Процессы памяти. Память включает в себя пр-сы запоминания и воспроизведения

Тема 15. Память.

Память включает в себя пр-сы запоминания и воспроизведения. Пр-сы памяти отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Память оперирует образами, отличными от образов восприятия – представлениями.

Представления – это воспроизведение чувственных образов восприятия. Представления основываются на прошлом опыте. Представление – это образ предмета, который воспроизводится в его отсутствие на основе предшествовавшего сенсорного воздействия. Образ же восприятия возникает при непосредственном присутствии предмета. По сравнению с восприятием представления отл-ся меньшей яркостью, большей фрагментарностью, большей обобщенностью.

Представления могут обладать разной степенью обобщенности. Во-первых, представление – более или менее индивидуализированный образ воспоминания об однократной сцене, об определенном лице, как они предстали в особенно памятный момент. Во-вторых, представление может быть образным, но обобщенным знанием о к.-н. предмете (как он нам вообще представляется, независимо от частной ситуации, в которой он был воспринят). в-третьих, представление м.б. обобщенным образом не единичного предмета, а целого класса аналогичных предметов.

Запоминание. Эффективность запоминания зависит от особенностей самого запоминаемого материала. Лучше запоминается осмысленный материал. Исследования показали, что количество слов, запоминаемых испытуемых, если они объединены во фразу, в несколько раз превышает кол-во запоминаемых бессмысленных слов.

Запоминание не всегда строится на смысловых связях, например, нельзя запоминать по смыслу ряды цифр, статистические данные, номера телефонов. Когда нельзя объединить материал в смысловое целое, его объединяют в структурное целое (расчленение и связывание материала поср-вом ритмизации, симметричного расположения и пр.). Например, стихи в силу ритма и рифмы лучше запоминаются, чем нерифмованный материал. Существенным условием эффективного запоминания является четкая расчлененность и связность материала.

При прочих равных условиях особенно хорошо запоминаются начало и конец материала как структурно более выделяющиеся части (эффект края).

Связность запоминаемого материала может носить также ассоциативный характер. Ассоциативные связи созд-ся в силу пространственной или временной смежности, сходства или контраста.

Запоминание и воспроизведение зависит не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности (установок, интересов). память носит избирательный характер, т.е. мы запоминаем по преимуществу то, что для нас значимо, интересно.

Установка является существенным условием запоминания (в эксперименте испытуемым дается инструкция запомнить). Установка может влиять и на длительность запоминания. В опытах Ааля учащимся предлагалось заучить два одинаковых по трудности отрывка, причем было указано, какой текст они должны будут воспроизводить на следующий день, а какой – через неделю. Проверка воспроизведения обоих отрывков была отложена на две недели. Проверка показала, что второй отрывок был воспроизведен лучше (установка на длительное запоминание).установки могут действовать неосознанно – описки, обмолвки, забытые вещи в теории Фрейда.

В запоминании значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, чем эмоционально безразличный. В зависимости от характерологических особенностей одни люди будут более склонны к запечатлению приятного, а другие – неприятного (в зависимости от жизнерадостного или пессимистического склада их личности). Запоминание эмоционально яркого впечатления (не зависимо от того, приятное или неприятное) будет зависеть от его значимости для данной личности.

Запоминание может непроизвольным (запечатление) и произвольным (заучивание). Непроизвольное запоминание совершается непреднамеренно в ходе деят-ти, ставящей себе иную цель. Произвольное запоминание – это запоминание прямой цели действия субъекта.

Запоминание зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Исследования Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. Запоминание картинок, получившееся непреднамеренно в ходе классификации картинок, без задачи запомнить оказалось выше, чем в случае когда перед испытуемым была поставлена задача картинки запомнить. Эксперименты Смирнова показали, что непроизвольное запоминание в пр-се деят-ти, целью которой не является запоминание, оказывается прочнее (иногда более чем в два раза), чем произвольное запоминание (специальное задание запомнить).

Для запоминания важно повторение. Но повторение не должно быть механическим, а должно превращаться в переработку материала (новое, углубленное его осмысливание). Существенным условием запоминания является понимание.

Для длительного запоминания важно правильное распределение повторений во времени (Эббингауз). Это целесообразнее, чем их концентрация на небольшом отрезке времени. При спешном заучивании (непосредственно перед зачетом), без систематической проработки, материал по большей части быстро забывается.

