Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии

Речевое поведение в личностно ориентированном общении, т.е. взаимодействии небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладает такой отличительной особенностью, как использование повседневной разговорной речи со следующими характеристиками:

1. Персональность адресации. Собеседники обращены непосредственно друг к другу, говорящий учитывает возможности понининия темы сообщения его слушателем, ждет активной ответной реакции.

2. Спонтанность и непринужденность. Условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, ее участники вынуждены мыслить и говорить одновременно.

3. Ситуативность. Повседневная речь контекстуально связана. Это означает, что устные высказывания и сопровождающую их ми­мику, жесты, тональности голоса и т.д. можно понять только в том специфическом контексте, в котором они используются. Если обна­руживается, что другой не в состоянии целиком и полностью следо­вать за ходом нашей мысли, то используются различные стратегии объяснений — от сопутствующих комментариев до ярких вырази­тельных описаний.

4. Эмоциональность. Контекстуальная связанность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоциональ­но-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника. В целом для понимания смысла разговора более важны не строгая регулярность утверждений и ответов, не их грам­матическая и синтаксическая выдержанность и даже не что гово­рится, а го, как говорится. Стремление быть понятыми побуждает собеседников к частому выражению личных оценок, эмоциональ­ных предпочтений, мнений.

Информативная речь обслуживает общение, целью которого яв­ляется обмен информацией, выяснение истины, принятие ре­шения.

Информативное речевое поведение в повседневном межлич­ностном взаимодействии обычно осуществляется в жанре бытово­го разговора. Коммуникантов мало интересует контактная сторона общения, информация для них гораздо важнее. Как правило, такие разговоры происходят в ситуации, не располагающей к длительно­му пространному обсуждению, зачастую «на бегу», автоматически. Вступить в бытовой разговор могут и хорошо знакомые, близкие люди, и: совершенно незнакомые. Степень близости говорящих не имеет решающего значения.

Плодотворное взаимодействие возможно при согласова принятии обоими собеседниками одного и того же способа ов ния. Если это не удается сразу, то выбирается приемлемый спс общения или разговор прерывается по инициативе любого из т| неров.

Итак, процесс речевого общения в повседневном взаимодействии зависит: от того, что выходит на первый план в сообщении информация или контакт; от предпочитаемой собеседниками пени косвенности коммуникативных средств (прямые или косвенные формы); от характера межличностных отношений (когнитивные или конфликтные).

При проявлении несогласия также можно следовать определенным правилам. Если даже при различных точках зрения собеседники намерены сохранить контакт, то лучше свое сообщение о согласии начать с речевой поддержки, после которой ввести возрастание.

Невербальная коммуникация представляет собой обмен между людьми невербальными сообщениями (т.е. без использования слов).

Эффективное слушание. Слушание — осознанное восприятие сообщений, исходящих от другого человека, предполагающее открыв всему его коммуникативному поведению.

«Слушать» и «слышать» — не одно и то же. Большинство ли рождаются, способными слушать. Это физиологический естес ный процесс, не требующий сознательных усилий от человека.

Слышать - это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и мнить услышанное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: