К числу базовых понятий теории межличностного общения можно отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения», «межличностное общение», «межличностная коммуникация». Каждое из них фиксирует разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения.
Понятие «межличностный контакт» указывает на саму возможность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физически и психологически направлены друг на друга.
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.
Понятие «межличностные отношения» акцентирует эмоционально-чувственный аспект взаимодействия, временные параметры общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникает взаимная эмоциональная зависимость вступивших в контакт людей.
|
|
Понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми.
Понятие «межличностная коммуникация» используется в процессе анализа способов обмена сообщениями между партнер их приема и переработки.
Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
Анализ межличностной коммуникации — это анализ того, при каких условиях и с помощью каких средств представления, идеи, знания, настроения, т.е. субъективный опыт одного субъекта может быть сообщен другому и более или менее точно истолкован им. Задачей исследования тем самым становится выявление и систематическое описание различных предпосылок и условий успешной (или, напротив, неуспешной, затрудненной) коммуникации.
Межличностную коммуникацию можно считать эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наибольшей степени. Любой человек может оценить степень эффективности взаимодействия (как собственного, так и другого человека) со сверстниками или людьми иной возрастной группы, с родственниками или коллегами по работе, с представителями своего или противоположного пола.
Чтобы оценить уровень формирования необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков, используется понятие коммуникативной компетентности, которая складывается из следующих моментов:
-способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение;
|
|
-коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализовать коммуникативный замысел;
-способности разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера;
-навыков самонастройки, саморегуляции в общении, распределять свои усилия в общении.
Аксиомы межличностной коммуникации.Американскому психологу П. Вацлавику принадлежит заслуга описания некоторых свойств коммуникации, имеющих большое прикладное значениев контексте межличностного взаимодействия и названных им аксиомами человеческой коммуникации. Знание данных свойств позволяет объяснить то, что исследователь назвал патологической коммуникацией, т.е. осложнений способные привести к тупикам в межличностном общении.
Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.
Аксиома 2. Любая коммуникация имеет урд'венъ содержания и уровень отношения.
Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий.
Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.
Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так I «3 намеренной, эффективной и неэффективной.