Как целесообразнее заучивать материал – в целом или по частям? Логически связный материал лучше изучать целостно. При материале неравномерной трудности эффективно заучивание по частям. Целесообразен такой прием: сначала заучивание в целом, затем дополнительное закрепление более трудных мест, и снова закрепление целого. Когда заучиваемый материал обширен, необходимо распределить его на смысловые части, представляющие собой законченные мысли. Оптимальный темп заучивания – медленный сначала и более быстрый в дальнейшем.

Большое значение для запоминания имеет первое воспроизведение. Первые собственные формулировки, как удачные, так и неудачные, даже искажающие смысл воспроизводимого текста, оказываются исключительно стойкими. Мысль срастается с той речевой формой, в которую она выливается в пр-се первичного осмысливания запоминаемого материала.

Воспроизведение. Генетически ранним проявлением памяти является узнавание. Узнавание – это сохранение и воспроизведение внутри восприятия. Узнавание – это деятельность по сопоставлению образа с предметом.

Собственно воспроизведение. Это не механическое повторение заученного. Воспроизводимое не только воспроизводится, но и формируется, т.к. речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. В пр-с воспроизведения вкл-ся мышление, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание.

Воспроизведение может совершаться непроизвольно (механизм ассоциаций и неосознанных установок). При наличии сознательной установки на воспроизведение возникает пр-с вспоминания или припоминания (при затруднениях). Рез-том вспоминания является воспоминание – частный вид представления. Воспоминание возможно там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание – это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей страны.

Сохранение и забывание. Сохранение – не пассивное хранение материала. Это динамический пр-с, предполагающий овладение материалом, его переработку и отбор, участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации, конкретизации). Забывание – оборотная сторона сохранения.

Сохранение материала зависит от участия его в д-ти ч-ка. Количество сохраненного материала обратно пропорционально его объему. Поэтому запоминаемый материал важно дозировать.

Пр-с забывания изучался в опытах Эббингауза. Главная потеря материала после его заучивания приходится на первые 1-2 суток и особенно на первые полчаса-час, при этом общая утрата очень значительна (забывается 71% материала). Другие исследователи показали, что прочность запоминания осмысленного материала значительно выше, чем при запоминании бессмысленного. В опытах Рубинштейна интервал в 40 дней не давал значительного снижения процента воспроизведения.

Реминисценция – улучшение воспроизведения со временем. Например, в опытах дети не могли воспроизвести рассказ сразу после его прослушивания. Но по происшествии некоторого времени содержание рассказа восстанавливалось в их памяти, и они могли его воспроизвести. Реминисценция особенно ярко выступает у дошкольников (непосредственному воспроизведению препятствует эмоциональное торможение, следующее за аффективно переживаемым впечатлением). Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала и овладению им.

Разновидностью забывания является интерференция. Интерференция – ухудшение сохранения запоминаемого материала в рез-те наложения другого материала, с которым оперирует субъект. Различают ретроактивную интерференцию (наложение последующего материала на заучиваемый ранее) и проактивную интерференцию (наложение предшествующей информации на запоминаемую в настоящий момент). Объясняется наличием предела пресыщения (перегрузка психики в результате интенсивного воздействия сложных или сходных раздражителей на протяжении короткого отрезка времени). В рез-те возникает торможение по механизму отрицательной индукции, поскольку раздражители являются сильными. Это приводит либо к затруднению в образовании новых временных связей, либо к ослаблению уже выработанных связей. Эффект края, возникающий при запоминании материала, объясняется наличием обоих видов интерференции. Для того, чтобы избежать интерференции, следует делать перерывы при переходе от одной д-ти к др., середину материала повторять больше, чем начало и конец.

Временное забывание м.б. вызвано запредельным торможением (следствие перевозбуждения клеток КГМ). Может возникать в состоянии утомления или остро выраженного желания что-либо вспомнить.

Забывание, как и запоминание, носит избирательный характер. Оно зависит от не всегда осознанных ч-ком установок, выражающих направленность личности (Фрейд). Забывается то, что перестает быть существенным для личности или то, что идет вразрез с ее устремлениями. Забывается также то, что связано с этапами прошлой жизни личности, утратившими для нее актуальность (особенно если они были связаны с напряженной деят-тью). То, что закончено и исчерпано, скорее подвержено забыванию (Зейгарник).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: