требует специального обучения (в школе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: