Закономерности ощущений

Св-ва ощущений.

Ощущение – отражение предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раз­дражителей на органы чувств.

Тема 10. Ощущения.

Значение сенсорных воздействий для функционирования и развития ГМ (сенсорная депривация). Анализатор.

Качество. Это особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, гром­кости, зрительные – по насыщенности, цвету. Интенсивность. Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Продолжительность определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время (латентный период ощущения). Пространственная локализация. Это нахождение раздражителя в пространстве.

Подпороговые ощущения (слабый раздражитель, не вызывающий ощущения). Минимальная интенсивность раздражителя, вызывающего ощущение, - нижний абсолютный порог ощущения. Чувствительность обратно пропорциональна порогу. Верхний порог – максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. Пороги для различных видов ощущений, а также людей различны. Пороги чувствительности могут меняться в зависимости от значения раздражителя для человека. Существуют также разностные пороги чувствительности.

Психофизиологические закономерности ощущений. Чувствительность органа зависит также от его физиологического состояния:

1) Адаптация – приспособление органа к длительно воздействующему раздражителю (понижение или повышение чувствительности). Негативная адаптация – ощущение уменьшается или исчезает. Погружение в воду, привыкание к запаху. Позитивная адаптация – повышение чувствительности. Под влиянием пребывания в темноте увеличивается чувствительность глаза. Слуховая чувствительность возрастает в тишине.

2) Контраст – изменение чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражения. В силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т.д.

3) Последействие раздражений – свойство рецепторов задерживать ощущения. Ощущение не сразу исчезает после прекращения раздражения, некоторое время держится и лишь затем постепенно исчезает. При восприятии мелодии, фильма при быстром следовании раздражений одного за другим происходит слияние отдельных ощущений в единое целое.

4) Взаимодействие ощущений проявляется

а) во влиянии раздражения одного рецептора на пороги другого. Зрительные раздражения влияют на пороги слуховых и обонятельных ощущений, а слуховые раздражения – на пороги зрительных ощущений. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность. Громкий шум уменьшает чувствительность глаза. Слабые световые раздражения усиливают слуховые ощущения, а интенсивные - ухудшает. Тактильная чувствительность возрастает в условиях освещения по сравнению с темнотой.

б) синестезии - качества одной модальности переносятся на другую чувствительность. Например, при цветном слухе качества зрительной сферы переносятся на слуховую. В некоторых выражениях отражаются синестезии различных видов ощущений – кричащий цвет, теплый колорит, бархатистый голос.

в) сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в результате упражнения. У детей, занимающихся музыкой, развивается звуковысотный слух.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: