Порядок открытия, регистрации и ликвидации банка

Коммерческий банк (КБ) - основное звено банковской системы

Коммерческий банк аккумулирует все свободные денежные средства, превращает их в капитал и размещает их от собственного имения на принципах платности, возвратности, обеспеченность, срочность, дифференцированность.

Характерной особенностью КБ является цель его деятельности – получение прибыли. В РФ все кредитные организации банковского типа подразделяются на два вида:

1. Коммерческие (собственно) банки

2. Кредитные учреждения.

Кредитные учреждения – это юридические лица не являющиеся банками с уставным фондом не менее 5000 тыс. руб., который по лицензии ЦБ осуществляет отдельные банковские операции, за исключением денежных операций с физическими лицами. В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности:

ü частный

ü коллективный

ü смешанный (количество участников должно быть не менее 3 – х)

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на паевые и акционерные, закрытого или открытого типа.

Паевые коммерческие банки организуются на принципах общества с ограниченной ответственностью (ООО), где ответственность каждого участника ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

У банка функционирующего как акционерное общество (АО) уставный капитал разделен на определенное количество акций равный номинальной стоимости размещаемых между юридическими и физическими лицами. Они организованы по принципу АО открытого типа и АО закрытого типа. Организация устройство КБ соответствует схеме управления АО.

Высшим органом КБ является общее собрание акционеров, которое собирается не реже одного раза в год. Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка, который определяет направление деятельности банка, утвержденное планом, рассматривает вопросы, связанные с деятельностью банка, его финансирование, его взаимоотношения с клиентами. Непосредственной деятельностью банка руководит правление банка.

Порядок открытия и регистрации определяется законом «О банках и банковской деятельности». На проведение банковских операций необходимо получение лицензии от Центрального банка (ЦБ) и прохождение регистрации в ЦБ. При работе с иностранной валютой необходимо получение лицензии на проведение банковских операций в иностранной валюте. Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава.

В качестве учредителей банка могут выступать юридические и физические лица за исключением:

§ государственных и местных органов власти

§ политических организаций,

§ специальных общественных фондов

Не могут участвовать организации, имеющие не ликвидный баланс и объявленные не платежеспособным

Инициативу на открытие банка берут на себя учредители, они оформляют все необходимые документы, а именно формирование устава, определенного круга клиентов и т.д. Учредители заключают учредительный договор, в котором определяются характеристика банка, размер уставного капитала, доля учредителей в уставном капитале, ответственность сторон и т.д. В том случае если взносов учредителей недостаточно для создания уставного капитала в учредительном договоре оговариваются условия, на которые привлекаются акционеры (пайщики) банка. В этом случае учредительный договор дополняется подписными листами, где пайщики или акционеры сообщают решение об участие в учреждение КБ.

Не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора, учредители предоставляют в главное управление ЦБ по месту своего нахождения все документы необходимые для регистрации банка:

ü устав банка

ü учредительный договор

ü подписные листы

ü протоколы акционеров банка и аудиторские заключения об их финансовом положение

ü экономическое обоснование необходимости создания банка

ü расчетный баланс на конец 1 года деятельности

ü документы служебные помещения и т.д.

Не позднее 1 месяца с момента поступления документов главное управление ЦБ в адрес КБ направляет заключение о целесообразности создания банка на данной территории.

Ликвидация КБ осуществляется путем отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Решения публикуется в печати и доводится до ликвидируемого банка. Получив решение об отзыве лицензии, участники банка должны сформировать ликвидационную комиссию с участием в ее составе представителя Центрального банка.

Основание для отзыва лицензии:

ü установление не достаточности сведений на основание которых выдается лицензия

ü задержка начала осуществления банковских операций предусмотренных лицензией более чем на год со дня ее выдачи

ü установление фактов не достоверности отчетных данных с осуществлением банковских операций, не предусмотренных лицензией (том числе не однократно).

ü не удовлетворительное финансовое положение, не выполнение своих обязательств перед вкладчиками или кредиторами и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: